Формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 « Огонёк» г. Поронайска
Формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность
Автор : Сидорова Анна Петровна
Воспитатель МБОУ СОШ №8 г. Поронайска
Г. Поронайск, 2016г.
«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы»
Томас Карлейль
Раздел 1. Информация об опыте
Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность».
1.Условия возникновения, становления работы.
За последнее время число здоровых детей уменьшилось в пять раз и составляет 10% от общего количества. Дефицит массы тела наблюдается у 20% детей, физиологическая незрелость - у 60%, более чем у 70% детей имеются функциональные отклонения, у 50% - хронические заболевания.Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Актуальность.
. Актуальность проблемы формирования у дошкольников знаний о ЗОЖ обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к своему здоровью. Значимость формирования здорового образа жизни детей диктуется ростом нагрузок на организм современного человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и др. характера.
Теоретическое обоснование работы.
Первыми теоретиками и пропагандистами здорового образа жизни стали видные деятели медицины (Амосов Н.М., Семенов С.П., Шаталова Г.С, Углов Ф.Г. и др.). В психолого-педагогическом направлении тема здорового образа жизни получила свое развитие благодаря многим отечественным исследователям (Аксёнов Г.П., Бальсевич В.К., Виленский М.Я., Дитлс Р., Мартынюк И.О., Кобелянская Л.С.). Сегодня она широко развивается в рамках различных научных направлений, рассматривается с разных точек зрения, изучается поэлементно и во взаимосвязях.
Несмотря на большое количество источников по теме здоровья и здорового образа жизни, основные результаты, к которым ведет здоровый образ жизни, имеют конкретный перечень. К ним можно отнести:
1. Физическое самочувствие:
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знание о влиянии окружающих предметов на здоровье;
- привычки: выработка полезных навыков, в том числе способствующих преодолению вредных для физического здоровья зависимостей (курения, алкоголизма и т.д.);
- питание: умеренность в приеме пищи, информированность о качестве и пользе употребляемых продуктов;
- движение: физически активная жизнь, физически активный отдых, физические упражнения;
- гигиена организма: знание правил и владение навыками личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
- закаливание: процедуры, способствующие росту сопротивляемости организма простудным заболеваниям;
- режим: рациональная смена труда и отдыха, сна и бодрствования и т.д.
2. Эмоциональное самочувствие: умение владеть собственными эмоциями, психогигиена.
3. Интеллектуальное самочувствие: способность узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.
4. Духовное самочувствие: способность устанавливать и достигать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, оптимизм.
5. Социальное самочувствие: способность адекватно и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
В настоящее время проблема формирования знаний детей дошкольного возраста в области экологии и валеологии и развития пространства, способствующего сохранению здоровья, является предметом изучения представителями медицины, педагогики, психологии, философии, экологии. (Н.Н. Куинджи, Т.С. Комаровой, В.А. Деркунской, Л.И. Греховой, Г.И. Кулик, Л.Г. Горьковой, О.А. Степановой, М.Ю. Картушиной, И.М. Новиковой и другие). В своей работе Васильева У.Н. руководствовалась выводами о результатах исследований, которые доказывают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для положительного воздействия на ребенка, с целью формирования здоровьесберегающего поведения, адаптированного к социальным условиям окружающей среды. Это подчеркивает и к.п.н, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена В.А. Деркунская, «в дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности» [ 7]. Работы В.Т. Кудрявцева, А.В. Кочергиной, М.Л. Лазарева, И.А. Анохина, Н.В. Полтавцева, Б.Г. Ананьева, В.В. Гогуадзе, Л.Г. Татарниковой представляют механизмы формирования эколого - валеологических знаний, умений и навыков у дошкольников. В современных исследованиях И.П. Золотухина, Л.И. Новиковой, А.В. Гаврилиной здоровьесберегающая среда рассматривается в качестве педагогической категории и важнейшего фактора развития личности ребенка (Н.Л. Селиванова). Современные представления о создании здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении изложены в работах Л.И. Алешиной, Т.В. Волосниковой, И.П. Золотухиной, Ю.К.
