Формирующий этап развития познавательной активности на внеурочных занятиях по математике (Занятие 1)
В рамках формирующего эксперимента на внеурочных занятиях по математике мы осуществляли реализацию педагогических условий организации и развития познавательной активности младшими школьниками на практике.
Нами была разработана программа для внеурочных занятий по математике «Занимательная математика» (Приложение 5).Во время прохождения Государственной педагогической практики, мы использовали материал данной программы, направленный на развитие познавательной активности у младших школьников.
Рабочая программа «Занимательная программа» интеллектуальной направленности разработана на основе авторской программы «Занимательная математика» (авт. Е.В. Кочурова).
Примерные занятия, направленные на развитие познавательной активности младших школьников:
Занятие 1
Тема: «Танграм – геометрическая головоломка».
Цели:создать условия для знакомства с понятием «танграм»; учебе играм, связанным с танграмом.
Предметные результаты:познакомиться с понятием «танграм» и их типами; научиться играм, связанным с танграмом.
Регулятивные УУД:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ход занятия
Что такое танграм?
Тангирам - головоломка, которую придумали в Китае. В переводе с китайского, обозначает 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).
Легенды появления танграмII.Выступление учащихся:
Танграм - очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры «Танграм».
Правила игры:В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.Элементы фигур должны примыкать один к другому.Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.
Типы задач, решаемых танграмом.1.Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.2. Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов.Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия.
Применение танграмаТанграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади (Вуджик, 1996)
Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник,трапецию, параллелограмм и т.д.
III.Работа в парах.
Сегодня я предлагаю составить фигуру семью тонами одного танграма, на каждой парте конверт с танграмом.
Заключение
-Что интересного было на занятиях?
- Что особенно запомнилось?