Программа по внеурочной деятельности Волшебная кисточка для 2-3 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 85
Утверждена педагогическим советом
протокол №1 от 28 августа 2015 г.
приказ № от 01.09. 2015г.
___________В. А. ВолосниковРабочая программа по внеурочной деятельности
“Волшебная кисточка”
(в соответствии с ФГОС)
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст учащихся – для 2-3 класса
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: Бельды В. А.,
учитель ИЗО и технологии
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Одного часа в неделю изобразительного искусства в 2-3 классе недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях, предложенных во внеурочной деятельности, в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности.
Развитие художественного восприятия и практической деятельности в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
восприятие явлений действительности;
обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Объём: Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства. Программа курса рассчитана на 1 год обучения в 2-3 классе по 34 (35) часа в год. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Цель программы – формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Задачи программы
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков;
5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Ожидаемые результаты
Используются такие формы работы, как викторины («Узнай картину», «С любовью к искусству» и др.), выставки творческих работ (тематические, праздничные), художественные конкурсы, проект.
В результате работы по программе «Волшебный карандаш» обучающиеся научатся:
различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о их роли в жизни людей;
знать об особенностях национальной художественной культуры;
иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
составлять композиции, узоры;
создавать творческие проекты;
доводить работу до полного завершения;
Личностные результаты:
проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства;
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
№п/п Дата Тема занятия
2 «А» 4 «Б» 4 «В» 4 «Г» 4 «Д»
2 «Б» 2 «В» 2 «Г» 2 «Д» 2 «Е» Раздел 1. Работа с цветом
1 07.09 07.09 07.09 04.09 01.09 01.09 Непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные.
2 14.09 14.09 14.09 11.09 08.09 08.09 Основные хроматические цвета.
Раскрашивание подвижной игрушки – самоделки.
3 21.09 21.09 21.09 18.09 15.09 15.09 Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных (техника лессировки, пуантилизма, «а-ля прима»).
Способ рисования «по мокрому фону».
4 28.09 28.09 28.09 25.09 22.09 22.09 Теплая цветовая гамма.
Закреплять знание детьми разных оттенков.
Художественное конструирование здания из геометрических элементов с соответствующей дорисовкой, украшениями
5 05.10 05.10 05.10 02.10 29.09 29.09 Холодная цветовая гамма.
Острые и плавные формы предметов.
Раскрашивание силуэтов дворцов для Феи Льдинки, украшение.
6 12.10 12.10 12.10 09.10 06.10 06.10 Сказка о красках, веселых и грустных.
Последовательность цветового спектра, знание основных и составных цветов.
Проектная работа «Осенние листья».
7 19.10 19.10 19.10 16.10 13.10 13.10 Сказка о фломастерах и цветных карандашах. Яркие, звонкие и нежные краски. Смешивание двух техник.
Раздел 2. Работа над линией
8 16.11 16.11 16.11 23.10 20.10 20.10 Приемы работы с кистью (всей кистью, концом).
Виды линий, их характер и движение на бумаге и в музыке.
9
23.11 23.11 23.11 30.10 27.10 27.10 Способы передачи тона с помощью штриховки.
Рисование гнезда «сеточкой», шерсти котика – короткими штрихами. Графика.
10 16.11 30.11
30.11
13.11 10.11 10.11 Способы передачи тона с помощью штриховки.
Рисование гнезда «сеточкой», шерсти котика – короткими штрихами. Графика.
11 23.11 07.12
07.12
20.11 17.11 17.11 Принципы построения орнамента.
Ритм линий. Развитие ассоциативного мышления.
1) Рисование бордюров.
2) Роспись посудных форм.
12 30.11
30.11
30.11
27.11 24.11 24.11 Принципы построения орнамента.
Ритм линий. Развитие ассоциативного мышления.
1) Рисование бордюров.
2) Роспись посудных форм.
13 07.12
07.12
07.12
04.12 01.12 01.12 Показать возможности линий, приемы работы с кистью и палочкой.
Кляксография. Дорисовка пятна кистью (птичка, ежик).
Раздел 3. В царстве Флоры
14 14.12 14.12 14.12 11.12 08.12 08.12 Сосна и дуб.
Образы сосен – великанов и дубов-богатырей (на картинах, в стихах, в музыке).
Показать характер линий, ритм пятен (крона - техника тычка, прием работы с мятой бумагой).
15 21.12 21.12 21.12 18.12 15.12 15.12 Образ богатыря – защитника (на картинах, в стихах, в музыке). Коллаж.
Лепка фигуры богатыря по частям ленточным способом.
16 11.01 11.01 11.01 25.12 22.12 22.12 Береза.
Разные образы – стройная красавица и озорная девочка. Передача разных по характеру линий, их направление.
Рисование большой и маленькой березы.
17 18.01 18.01 18.01 15.01 12.01 12.01 Рябинка.
Передача через характер линий образа хрупкой девочки.
Ритм пятен (ягоды – техника тычка).
Показать борьбу теплой и холодной цветовой гаммы (на голубом фоне «горят» красные ягоды).