Ведущей идеей является создание для детей всех условий для осуществления активной и сознательной деятельности, основанной на использовании знаний о способах сохранения здоровья.
В связи с этим были определены следующие цель и задачи. Цель: усовершенствовать методы оптимальной организации здоровьесберегающих факторов обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность. Задачи: 1. Используя теоретические и эмпирические методы, определить возможные основания роста личной заинтересованности детей старшего дошкольного возраста к участию в процессе формирования здорового образа жизни.
2. Определить и реализовать методы работы с детьми, которые могут быть использованы для повышения их личной заинтересованности к участию в совместной деятельности по формированию ЗОЖ.
3. Воспитывать в детях ценностное отношение к ЗОЖ.
4. Формировать у детей знания и навыки поддержания ЗОЖ.
В основе данной работы лежит гипотеза о том, что формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если работа будет проводиться через проектную деятельность.
Предположительно этого достичь можно за счёт:
Подобрать и применить эмоционально привлекательные для детей формы получения информации о здоровом образе жизни;
Использовать в работе методы и приемы, активизирующие собственную познавательную активность детей;
Расширить объем содержания НОД в направлении формирования ЗОЖ детей.
Привлечь к совместной работе по ЗОЖ родителей и педагогов.
5.Внедрить проектную деятельность
6.Новизна опыта заключается:
- во внедрении проектной деятельности,
- в нахождении, использовании и создании условий, являющихся средством достижения целей (методика и содержание работы с детьми, воспитателями,родителями, различные материалы и пособия).
Раздел 2. Технология работы
Дошкольный возраст – это период в жизни каждого человека, когда происходит развитие как умственных, так и физических способностей. Но их осуществление возможно при условии полноценного здоровья. В наше время дети все чаще становятся жертвами технического прогресса. Сейчас трудно представить жизнь без компьютера, телевизора, а это сказывается на здоровье людей, а детей особенно. Обращение к проектной деятельности было обусловлено тем, что проектная деятельность в настоящее время является эффективным средством обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В основе данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.
Таким образом, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом. Она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Проработка разнообразных источников позволяет сделать вывод о данной технологии. 1. Проектную деятельность можно применять в качестве метода обучения, средства обучения и формы организации с детьми. 2. Проектная деятельность позволяет одновременно обеспечивать и развивать у ребенка определённые, реализуемые образовательной программой знания, умения, навыки, и в то же время развивать качества личности, необходимые для установления элементарных, отношений с социумом - миром людей, природы, собственным внутренним миром. 3. Проектная деятельность дает возможность формировать систему ценностей дошкольника через оптимизацию детско-родительских отношений. Помимо указанных фактов, интерес к проектной деятельности объясняется введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно этим требованиям, ДОУ обязаны осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников; комплексно оценивать достижения ребенка в рамках компетентностного подхода. Можно говорить о том, что работа над проектом может быть направлена на выработку у детей самостоятельных исследовательских умений, развитие творческого мышления и познавательного интереса к различным областям знаний, формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств личности дошкольника, развитие у ребенка определенных реализуемых программой знаний, умений и навыков.
Таким образом, проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.
Преимуществом проектов является формирование представлений о здоровом образе жизни с учетом уровня знаний, умений и сложившихся стойких привычек дошкольников.
Работа над достижением цели проводится в три этапа.
I этап – исследовательский: посредством теоретического анализа, синтеза и эмпирических методов (опроса и наблюдения) определялось, что реально и потенциально может получить ребенок лично для себя, участвуя в процессе формирования ЗОЖ ; определялись формы и методы работы педагога с детьми и их родителями, которые могут служить средством доступа родителей к необходимой для этого информации; формулировалась рабочая гипотеза и моделировались ситуации для ее экспериментальной проверки.
