Статья Обобщение опыта учителя ИЗО, МХК, черчения и технологии МАОУ СОШ №1 г. Немана Ефимчик Ольги Леонидовны
Обобщение опыта
учителя изобразительного искусства, черчения, МХК и технологии
высшей категории
МАОУ СОШ №1 г. Немана
Ефимчик Ольги Леонидовны
Новый XXI век требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться в современном противоречивом сложном мире, перенасыщенном огромным количеством информации, умения найти в нём своё место, стать успешным человеком, специалистом, сохранив при этом интерес к жизни, желание и умение творчески преобразовывать, окружающую действительность, формировать свой мир по законам гармонии, красоты и добра. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельности, ответственности за свой выбор, умения мыслить нестандартно, творчески, быть социально активной, позитивной личностью, желающей и умеющей развиваться, совершенствовать, обогащать и изменять себя и мир, руководствуясь принципами толерантности, взаимопонимания, сотрудничества.
Поэтому, целью своей педагогической деятельности на современном этапе ставлю формирование творческого начала в личности ученика, воспитание человека, умеющего учиться самостоятельно, стремящегося к самосовершенствованию, способного ставить цели, принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации.
Несмотря на кажущуюся лёгкость и простоту предмета «изобразительное искусство», по сути своей это уникальный синтетический предмет, где ребёнок проявляет и свои универсальные учебные умения, и специальные знания и навыки. А графическая культура является очень важной частью учебной культуры школьника.
Глазомер, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, умение мыслить объёмно, пространственно, соблюдать пропорции, умение увидеть конструкцию предмета сквозь сложность внешней формы, составить гармоничную композицию — всё это необходимые умения не только на уроках изо и черчения, но и во всей учебной деятельности ученика..А как обойтись без умения формулировать свои мысли, передавать словами свои ощущения, переживания, чувства, без умения репродуцировать, то есть просто воспроизводить образец без ошибок и изменений? Но и без специальных предметных учебных умений на моих уроках не обойтись.
Все это самые необходимые на уроках изо умения, которые формируются во время занятий. Различные виды заданий на уроках выявляют и развивают различные степени способностей и уровни одарённости учащихся. Но в искусстве не может быть единственного правильного ответа, особенно в работах с творческой компонентой. Работ-ответов будет много — столько же, сколько и учеников. И все ответы будут разными. И все — правильными! Разве возможно такое на каком-то другом уроке?!
И конечно, сам вид деятельности на уроках, особенно в свете последних требований времени, предполагает индивидуальный подход к личности каждого ребёнка и применение методов дифференцированного обучения. Ведь очень часто учебная деятельность детей на уроках ИЗО по сути своей есть деятельность творческая, а значит, в большой степени индивидуальная и дифференцированная.
Как это происходит на моих уроках, я далее покажу на примере модифицированной программы «Искусство шрифта на уроках ИЗО», разработанной мною.
Я работаю в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №1 города Немана с 1984 года учителем изобразительного искусства и черчения. Периодически, в зависимости от профиля старших классов, вела и веду предмет «МХК». С 2011 года начала преподавать в 5-6 классах предмет «Русские умельцы», с 2012 года – предмет «Русская художественная культура». Конечно, предварительно я прошла курсы по преподаванию этих дисциплин в КОИРО г. Калининграда. В 2011-2013 г.г. преподавала и в 2014-2015 преподаю предмет «мировая художественная культура» в 10-11 классах в рамках профильных программ обучения в старшей школе. В своей деятельности использую современные образовательные технологии: разноуровневое обучение, технологию игровых методов обучения, проектную деятельность, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.
Студия «Волшебная кисточка»
Я много лет веду в нашей школе внеурочные занятия по изобразительному искусству и оформительской деятельности.
Программу занятий составляю сама. В студии занимаются 20 детей разного возраста. Для того, чтобы занятия в студии были интересны и не утомляли детей, предусматриваю смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности школьников способствует разнообразие форм и методов работы: занятия в классе продолжаются работой с натуры на пленере, оформление школьного актового зала к праздникам сменяется работой над большими тематическими листами при подготовке к школьным, районным и областным конкурсам рисунков и плакатов, коллективные творческие дела в школе завершают выставки классных стенгазет, плакатов, рисунков. В этих конкурсах дети проявляют всё своё творчество, фантазию, выдумку.
В студии занятия проводятся во внеурочное время с разновозрастными детьми (начальная школа и среднее звено) , имеющими особый интерес к рисованию. Занятия позволяют более глубоко изучить предмет и полнее реализовать цели, которые перекликаются с целями уроков изо: развивать художественно – творческие способности учащихся, учить детей видеть и передавать в своих работах красоту окружающего мира, прививать ученикам любовь к традиционному народному искусству в процессе теоретических и практических занятий, учить детей понимать искусство и формировать потребность в общении с ним. Занятия в студии предполагают решение следующих основных задач:
Знакомить учащихся в теории и на практике с законами цветоведения, цветовосприятия, с основными понятиями изобразительного искусства.
Знакомить детей с основными законами композиции, с творческими приёмами работы художника в различных сферах человеческой деятельности, осуществляя процесс обучения в три этапа: копирование, вариация, импровизация.
Научить юных художников приёмам народных мастеров: свободному мазку, особенностям кистевой росписи.
Дать ученикам некоторые навыки в компьютерной графике (программа Peint).
Научить детей основным приёмам оформительской работы.
На занятиях в студии я стараюсь более подробно, углублённо изучить в беседах с детьми теоретические положения из разделов «Цветоведение», «Композиция», «Графика», «Живопись», «Декоративное рисование», мы выполняем упражнения по этим темам и большие (итоговых) работы. Темы, как правило, дети выбирают самостоятельно, но проработка композиции, её подробная прорисовка, воплощение рисунка в материале, конечно, требует большой индивидуальной работы с каждым учеником. Дети очень живо и доброжелательно обсуждают работы друг друга, дают советы, аргументируют их, то есть учатся анализировать, формулировать своё мнение, учатся быть художественно грамотными зрителями.