18
25.01 25.01 25.01 22.01 19.01 19.01 Ель.
Показать характер, ритм, движение и направление линий. Отработка технических приемов рисования (концом, плашмя, примакиванием).
Рисованием большой и маленькой ели.
19 01.02 01.02 01.02 29.01 26.01 26.01 Проектная работа. Русский лес.
Раздел 4: Работа над формой
20 08.02 08.02 08.02 05.02 02.02 02.02 Петух.
Знакомство с поэтапным рисованием птиц.
21 15.02 15.02 15.02 12.02 09.02 09.02 Большеглазая сова.
Использование линий разной конфигурации.
Создать видимость оперения – щетинкой.
22 22.02 22.02 22.02 19.02 16.02 16.02 Попугай.
Разнообразие видов попугаев, использование ярких, веселых красок.
23 29.02 29.02 29.02 26.02 01.03 01.03 Лебедь.
Грациозность в изгибе линий.
Новый способ рисования – мелом (легкость, воздушность).
24 07.03 07.03 07.03 04.03 15.03 15.03 Проектная работа. Книжка малышка о птицах.
Раздел 5. Рисование насекомых
25 14.03 14.03 14.03 11.03 22.03 22.03 «Право –лево». Симметрия. Декоративное рисование
26 21.03 21.03 21.03 18.03 05.04 05.04 Разнообразие форм и видов бабочек. Ритм пятен.
Закрепить знание основных и составных цветов.
27 04.04 04.04 04.04 25.03 12.04 12.04 Божья коровка.
Разнообразие форм и видов божьих коровок. Ритм пятен. Закрепить знание основных и составных цветов.
28 11.04 11.04 11.04 08.04 19.04 19.04 Стрекоза.
Разнообразие форм и видов стрекоз. Закрепить знание основных и составных цветов.
29 18.04 18.04 18.04 15.04 26.04 26.04 Проектная работа. Книжка малышка о насекомых.
Раздел 6. Обитатели моря
30 25.04 25.04 25.04 22.04 03.05 03.05 Виды рыб. Работа над линией и формой.
Технические приемы рисования (чешуйки – концом тонкой кисти, хвост и плавники – щетинкой, плашмя).
31 02.05 02.05 02.05 29.04 10.05 10.05 Осьминог.
Технические приемы рисования
32
16.05 16.05 16.05 06.05 17.05 17.05 Дельфин, кит.
Технические приемы рисования
33 23.05 23.05 23.05 13.05 24.05 24.05 Проектная работа. Обитатели моря.
34 30.05 30.05 30.05 20.05 31.05 31.05 Путешествие по Золотой стране (занятие – отчет)
Обобщение знаний о возможностях линии (характере, ритме, движении, направлении). Закрепление всех технических приемов работы с кистью, палочкой.
Итого: 34 ч. 3 класс
№
п/п Дата Тема занятия
3 «А» 3 «Б» 3 «В» 3 «Г» 3 «Д» Раздел 1. Знакомство с видами искусства
1. 07.09 02.09 02.09 02.09 02.09 Знакомство с живописью. Техники живописи. Способы работы в этих техниках. Произведения известных художников.
2. 14.09 09.09 09.09 09.09 09.09 Знакомство с графикой, ее отличие от живописи. Средства выразительности (линии разной толщины, штрихи разного характера).
Углубить знания о книжной графике и художниках-иллюстраторах.
3. 21.09 16.09 16.09 16.09 16.09 Дом, в котором ты хотел бы жить.
Составление "проекта" придуманного здания.
Знакомство с архитектурой, зданиями разного назначения. Архитектура известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга и их архитектурные детали.
4. 28.09 23.09 23.09 23.09 23.09 Рисунок на пластилине (барельеф). Знакомство со скульптурой. Способы работы, виды скульптур. Работы известных скульпторов.
5. 05.10 30.09 30.09 30.09 30.09 Рисунок на пластилине (барельеф). Знакомство со скульптурой. Способы работы, виды скульптур. Работы известных скульпторов.
6. 12.10 07.10 07.10 07.10 07.10 Разноцветная посуда (импровизация). Знакомство с декоративно-прикладным искусством, его значением в жизни людей, бытом, традициями, обычаями.
7. 19.10 14.10 14.10 14.10 14.10 Разноцветная посуда (импровизация). Знакомство с декоративно-прикладным искусством, его значением в жизни людей, бытом, традициями, обычаями.
Раздел 2. Натюрморт
8. 26.10 21.10 21.10 21.10 21.10 Путешествие в страну предметов. Составление несложных композиций, подбор предметов по форме, замыслу, под цвет драпировки.
Знакомство с репродукциями картин художников, выполненных в жанре натюрморта
9. 09.11 28.10 28.10 28.10 28.10 Фитодизайн в технике аппликации. Определение разных видов крупы на ощупь. Дифференциация и вычленение из рисунков художников знакомых образов форм.
10. 16.11 11.11 11.11 11.11 11.11 Порадуем глазки (ваза с цветами). Рисование с натуры.