II этап – экспериментальный: посредством подготовки и реализации заранее смоделированных ситуаций проводился формирующий эксперимент повышения личной заинтересованности детей участвовать в процессе формирования здорового образа жизни ; посредством повторного опроса и наблюдения собиралась информация о полученных результатах.
III этап – обобщающий: посредством систематизации и обобщения, а также сравнительного качественного и количественного анализа полученных результатов экспериментальной работы, уточнялись выводы о подтверждении или опровержении рабочей гипотезы, осознавалась практическая значимость полученных выводов.
Основными требованиями к использованию метода проектов в ДОУ являются:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Исходя из вышесказанного, для эффективного использования метода проектов в своей работе обеспечивали постепенное практическое овладение этим методом:
1. Проводили занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
2. Проводили комплексные блочно-тематические занятия;
3. Использовали в образовательном процессе частичную (одно из направлений программы интегрируется с другим) или полную (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы) интеграции:
Итак, работая с детьми, мы используем метод проектов, как:
- форму организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
В практике работы с детьми старшего дошкольного возраста над проектами мы использовали следующие типы проектов:
1. Исследовательско–творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет. Драматизации, детского дизайна; «Мир воды», «Питание и здоровье» и др.
В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы) «Азбука здоровья», «Спор овощей», «Микробы» и т.д.
3. Информационно–практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); «Я и моя семья».;
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). «Мои друзья», «Любим сказки», «Познай себя», и др.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к социальной действительности.
В основу проекта по формированию ЗОЖ детей старшего дошкольного возраст были взяты оздоровительно – развивающие проекты, «Здоровье свыше нам дано – учись, малыш, беречь его», «Здоровейка», «Как сберечь здоровье». Эта работа основана на современных научных подходах к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов.
Данная работа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Его цель – помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Сюда входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. При этом содержание курса, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психологического и личностного роста детей. С целью реализации главных идей курса основное внимание уделяется сохранению естественного психического развития ребенка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. У ребенка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, что позволяет кардинально перестроить мотивационное ядро личности, создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному «Я», но и по отношению к миру.
Материал работы затрагивает психоэмоциональную сферу, расширяет кругозор детей, развивает их как физически, так и эстетически.
Гимнастика проводится с помощью вокально-речевых упражнений, сопровождаемых целым рядом функциональных нагрузок (зрительных, звуковых, дыхательных, двигательных, обменно-адаптационных, психоэмоциональных).
Важным результатом данной гимнастики является повышение эмоционального интеллекта и общего уровня здоровья ребенка.
В роли организатора оздоровительных занятий вступает музыкальный руководитель, так как работа по оздоровлению ведется в первую очередь с помощью музыки путем формирования у детей эмоционально-музыкальной доминанты. ЭМД – сложная система восприятия ребенком окружающего мира и самого себя через музыкальные образы, возникающие в процессе музыкального творчества: пения, сочинения музыки, игры на детских музыкальных инструментах, слушание музыки и т.д. Эта система связана с различными сторонами эмоциональной сферы ребенка, обуславливающими стиль его поведения. В данном курсе разработан механизм формирования социальной мотивации здоровья путем проведения ежегодных Детских Игр Здоровья - Здравиад (автор – М.Л.Лазарев, 1998), представляющих собой детское неолимпийское движении.
Раздел 2. Результативность работы.
Формирование представлений детей о здоровом образе жизни невозможно начинать без исследования уровня представлений детей о ЗОЖ. Исследование проходило в два этапа. Первый этап направлен на исследование представлений детей о здоровом образе жизни, который включает в себя беседу, диагностические задания, проблемные ситуации, наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности, в режимные моменты и в свободном общении.А также было проведено анкетирование детей (Приложение 2). Была проведена диагностика уровня представлений детей о здоровом образе жизни, в которой приняло участие 20 детей. Работу мы начали со старшей группы в 2011-2012 учебном году. Диагностика включала в себя следующие показатели и критерии компонентов представлений о здоровом образе жизни:
- полнота;
- обобщенность;
- системность;
- инициативность;
- самостоятельность.