Есть и раздел «Рисование с натуры». В этой работе как нигде воспитывается наблюдательность, терпение, внимательность, умение мыслить конструктивно. Чтобы дети могли удачно реализовать трудные задачи рисования с натуры, ставлю очень яркие, красивые, привлекательные с эстетической точки зрения натюрморты, выбираем красивые виды, элементы пейзажа в процессе работы на пленере, чтобы у них возникло чувство восхищения и желание выполнить работу.
На занятиях в студии дети выполняют и конкурсные тематические работы различного характера и уровня, учатся оформительским приёмам, что помогает им во внеклассной работе при оформлении тематических стенгазет и плакатов, лозунгов, листов личных портфолио, классных уголков, в оформлении школьного актового зала и классных комнат к праздникам.
Есть в программе и раздел «Компьютерная графика», где предполагается выполнение нескольких работ на компьютере.
Занятия в студии предполагают знакомство как с современными видами изоискусства, так и с народным творчеством, с традиционными приёмами росписи в народном декоративно – прикладном искусстве, с различными видами народных промыслов. Я сама хорошо владею приёмами кистевой росписи, могу показать их детям. Мы выполняем росписи в стиле различных народных промыслов по выбору детей. Это может быть блюдо или чаша из папье-маше, деревянная разделочная доска или ваза, выточенная мальчиками на уроках технологии, макет пасхального яйца или силуэт матрёшки из фанеры.
В течение учебного года дети должны получить основные сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах оформительской деятельности, декоративной работе, ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства . Особым направлением работы является подготовка конкурсных работ, участие в районных, областных, российских конкурсах рисунков. Эта работа органично вплетается в занятия по определённым видам изобразительной деятельности, идущие в течение года.
Учащиеся студии неоднократно становились участниками, .призёрами. дипломантами разнообразных конкурсов рисунков школьного, районного и регионального уровня. Ежегодно активно участвуем в весенней районной выставке творческих работ учащихся, где всегда отмечаемся дипломами.
Внеурочная деятельность, проводимая в студии «Волшебная кисточка», обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах, программа работы студии не связана рамками обязательных учебных программ, продолжительность занятий не ограничивается строго по времени. Студия имеет большие возможности для организации более разнообразной творческой деятельности детей и позволяет в оптимальном сочетании с традиционными использовать и инновационные формы и методы работы. В последнее время я стараюсь использовать мультимедийные презентации по изучаемым темам, которые готовлю сама или пользуюсь материалами библиотеки фестиваля педагогических идей «Открытый урок», доступными мне как члену Педагогического клуба «Первое сентября».
Наличие учеников - победителей и призёров конкурсов подробно представлено в Приложении . Моя мама была учителем. Преподавала русский язык и литературу. Я с детства знала, насколько сложен и тяжёл труд педагога, как много времени и сил он отнимает. Но тогда же я увидела и насколько он порой радостен и интересен. Самыми яркими воспоминаниями остались для меня приходы маминых бывших учеников, их рассказы о себе и их весёлые воспоминания о школе у нас дома за чашкой чая. Мама была хорошим учителем и очень заботливой «классной мамой».
Могу сказать, что мама и сейчас для меня пример.
Я всё время стремилась стать таким классным руководителем, который умеет слушать ребёнка, видеть, и понимать его проблемы, сочувствовать, принимать и помогать, умеет занять позицию старшего, быть мудрым, уметь прощать.
Стараюсь создать в классе благоприятный психологический климат, доброжелательную атмосферу. Школа, класс должны стать для подростка местом, где ему комфортно, приятно, интересно находиться.
Ведущие цели воспитательной работы, поставленные мною:
Формирование нравственного сознания.
Задача:
воспитывать следующие интегративные качества:
ответственность;
объективную самооценку;
дисциплину;
умение подчиняться и руководить;
II. Формирование нравственных позиций по отношению к другому (к другому полу, возрасту, уровню способностей и одарённости).
Задачи:
воспитывать умение соотносить себя с другими;
видеть границу между «можно» и «нельзя», когда рёчь идёт о девочках, девушках, женщинах;
воспитывать умение уважать старших и младших, более или менее способных сверстников;
Конкретные задачи, реализуемые в течение воспитательного процесса:
развивать коммуникативные качества, умение грамотно общаться со старшими и сверстниками, с младшими во время учебной и внеурочной деятельности;
воспитывать культуру этического поведения на практике (тон, эмоциональный фон, интонация);
формировать умения слушать, понимать другого, сочувствовать ему, формулировать свои высказывания в приемлемой форме;
вырабатывать общие для всего коллектива принципы и правила общения, нравственные понятия, которые должны уважаться, приниматься и соблюдаться большинством ( и даже каждым);
помочь каждому подростку пройти сложный период формирования личности с наименьшими потерями;
Школа – это целый мир! Годы, проведённые здесь, должны остаться в памяти человека как время живого общения, интересных дел, больших и маленьких открытий. Надеюсь, что мои бывшие и нынешние ученики ,думая о школе, вспомнят и наши походы, и наши экскурсии, и просто тихие разговоры с глазу на глаз, и ,конечно, уроки.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
В «Концепции модернизации Российского образования» модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Я реализую становление как универсальных, так и специальных предметных действий учащихся средствами предметов ИЗО и технологии, мировой художественной культуры и русской художественной культуры, при этом решая следующие педагогические задачи:
- повышение мотивации обучения;
- формирование коммуникативных навыков (вести диалог, участвовать в дискуссии, умение слушать, выступать по теме);
-формирование учебно-информационных навыков и умений;
-формирование адекватной самооценки и взаимного оценивания;
Я разделяю идеи развивающего обучения, при котором условиями развития школьников является не только их учебная, но и и внеурочная деятельность. Таким образом, в основе моей работы лежат идеи педагогики сотрудничества, важнейшее место в которой занимают отношения "учитель - ученик". Отталкиваясь от цели работы школы (создание условий для многогранного развития личности учащихся и успешной самореализации каждого ученика в дальнейшей жизни), общей целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творческой личности ученика. Эта общая цель конкретизируется в моей деятельности как учителя. Основными задачами в области воспитания в моём понимании являются:
укрепление здоровья школьников;
привитие интереса к самостоятельным занятиям;
вооружение учащихся знаниями;
воспитание личности, способной к саморазвитию и самореализации вжизни;
В ходе совместной деятельности стимулирую учащихся к достижению поставленной цели, обеспечиваю эмоциональную поддержку детей в ходе работы, создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка, поддерживаю общий позитивный фон.
