Деловая игра для воспитателей ДОУ по вопросам здорового образа жизни


МБДОУ д\с № 31 п. Ждановский
Деловая игра
по вопросам здорового образа жизни.
Подготовила воспитатель:
Сизова Татьяна Михайловна
Цель: в ходе деловой игры ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.
 
Участники: педагоги МБДОУ №31 п. Ждановский.
Ход проведения деловой игры:
Информационное сообщение (Презентация на тему «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ДОУ);
Упражнение «Улыбка»;
Упражнение « Приветствие»;
Упражнение «Найди свою пару»;
Упражнение «Молодец!»;
Упражнение «Целебные звуки»;
Массаж;
Релаксация;
Чаепитие, подведение итогов игры.
Список использованных источников:
Андреева И. Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное
образование. - № 2, 2006.
Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-
методическое пособие. – М.: «Ось-89», 2009.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессиональногостресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2-16
Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия:
Психологический тренинг.- СПб.: Изд-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001 г.
Интернет ресурсы.
Ход проведения деловой игры.
Информационное сообщение
Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым? », в большинстве случаев вы ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем. Потому что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие, психическое благополучие, социальное благополучие.
Профессиональная деятельность педагога характеризуется значительными нагрузками на психо - эмоциональную сферу личности. Большая часто его рабочего дня протекает в эмоционально - напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания.
 Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
 Понятие “эмоциональное выгорание” ввел американский психиатр Гербертом Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к переживаниям, из-за чего и возникает повышенное эмоциональное напряжение. В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1.. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:
 - переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
 - недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
 - “загнанность в тупик” – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
 - тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
 2. “Резистенция” – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:
 - Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролируемое влияние настроения на профессиональные отношения;
 - Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
 - Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
 - Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
 3. “Истощение” – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
 - Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
 - Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
 - Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
 - Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
 В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
 - усталость, истощение, недовольство собой, нежелание работать;
- усиление соматических болезней, нарушение сна;
 - плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
 - агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность); негативная самооценка; пренебрежение своими обязанностями, снижение энтузиазма; отсутствие удовлетворения от работы;- негативное отношение к людям, частые конфликты; стремление к уединению, чувство вины;
 - потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак); снижение аппетита или переедание.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.  
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
 2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли.
 3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
 5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов.
 7. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона! Руководите своими эмоциями!
 9. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
 10. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзями, коллегами.
 11. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, музеи, выставки, театр, концерты и др.
12. Не забывайте хвалить себя!
 13. Улыбайтесь! Даже если не хочется.
 14. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!
 17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
 18. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: подойдите к окну, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
 20. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера.
 21. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
 22. Музыка – это тоже психотерапия.
 23. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета.
 24. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее, позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.
 25. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью.
Упражнение «Улыбка».
Давайте улыбнемся друг другу и постараемся удержать улыбку на лице на некоторое время. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.
Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось.
Упражнение «Приветствие».
 Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”. Можно предложить участникам игры придумать свое приветствие, остальные должны поприветствовать друг друга так же. Упражнение повторяется при каждом новом приветствии.
4. Упражнение «Найди свою пару» (пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей):
Будет здоровье – будет – все,
Здоровье за деньги не купишь,
В здоровом теле – здоровый дух,
Здоровье – это движение,
Здоровому и врач не надобен,
Здоровому и горе не горе, а беда не беда,
Здоровый нищий счастливее больного короля. Цицерон
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз. Ж. ЖабаевУчастникам раздаются листочки с половиной пословицы, нужно найти друг друга, чтобы пословица стала целой.
5. Упражнение «Молодец!» (5–7 мин.)
Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
6. Упражнение «Целебные звуки».
В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие.
Звук «М»- действует на мозг, зрение, слух,
«Е»- на горло,
«О»- на сердце,
«У»- на живот,
«А»- на руки и ноги,
«Ш» («М»)- на организм в целом.
Нужно сделать глубокий вдох через нос, а затем выдох через рот, произнося при этом эти звуки. Вдох и выдох делать около 7 секунд. Всё упражнение от 5 до 10 минут. И чем чаще его делать, тем лучше.
7. Массаж
Немаловажное значение в оздоровительной работе имеет закаливание. Одним из эффективных элементов является массаж. Перед массажем потрите руки, чтобы их согреть. Участники игры должны повернуться вправо и сделать массаж соседу, затем, то же самое – соседу слева.
8. Релаксация
Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара.
Релаксацию можно провести двумя способами: либо подготовить видеофильм, который содержит в себе фото с пейзажами природы и сопровождается спокойной и расслабляющей музыкой, либо подобрать текст и музыку и провести релаксацию с использованием зрительных представлений.
«Водопад» (выполняется под классическую музыку)
Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.
9. Чаепитие.
 В конце деловой игры участникам предлагается чай с шиповником или мятой. Во время чаепития обсуждаются поставленные цели игры и подводятся итоги.