Плоские и объемные предметы. Форма предмета. Высота, ширина, глубина предмета. Свет и тень. Блик. Принцип тепло-холодных отношений. Характер света. Различие и сходство в композиции, в сочетании цветов, в манере письма художников .11. 23.11 18.11 18.11 18.11 18.11 Порадуем глазки (ваза с цветами).
Свет и тень. Блик. Принцип тепло-холодных отношений. Характер света. Различие и сходство в композиции, в сочетании цветов, манере письма художников .12. 30.11 25.11
25.11
25.11
25.11
Кухонная утварь (характер предметов).
Цвет и тон. Эксперименты с цветом и тоном.
Раздел 3. Пейзаж
13. 07.12
02.12 02.12 02.12 02.12 Путешествие в страну пейзажа.
Основные законы в рисовании пейзажа. Просмотр репродукций картин художников.
Сельский пейзаж (составление).
14. 14.12 09.12 09.12 09.12 09.12 Ожившие картинки (лирический пейзаж). Составление композиций в технике аппликации.
Фитодизайн.
Прием "вхождения" в картину. Слушание шума ветра, шелеста опавшей листвы под ногами. Имитация раскачивания веток деревьев от ветра.
15. 21.12 16.12 16.12 16.12 16.12 Пространственный пейзаж.
Знакомство с репродукциями картин художников, выполненных в технике "мелкого мазка".
16. 11.01 23.12 23.12 23.12 23.12 Архитектурный пейзаж.
17. 18.01 13.01 13.01 13.01 13.01 Космический пейзаж.
Отработка техники рисования: работа над формой, размером, цветом и линией.
18. 25.01 20.01 20.01 20.01 20.01 Фантастический пейзаж. Разные виды неба. Отмывка двумя оттенками. Облака в небе.
Закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые.
19. 01.02 27.01 27.01 27.01 27.01 Индустриальный пейзаж.
Передача формы и строения транспорта.
20. 08.02 03.02 03.02 03.02 03.02 Индустриальный пейзаж.
Передача формы и строения транспорта.
21. 15.02 10.02 10.02 10.02 10.02 Проектная работа. Улицы моего города.
22. 22.02 17.02 17.02 17.02 17.02 Проектная работа. Улицы моего города. Завершение работы
Раздел 4. Портрет
23. 29.02 24.02 24.02 24.02 24.02 В стране портретов.
Строение головы и частей лица (канон лица). Мимика лица. Составление схем настроения, зарисовка. Характер, настроение человека в репродукциях портретного жанра художников.
24. 07.03 02.03 02.03 02.03 02.03 Автопортрет.
Ориентировка в местонахождении разных частей лица по цвету и форме. Изучение разных деталей своего лица перед зеркалом. Использовать разный нажим карандаша, штрихи разного характера.
Игра – упражнение "Лица друзей".
25. 14.03 09.03 09.03 09.03 09.03 Забавные маски (портрет сказочного героя).
Создание образа, передача внешнего вида, характерных признаков.
26. 21.03 16.03 16.03 16.03 16.03 Голова человека (лепка).
Понятие об объемном изображении головы, лица человека – бюсте.
27. 04.04 23.03 23.03 23.03 23.03 Палочные человечки.
Передача пропорций человека стоя и в движении.
Раздел 5. Сказочно-былинный
28. 11.04 06.04 06.04 06.04 06.04 Русский народный костюм.
Фитодизайн. Создание композиции из симметричного узора в технике декоративной аппликации. Знакомство с русской национальной культурой, фольклором, традициями и обычаями.
29. 18.04 13.04 13.04 13.04 13.04 Мир народных образов.
Рыцарь, служанка. Социальные функции и семиотический смысл одежды.
Раздел 6. Анималистический
30. 25.04 20.04 20.04 20.04 20.04 Путешествие в зоопарк.
История анималистического жанра. Отработка технических приемов рисования (выделение основы строения).
31. 02.05 27.04 27.04 27.04 27.04 В гостях у дятла.
Пропорции тела, цвет оперения, форма клюва, хвоста.
Приемы рисования карандашом.
32. 16.05 04.05 04.05 04.05 04.05 Птица в полете (сорока, ворона).
Передача изменений в форме крыльев и хвоста у летящей птицы.
33. 23.05 11.05 11.05 11.05 11.05 Что за служба у собак.
Породы собак. Пропорции тела. Тематическое рисование
34. 30.05 18.05 18.05 18.05 18.05 Проектная работа. Планета радости и детства.
35. 25.05 25.05 25.05 25.05 Проектная работа. Планета радости и детства.
Итого: 35 ч.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Для работы учащимся необходимы:индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
альбом, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, восковые мелки, простые карандаши (Т, МТ, М), ластик; Для работы учителя необходимы:
компьютер и мультимедийный проектор в качестве наглядного пособия для изучения нового материала.
Литература (для учителя)
1. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2001г.
2. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 2007г.
3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе «Академия», 2006г.
4. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г. Обнинск. 2007г.
5. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.
Интернет-ресурсы:
http://school2100.ruhttp://art.1september.ru – электронная версия газеты «Искусство»
http://festival.1september.ru – сайт «Фестиваль» педагогических идей, разработки уроков по ИЗО