Каждый современный урок требует творческого подхода. Он должен быть звеном в системе, созданной учителем, для успешной деятельности ребёнка по освоению комплекса теоретических и практических учебных действий в рамках нашего универсального предмета ИЗО. Задача целостного формирования индивидуальности — важнейшая задача педагогики, как нигде реализуется на уроках изо, ведь любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир.
Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, поэтому способам рисования следует учить. Необходимы специальные упражнения и задания по технике линии, тушёвки, способам использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. По сложившейся традиции, уроки изодеятельности опираются на специальную методику. Художественная деятельность должна находить разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме, демонстративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, результатов собственного творчества, индивидуального и коллективного, изучение художественного наследия, поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме, прослушивание музыкальных т литературных произведений.
Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Изучение ИЗО даёт возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история, обществознание, русский язык и литература). Особенно это наглядно демонстрирует работа над тематическими проектами. Творческая деятельность с использованием художественных техник и материалов может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, проектными работами на базе музейных тематических исследований.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) позволяет сделать процесс взаимодействия учителя и ученика более интересным, ярким, разнообразным, увлекательным.
Учитель легко может сделать процесс изложения учебного материала более понятным, логически выверенным, последовательным, структурированным, а урок более насыщенным, плотным. Уроки-презентации позволяют объединить богатый разнородный иллюстративный материал (исторический, фактологический, искусствоведческий, литературный, музыкальный ) в единую тематически и логически продуманную систему урока. Удобно рассматривать художественное полотно фрагментарно, в нужном учителю темпе и последовательности. Большое значение имеет и внешняя привлекательность слайдов, их эстетическое оформление, что формирует вкус, воспитывает чувство стиля у учащихся.
Уроки-презентации — это начальный этап применения ИКТ в обучении, следующим этапом по сложности является проектная деятельность учащихся. Мне очень нравится создавать презентации к урокам, есть у меня и опыт проектной деятельности. Но предстоит ещё многому научиться, освоить новые программы.
Мною выполнены презентации к уроку «Декоративно-сюжетная композиция в оформлении заглавной буквы», к блоку уроков «Выполнение эскизов композиций «Алфавит» и страницы «Книги пословиц», к интегрированному открытому уроку «Зима в произведениях литературы и изобразительного искусства», к уроку «Птица счастья. Поморский голубок», к уроку «Легко ли быть Кандинским? Композиции абстрактные, сюжетные, знаковые» и др.
Вместе с детьми моего класса мы приготовили презентацию-отчёт «Журнал впечатлений «Неман — Москва»» по итогам экскурсионной поездки.
Был разработан и создан интегрированный проект «Грань веков» (в рамках учебных предметов литературы, истории, обществознания, МХК, литературы) для учащихся 9-11 классов. Для уроков МХК я создала большую по объёму презентацию «Архитектура конца 19 — начала 20 века». Все 8 экзаменационных рефератов в 11 классе сопровождались полными презентациями по заявленным темам, поэтому они являются и проектными работами выпускников с использованием ИКТ. Можно сказать, что это уже готовые материалы к урокам МХК и истории. В процессе работы над экспозицией школьного музея, и учащимся, и мне приходится выполнять различные тематические презентации.
В условиях современной школы происходит смена приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого усилия со стороны ученика. Главным направлением развития системы школьного образования является личностно-ориентированный подход к обучению, а метод проектов — один из эффективных способов реализации этого подхода. Проектные, эвристические, исследовательские формы обучения развивают самостоятельность и креативность у обучающихся. ИКТ позволяют сделать высокопродуктивным характер деятельности учителя и ученика, поднимая процесс обучения и внеклассную работу на качественно новый уровень.
Анализ опыта работы над проектами — рефератами по МХК
Учебный предмет «Мировая художественная культура» призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, ибо соприкосновение с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов.
Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своём здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.
В свете новых требований к качеству образования мне приходится руководить учащимися в ходе выполнения ими тематических (монографических и проблемно-исследовательских) презентаций и докладов по МХК. В основном эта работа представлялет собой консультирование учащихся в ходе выполнения ими исследования-реферата по выбранной теме.
Надо сказать, преподавание МХК для меня – дело новое, интересное, сложное, отнимающее много сил и времени. Уже сеичас некоторые выводы сделать можно. Во-первых, начинать приобщать учащихся к мировой художественной культуре в 10-м классе – очень и очень поздно. У большинства молодых людей к этому возрасту уже нет сформированной потребности обращаться к культурным ценностям, накопленным человечеством, нет желания их изучать. Общение с произведениями искусства – работа души, работа тяжёлая, сложная, требующая знаний, разнообразных умений, а главное, желания. Во-вторых, преподавание МХК предполагает широкий спектр разнообразной наглядности, аудио и видеозаписи, репродукции, фотографии, таблицы, схемы и т. д. Конечно, нужны различные демонстрационные приспособления, причём, на каждом уроке. Подготовка учебных материалов для демонстрации на интерактивной доске требует много времени и сил. Трудностей и сложностей много.
Чтобы ученик глубоко проникся выбранной для исследования темой, которую он будет представлять на научно-практической конференции или же в конце учебного года на уроке МХК как итоговую работу, выбирать темы для рефератов желательно в сентябре-октябре, чтобы было время для тщательной проработки текста, подбора иллюстративного материала и глубокого освоения выбранной темы, всех её аспектов. Ещё лучше, если выбор темы итоговой работы будет сделан в 10-м классе, и она будет более глубокой проработкой и развитием темы одного из докладов-сообщений, сделанных учеником к одной из изучаемых на уроках тем курса МХК. Ибо первое и основополагающее условие успешной работы – достаточное количество времени для её создания.
Процесс написания реферата начинался с создания его структурированного аналога — развёрнутого плана. Этот приём объединяет такие понятия. как реферат, конспект, план, тезисы, схема и позволяет сделать практически невозможным широко распространённое в последнее время явление - «скачивание» чужого реферативного исследования. Такая последовательность деятельности позволяет каждому обучающемуся развивать познавательную самостоятельность и организованность. Ведущая роль принадлежит здесь поисковым и исследовательским способам действий. При выполнении задания значительное место занимает самостоятельная работа с источниками. Учитель выполняет роль консультанта обучающегося.
Использование подобных приёмов в работе с учебным содержанием требует от учителя не только предметных знаний, но и достаточного уровня владения информационными технологиями. Именно поэтому я стремлюсь повышать свою компьютерную грамотность, посещаю курсы этой направленности и добилась за последние годы довольно многого. Но ещё большему хотелось бы научиться.
Конечно, работать с детьми индивидуально очень интересно и в человеческом плане, и в методическом. Учиться приходилось обоюдно. И им, и мне. Не все учащиеся в равной мере готовы учиться, не у всех равно высокая степень владения необходимым комплексом умений. Особенно это касается аналитических, поисковых умений, навыков систематизации и выявления логических, причинно-следственных связей, критического осмысления больших объёмов исследовательских текстов, умения выявить главное, существенное.
Учащиеся довольно свободно владеют компьютерными технологиями, навыками набора текста, составления презентационных роликов. Но до этого этапа надо ещё дойти, то есть создать единый цельный текст -исследование, написанное своим языком, полное, глубокое, относительно оригинальное. И вот эта работа, самая главная, на мой взгляд, в процессе подготовки реферата, очень трудно поначалу продвигается у всех без исключения моих учеников.
Привычка «скачивать» тексты на любую тему и любого объёма и сдавать их, даже не удосужившись прочитать их – беда современных школьников. А ведь настоящее исследование – это не просто чтение, а освоение большого объёма материала, порой разнородного и разноречивого, критическое его осмысление и в какой-то мере его «присвоение», то есть делание его «своим», знакомым. Исследование – это и формулирование задач, выводов, умение рассмотреть известный вопрос под «своим», оригинальным углом зрения. Именно здесь, в этой самой главной части, в её глубокой проработке – секрет успеха.
Хоть и с трудом, но многие мои ученики с этим справились. Кто лучше, кто хуже. И даже эмоциональное восклицание одного из них: «Больше я никогда в жизни не буду писать реферат!» - я считаю положительным результатом. Он понял, что исследование – сложная, трудная и тяжёлая работа, имеющая свои правила и требования.
С 2010-2011 учебного года в нашей школе действует школьное научное общество, стало традицией проводить в конце февраля - начале марта общешкольную научно-практическую конференцию , где учащиеся старших классов защищают свои работы- исследования в области различных наук (от физики до искусства, от технологии до языкознания)
Все тексты чётко структурированы, представлено много иллюстраций, работа должна быть представлена в виде реферата и в виде презентации для демонстрации на экране.
Защита творческих работ моих десятиклассниц прошла интересно. Ученицы держались уверенно, хорошо владели материалом, вели рассказ эмоционально. С увлечением, грамотно отвечали на вопросы
Чему же учатся школьники в процессе подготовки к реферату, докладу, презентации?
1.Получают более глубокие знания по предмету в избранной теме.
2.Овладевают умениями анализировать тексты, отбирать главное, делать выводы, формулировать вопросы и находить на них ответы, систематизировать материал исследований, сопоставлять различные точки зрения на проблему, вырабатывать свои взгляды.
3.Совершенствуют свои умения работать на компьютере, создавать презентации.
4.Учатся более свободно держаться перед аудиторией, защищать свою работу.
Чему же учусь я в процессе этой работы?
1.Совершенствовать свои навыки работы на компьютере.
2.Писать рецензии на рефераты.
3.Выслушивать детей, принимать другое мнение, даже если я с ним не согласна.
4.Работать индивидуально с каждым, находить особый подход, слова и объяснения, сообразно характеру и эмоциональному состоянию учащегося. Настаивать твёрдо и вежливо там, где это необходимо. Разговаривать с детьми и родителями спокойно, уверенно и доброжелательно.
Несомненно, работа над рефератом-презентацией, полезна, эффективно развивает индивидуальные компетенции учащихся в различных сферах учебной и творческой деятельности, приносит эффектный и многоплановый результат. Она позволяет строить индивидуальные траектории развития каждого ученика на пути движения к цели: самостоятельной, грамотной, глубокой исследовательской работе.
Мой небольшой опыт в преподавании МХК обогатил меня и, надеюсь, моих учеников тоже. Уроки эти способны не только давать ученику опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, но и предоставить возможности для формирования общеучебных компетенций.
Наличие и сущность применяемых авторских программ (в т.ч. специальных, элективных курсов, модулей), методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий, имеющих экспертное заключениеМоя педагогическая система построена с опорой на принципы личностно-ориентированного развивающего обучения. В 2008 и в 2013 годах я подтвердила соответствие высшей квалификационной категории. Мной разработана и применяется на уроках и в студийной деятельности программа «Искусство шрифта на уроках ИЗО», рекомендованная к изданию и изданная как учебно-методическое пособие от КОИРО, мои статьи по методике преподавания ИЗО помещена на сайте фестиваля «Открытый урок», на компакт-дисках и в сборниках тезисов в2009 и 2010 годах. Количество классов, которых я реализую свою программу — 17. Подробно о программе сообщаю в разделе «Методическая система».
Мною создано и применяется на уроках ИЗО, МХК, РХК, технологии достаточно большое количество презентаций, отчётов, выставок, методических разработок. Их перечень дан в Приложении.
Я всё лучше овладеваю методикой и приемами подготовки проектов и презентаций, техникой работы на компьютере и приемами работы на интерактивном оборудовании.
Мною на курсах повышения квалификации подробно изучены педагогические технологии: методика «кейс-стади», метод критического мышления, проблемный метод, принципы развивающего обучения. Новые знания я пытаюсь применять в своей педагогической практике. В связи с этим происходит повышение интереса к предмету у учащихся, качественное улучшение и ускорение моей дидактической и методической работы по подготовке к урокам. Становится интереснее учить мне, и учиться детям.
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Идея и тема опыта: «Развитие творческих качеств личности школьника в рамках программы «Искусство шрифта на уроках ИЗО»
Личная концепция
Актуальность выбранной темы
В течение ряда лет работы в средней общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства и черчения, я пришла к выводу, что объём знаний, умений и навыков, предусмотренных примерными программами по изо по темам «Шрифт», «Книжная графика», «Оформительская деятельность», чрезвычайно мал, можно сказать, ничтожен. Между тем, наблюдая за детьми, выполняющими задания на такие темы, я заметила их интерес к предлагаемому материалу и особый энтузиазм в работе.
Я разработала целый ряд заданий, предполагающих более широкое использование сведений об оформительской и книжной графике. Эти задания систематизируют знания и умения детей по тематике «Книжная графика», «Шрифт», «Дизайн», «Оформительская деятельность» и связывают эти темы в единую программу — блок. Актуальность выбранной темы для меня объясняется и моей личной склонностью как художника к этим видам творческой деятельности. Оформительскими работами я занимаюсь профессионально и достигла в этом определённого мастерства.
Моя программа имеет значение для совершенствования учебно-образовательного процесса. Сложившаяся система из блоков-заданий чётко выстраивает ступени познавательной и практически направленной деятельности учащихся по овладению как основами теоретических знаний, так и практическими навыками в оформительско -дизайнерской и шрифтовой работе.
Элементы новизны
Отдельные уроки объединяются в блоки, имеющие целью одну большую итоговую творческую работу (индивидуальную, групповую или коллективную). В системе последовательных заданий с возрастающим уровнем сложности учитываются возрастные изменения школьников, постепенный рост их графического, декоративного и композиционного мастерства.
В каждом конкретном задании чётко разложен на составляющие весь процесс работы, выделяются все значимые её этапы, чётко прописана вся последовательность исполнения практического задания.
Большое значение я придаю подбору фронтальных и индивидуальных заданий по темам, выделяя в них три уровня: тренировочные, развивающие, творческие.
Мною разработаны три вида рисованных шрифтов, изучаемых и применяемых на уроках в обязательном порядке, есть ряд специальных заданий для отработки оформительских навыков.
В заданиях предусмотрено применение различных оформительских материалов и технологий. Применяются фломастеры, цветные мелки, цветные карандаши, гелевые ручки, простой карандаш, сангина, уголь, восковые мелки и акварель, акварельные карандаши, аппликация цветной клейкой бумагой, аппликация вырезками, пластилиновый рельеф, техника «набрызг», техника «силуэт» и т. д. Задача, которую решает моя программа, такова: научить детей использовать элементы шрифта, а затем и разные виды шрифтов (включая авторские, грамотно выполнять любые виды оформительской работы различных видов, а на основе этой деятельности развить в целом графическую культуру учащихся, сформировать творческую личность.Содержание опыта
Ведущими методическими принципами считаю систематичность, последовательность и опору на творческий потенциал личности ребёнка. Составными частями каждого блок-урока программы являются «ступени мастерства». Например, на первом уроке по освоению «шрифта на основе прямоугольника» (задание «Алфавит») работа идёт фронтально. Дети выполняют рисунок вслед за учителем. Применяется метод активного репродуцирования. Целью является освоение нового материала во всех тонкостях и точное повторение показываемых операций. Здесь учителю отводится существенная роль при демонстрации определённых приёмов работы. Хотя на уроках мною применяется большое количество иллюстраций, рисунков и схем, готовые образцы не могут заменить живого непосредственного показа и подробных инструктивных объяснений по ходу работы, исходящих от учителя. Особенно такая помощь необходима учащимся на первом, начальном этапе овладения новыми приёмами, навыками, умениями. Метод прямого показа и чёткого инструктирования развивает у детей внимательность, умение планировать работу, видеть зависимость результата от полного соблюдения её последовательности, формирует умение кропотливо и тщательно создавать рисунок.
На втором уроке, выполняя цветовое решение образца шрифта «Алфавит», ученики могут выбрать те приёмы и способы из множества предложенных на образцах-примерах, которые им понравятся, или применить свой собственный способ исполнения декоративного решения. Здесь учитель задаёт только критерии оценки качества исполнения. На этом этапе формируется способность выбирать, руководствуясь собственным уровнем умений, художественным вкусом, чувством гармонии, то есть активно развивается творческое начало личности ученика.
Во второй работе этого блока ставится задача более сложная: творческая, композиционная. Тема может быть такой: «Создание листа с текстом пословицы, выполненной освоенным шрифтом». Задача у каждого ученика — индивидуальной сложности. Зависит она от текста, который у каждого свой. В процессе этой работы формируются творческие качества детей: умение соединить смысл текста с декоративными элементами шрифта так, чтобы они не противоречили друг другу, решить общую композиционную задачу грамотно и убедительно. Развивается чувство стиля, интеллект, формируются графические навыки, умение измерять и высчитывать пропорции, сравнивать величины, сопоставлять размеры элементов, включаемых в композицию.
Таким образом, в уроках-блоках применяю и репродуктивные, и объяснительно-иллюстративные приёмы работы на первом этапе и индивидуально-творческие, проблемно-поисковые — на втором.
В изучении тем, освоении приёмов и умений в области оформительской деятельности работа строится в поступательном движении от простого — к сложному, от частного — к общему. От буквы — к слову, от слова — к тексту, от буквы -образца — к букве-иллюстрации, от одного образца шрифта — к нескольким различным и всё более сложным, от типового шрифта — к авторскому, от стиля шрифта — к историческому периоду, к эпохе, которая в нём отразилась. Значит, на уроках формируется умение обобщать, видеть какие-то явления частью целого, различать причинно-следственные связи, то есть формируется интеллект, способность к рассуждению. Именно это цели достигаются, когда дети знакомятся в беседах, предваряющих любую практическую работу, с новыми для них видами художественной деятельности, с видими и жанрами изобразительного искусства.
К примеру, вот как выстраивается вертикаль программы от первого класса к седьмому классу по теме «Шрифт».
В первом классе дети знакомятся с буквами, цифрами, их конфигурацией, способами написания и выполняют задания по декорированию силуэта, абриса букв и цифр. Во втором классе — мозаичное составление силуэтов знаков, аппликативное их решение. В третьем классе дети рисуют авторским шрифтом своё имя. Здесь доминируют их фантазия и яркая декоративность. От года к году развиваются графические умения и чувство композиции. В пятом классе ученики знакомятся со шрифтом «весёлый» и учатся применять его (задания «эскиз оформления аудиокассеты, видеокассеты», «Эскиз оформления стенгазеты», «заглавный лист моего портфолио» и др.) В шестом классе дети учатся писать «Шрифт на основе прямоугольника» и применять его в творческих заданиях ( «Эскиз афиши», «Книга пословиц», «Книга загадок», «Эскиз объявления» ). В седьмом классе учащиеся овладевают умением рисовать шрифт «Угловатый» и использовать его в оформлении работ. К этому возрасту дети уже умеют писать тремя видами шрифта, умеют выбрать подходящий для каждого конкретного задания, смело фантазируют, придумывая свои, авторские варианты шрифтов. А задания по оформлению дипломов, открыток, пригласительных билетов, обложек книг, экслибрисов, буквиц даёт простор для создания эффектных и грамотных работ.
Для поддержания творческой и познавательной активности включаю в уроки элементы ролевой игры. Музыкальное сопровождение, игровые задания, разнообразные наглядные пособия, порой изготовленные собственноручно.
Ученики применяют навыки работы с декоративными шрифтами очень активно не только на уроках изо, но и в повседневной школьной практике.
Работа в рамках программы «Искусство шрифта на уроках изо» повышает познавательную активность школьников, развивает репродуктивные и творческие способности, формирует графическую культуру детей, закрепляет теоретические знания об изобразительном искусстве в процессе практической деятельности.
Апробацию программа «Искусство шрифта на уроках изо» проходила и проходит на уроках изо и на занятиях студии в МОУ СОШ № 1 г. Немана Калининградской области. Принята и одобрена аттестационной комиссией КОИПК и ПРО г. Калининграда в 2003 году. Опыт заслушивался на педагогических советах школы, на заседаниях методического объединения Неманского района, на областных курсах повышения квалификации в КОИПК и ПРО. Рекомендована к применению на уроках изо в средней общеобразовательной школе и в кружковой работе. Программа рекомендована к изданию в виде брошюры от методического кабинета изо и черчения КОИПК и ПРО. Издана в 2004 году.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
(тема, форма распространения, дата проведения, уровень)
Если ты объяснишь кому-то то, что понял сам, ты в процессе объяснения поймёшь это ещё лучше. Закон этот работает и в методической практике: объясняя, глубже понимаешь объясняемое, уча, учишься сам. Поэтому я стараюсь делиться своими наработками и маленькими открытиями с коллегами при любом удобном случае. Это и выступления с сообщениями по теме самообразования на собраниях педагогического сообщества различного уровня ( школьных МО, педсоветах, семинарах, районных заседаниях МО, итоговых занятиях курсов повышения квалификации), на родительских собраниях и классных часах, в беседах с родителями; и проведение мастер-классов, и участие в работе школьного научного общества «Шаг в будущее» в качестве руководителя секции «Искусство и декоративно-прикладное творчество ». Это и методическая работа в качестве руководителя школьного методического объединения «Творчество» учителей изо, технологии и музыки, и методическая работа в качестве руководителя районного методического объединения учителей ИЗО, черчения, МХК, РХК и музыки.
№ п\пТема Форма распространения Дата проведения Уровень
1. «Представление методики проведения блока уроков «Выполнение эскиза страницы «Книги пословиц» с использованием рисованного шрифта на основе прямоугольника». Выступление на семинаре во время курсовой подготовки «Развитие изодеятельности и декоративно-прикладного творчества в условиях стандартов второго поколения» 2011 КОИРО
2. «Основы информационных технологий» Выполнение контрольной работы, презентаций на различные темы. 2009 ГОУ ДПОС КОИРО
3. «Разработка занятия-урока «Рождество - христианский праздник»
Выступление на итоговом семинаре курсов по предмету регионального компонента
«Русские умельцы» 2011 КОИРО
4. «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения» Составление характеристики на учащегося 7 вида. 2011 ГОУ «Калининградский областной Центр диагностики и консультирования детей и подростков»
5. «Учебники предметной области «Искусство» в свете реализации ФГОС на примере систем «Начальная школа XXI века» и « Алгоритм успеха» Семинар-практикум по анализу программ, выступление 2012 КОИРО
6. «Перспективы развития школы в свете принятия новых стандартов в образовании» Выступление «Как стать участником Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Правила оформления методических разработок. Что даёт участие в фестивале» (из личного опыта).
2009 Заседание районного МО учителей ИЗО, черчения, МХК, музыки в
МОУ СОШ № 1
г. Немана
7. «Формирование универсальных учебных действий у учащихся» Проведение открытого интегрированного урока развития речи и изобразительного искусства «И вот сама идёт волшебница зима…» (изображение зимы средствами литературы (поэзия и музыка) и ИЗО (графика и живопись).
2010 Районный семинар руководителей ОУ
8. Статья: «Декоративно-сюжетная композиция в оформлении заглавной буквы» (выполнение эскиза буквицы как способ развития творческих способностей детей на уроках ИЗО);
Диплом № 211-567-940 Представление своего педагогического опыта на сайте фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов в виде следующей статьи: «Декоративно-сюжетная композиция в оформлении заглавной буквы» (выполнение эскиза буквицы как способ развития творческих способностей детей на уроках ИЗО). Сертификат к диплому № 211-567-940
2009 Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Издательский дом «Первое сентября»
121165
г. Москва, ул. Киевская, дом 24;
Тел..:(499)249-52-53
http:// festival.1september.ru
9. Статья «Блок уроков ИЗО по теме «Изучение рисованного шрифта на основе прямоугольника и выполнение страниц «Книги пословиц» с использованием этого шрифта» . Диплом № 211-567-94/ОУ - 7 Представление своего педагогического опыта на сайте фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов в виде следующей статьи: «Блок уроков ИЗО по теме «Изучение рисованного шрифта на основе прямоугольника и выполнение страниц «Книги пословиц» с использованием этого шрифта»
Сертификат к диплому № 211-567-94/ОУ - 7 2010 Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Издательский дом «Первое сентября»
121165
г. Москва, ул. Киевская, дом 24;
Тел..:(499)249-52-53
http:// festival.1september.ru
10. «Атомная наука и техника».
Участие в региональной выставке работ регионального конкурса «Энергия детства», участие в церемонии награждения дипломантов конкурса (2 учащихся), заслушивание выступлений участников конкурса. 2011 I региональный фестиваль науки и техники
Единый методический день педагога. Подведение итогов регионального этапа конкурса «Атомная наука и техника».
г. Калининград, наб. Петра Великого, д.1Б, Музей Мирового океана, ИЦАЭ
11. «Атомная наука и техника».
Участие в региональной выставке работ регионального конкурса «мой атом», участие в церемонии награждения дипломантов конкурса (5 учащихся), заслушивание выступлений участников конкурса. 2013 II региональный фестиваль науки и техники
Единый методический день педагога. Подведение итогов регионального этапа конкурса «Мой атом».
г. Калининград, наб. Петра Великого, д.1Б, Музей Мирового океана, ИЦАЭ
12. «Патриотическое воспитание в условиях модернизации системы образования»
Слушатель, участник семинара, выступающий.
12.09.2011г.
Советск, МОУ лицей №10 (ул. Бурова, 4), МАОУ лицей №5 (ул. Тимирязева, 20) I Областные межрайонные чтения по духовно-нравственным дисциплинам «Александро-Невские педагогические чтения» и семинар по секциям
13. «Базовые национальные ценности как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности в современной школе» слушатель; выступление на районном заседании МО преподавателей духовно-нравственных дисциплин и представление собственной презентации о посещении IX областных педагогических рождественских чтений и выставки и мастер-классах по теме «Рождество».
г. Калининград, Дом искусств IX Областные педагогические рождественские чтения
14. « Учебная мотивация как показатель качества учебного процесса» Выступление
« Приёмы создания ситуации успеха» (из опыта работы).
МАОУ СОШ № 1 г. Немана
Январь
2012 педсовет
15. «Итоги 3 четверти» Выступление классного руководителя «Отчёт по работе со слабоуспевающими и пропускающими занятия трудными подростками 9-Б класса»
МАОУ СОШ
№ 1 г. Немана
Март 2012 педсовет
16. Презентация выставки.
Мастер-класс «Уникальная графика: экспериментируем играя» (Особенности авторской графической техники) Выполнение импровизационной работы и участие в итоговой экспресс-выставке «Морские мотивы». Г. Калининград, Музей мирового океана, наб. Петра Великого,1, выставочный зал
29.03.2012 Мастер-класс на открытии выставки графики художника из г. Клайпеды (Литва) Р. Баукайте «Всё просто»
17. Региональный конкурс книжной графики «Новая визуализация» Участие в конкурсе среди взрослых. Выполнение проекта-макета книги «Хокку. Японская поэзия». Заняла первое место по району. Получила грамоту, ценный подарок.
г. Неман, РКДЦ «Неман»
2012 Мастер-класс «Оформление книги
Выполнение макета книги» московского художника А. Аренштейн18. Международный проект сотрудничества «Общение как понимание» в рамках клуба «Юный европеец» Проведение открытого занятия-мастер-класса по изобразительному искусству для школьников немецкой делегации из г. Хайкендорф «Составление композиции из фолии» МАОУ СОШ № 1 г. Немана
27.09. 2012 Участие в работе школьного клуба «Юный европеец», приём делегации немецких школьников в рамках международного проекта сотрудничества «Общение как понимание»
19. «Переход общего образования на новые стандарты» в рамках проекта «Интеграционная модель взаимодействия субъектов с целью обеспечения модернизации и развития инновационной инфраструктуры в системе образования, направленной на совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового обеспечения системы образования Калининградской области» Слушатель, участник мастер-классов. МАОУ СОШ № 1 г. Немана
27.10. 2012 Межрайонный областной семинар
КОИРО
20. «Использование ресурсов музеев Калининградской области в основной образовательной программе учреждения»» Слушатель.
Областной историко-художествен-
ный музей
г.Калининград, ул.Клиническая, 21
21.11.2012 Областной семинар - совещание
Руководство методическими объединениями учителей
Долгое время, практически с начала моей педагогической практики, я являюсь руководителем районного методического объединения учителей изобразительного искусства, черчения и МХК, с 2006 года я руковожу школьным методическим объединением учителей изо, черчения, МХК, музыки и технологии «Творчество». Регулярно провожу заседания школьного и районного методических объединений учителей, стараюсь создать в процессе общения с коллегами конструктивные, доброжелательные и доверительные отношения, дать возможность учителям поделиться проблемами и радостями, которые приносит наша работа, дать каждому возможность высказаться, поделиться опытом.
Имею грамоты за руководство МО.
Последнее время МО работает в очень важном направлении: подготовка к переходу на новые образовательные стандарты, обучение и воспитание в условиях модернизации образования.
Для успешной работы в данном направлении, решаются следующие задачи:
Задачи
Мероприятия
Создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности Подготовка и написание рабочих программ по предмету и рабочих программ студий и кружков, работа по составленным программам в течение года
Обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся Регулярный обмен опытом на заседаниях МО, выступления по темам самообразования
Повышать уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы Планирование и осуществление индивидуального образовательного маршрута в рамках курсов повышения квалификации
Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности, обеспечивать постоянное освоение современной педагогической теории и практики Взаимопосещение членов МО и посещение уроков учителей школы других МО, участие в работе педагогических советов, в районных и областных методических семинарах, совещаниях, мастер-классах
Мониторинг процесса учебно-воспитательной работы Систематическое ведение разных видов документации, анализ процесса и итогов педагогической деятельности, рефлексия
Все преподаватели МО используют методы обучения традиционной классификации: словесные, наглядные, практические, комбинированные, ( по способу предъявления учебной информации обучаемым), репродуктивные, частично-поисковые, поисковые, исследовательские (по степени самостоятельности ученика в приобретении знаний) Этими методами все овладели уже достаточно хорошо, умело применяют их в конкретных ситуациях в учебном процессе. Но в связи с последними тенденциями в развитии методики обучения, когда обращается особое внимание на деятельность ученика, главной задачей становится деятельностный подход, необходимо овладевать инновационными методами обучения, что и выполняют учителя МО «Творчество». Все они владеют компьютером, используют информационно-коммуникативные методы в своей работе, как на уроках, так и подготовке к ним, готовят презентации по учебным темам, отчёты, планы работы, рабочие программы по предмету и рабочие программы кружков, студий, используют материалы из интернета, готовят доклады по темам самообразования, выступления на курсах повышения квалификации, на заседаниях районных и школьного МО.Участие в разработке школьных, муниципальных, региональных, международных программ и проектов
С 2005 года и по нынешнее время являюсь участником и разработчиком муниципального, школьного проекта «История школы в истории Калининградской области».
Участие в работе и организации школьного клуба «Юный европеец», приём делегаций немецких и польских школьников и преподавателей в рамках международного проекта сотрудничества «Общение как понимание» ( с 1996г по 2013г.)
Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития
Государственные и отраслевые награды
Название Год получения
Значок «Отличник народного просвещения» № 166 от10.07.95
Медаль «Ветеран труда Калининградской области» 18 сентября 2006 года
Памятная медаль «Ветеран системы образования Калининградской области» 46-н 19 августа2013 года
Результативность участия в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах
№ тема Место проведения сроки результат
1. Региональный конкурс книжной графики «Новая визуализация» г. Неман, РКДЦ «Неман» 2012 Участие в конкурсе среди взрослых. Выполнение проекта-макета книги «Хокку. Японская поэзия». Заняла первое место по району. Получила грамоту, ценный подарок.
Применение в педагогической работе и в личном творчестве.
2 Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Статья: «Декоративно-сюжетная композиция в оформлении заглавной буквы» (выполнение эскиза буквицы как способ развития творческих способностей детей на уроках ИЗО);
Диплом № 211-567-940 2 Издательский дом «Первое сентября»
121165
г. Москва, ул. Киевская, дом 24;
Тел..:(499)249-52-53
http:// festival.1september.ru 2009 Представление своего педагогического опыта на сайте фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов в виде следующей статьи: «Декоративно-сюжетная композиция в оформлении заглавной буквы» (выполнение эскиза буквицы как способ развития творческих способностей детей на уроках ИЗО). Сертификат к диплому № 211-567-940
Проведение уроков в рамках модифицированной программы.
3 Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Статья «Блок уроков ИЗО по теме «Изучение рисованного шрифта на основе прямоугольника и выполнение страниц «Книги пословиц» с использованием этого шрифта» . Диплом № 211-567-94/ОУ - 7 Издательский дом «Первое сентября»
121165
г. Москва, ул. Киевская, дом 24;
Тел..:(499)249-52-53
http://
festival.1september.ru 2010 Представление своего педагогического опыта на сайте фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов в виде следующей статьи: «Блок уроков ИЗО по теме «Изучение рисованного шрифта на основе прямоугольника и выполнение страниц «Книги пословиц» с использованием этого шрифта»
Сертификат к диплому
№ 211-567-94/ОУ - 7 Проведение уроков в рамках модифицированной программы.
4 Районный конкурс школьных музеев Экскурсия –презентация экспозиции школьного музея перед комиссией 2013 Диплом призёра конкурса, статья в газете «Неманские вести»
Сведения о повышении квалификации
Учреждение Форма Тема Часы Сроки
ГОУ ДПОС КОИРО Курсы Основы информационных технологий 36 2009
КОИРО Курсы «Современные и перспективные методы преподавания в деятельности учителей изобразительного искусства и черчения» 72 2011
КОИРО Курсы Программа по предмету регионального компонента
«Русские умельцы» 72 2011
ГОУ «Калининградский областной Центр диагностики и консультирования детей и подростков» Курсы «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения» 72 2011
КОИРО Курсы Программа по предмету регионального компонента «Русская художественная культура» 72 2012
КОДЮЦЭКиТКурсы Областной семинар по экскурсоведению и краеведению 6 10.04
2012
КОИРО
Курсы «Учебники предметной области «Искусство» в свете реализации ФГОС на примере систем «Начальная школа XXI века» и « Алгоритм успеха» 8 2012
КОИРО
Курсы КОИРО
Курсы