Результаты диагностики показали, что в среднем 30% воспитанников нашей группы имеют высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, т.е. у них сформированы некоторые правильные представления о ЗОЖ, как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Их представления носят элементарный, но целостный характер, дети проявляют инициативу и самостоятельность при проведении оздоровительных и закаливающих мероприятий, присваивают переданный взрослыми опыт и переносят его в самостоятельную деятельность.
Большую группу (44%) составляют воспитанники со средним уровнем представлений о здоровом образе жизни: они имеют элементарные представления о ЗОЖ, они могут проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных и закаливающих мероприятий, но она связана с их положительным эмоционально-чувственным переживанием. Дошкольники могут частично присваивать переданный взрослыми опыт и переносить его в самостоятельную деятельность.
Дети, показавшие низкий уровень сформированности представлений о ЗОЖ, а также по результатам диагностики 26%, как правило, имеют отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни. Самостоятельность и инициативу в ходе оздоровительных и закаливающих мероприятий они проявляют на основе подражания другим детям, частично присваивают переданный опыт, но затрудняются переносить его в собственную самостоятельную деятельность.
Таким образом, результаты диагностики показали, что есть потребность в организации работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, т.к. большинство детей (70%) показали средний и низкий уровни сформированности представлений о ЗОЖ.
Второй этап направлен на исследование Социально – педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье, при этом использовалось анкетирование родителей (Приложение 1), беседы с родителями, наблюдение общения родителей с детьми.
Этот этап на начало 2011-2012 учебного года позволил изучить культуру здоровья семьи. Искренность ответов позволяет нам эффективно осуществлять работу по воспитанию здорового образа жизни в семье.
26% - родителей делают зарядку вместе с детьми дома;
80% - детей посещают утреннюю гимнастику в ДОУ
45% - проводят выходные на свежем воздухе (турбазы, парки);
26% - посещают с детьми спорткомплексы города;
Всего 10% - считают, что ведут здоровый образ жизни.
После проведения исследования была намечена проектная деятельность по поставленной проблеме.
В конце 2012-2013 учебного года была осуществлена диагностика детей подготовительной группы, которая показала следующие результаты: Высокого уровня стало:70%, среднего: 26%, низкого: 4%,
Уровень формирования представлений о ЗОЖ у детей
Уровень
Начало 2011-2012 учебного года
Конец 2012-2013 учебного года
Высокий
30%
70%
Средний
44%
26%
Низкий
26%
4%
Уровень знаний по теме: "Ознакомление с организмом человека" (до изучения и после изучения темы)
№
Вопросы по теме
До изучения темы
После изучения темы
1.
Как ты понимаешь, что такое организм?
· знают - 21%
· не знают - 79%
· знают - 58%
· не знают - 42%
2.
Какие части тела ты знаешь?
· знают - 74%
· не знают - 26%
· знают - 95%
· не знают - 5%
3.
Из каких маленьких частичек состоит наш организм?
· знают - 0%
· не знают - 100%
· знают - 37%
· не знают - 63%
4.
Какие органы ты можешь назвать?
· знают - 74%
· не знают - 26%
· знают - 89%
· не знают - 11%
5.
Для чего человек должен знать свой организм?
· знают - 58%
· не знают - 42%
· знают - 79%
· не знают - 21%
6.
Как можно использовать знания об организме в жизни?
· знают - 47%
· не знают - 53%
· знают - 79%
· не знают - 21%
Исследование показало, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в формировании культуры здоровья. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию здорового образа жизни и физической культуры в своей семье.
Анкетирование родителей показало следующие результаты:
Представления родителей о факторе, в наибольшей степени влияющем на здоровье человека (до изучения и после изучения темы)
2011 – 2013гг.
экологическая обстановка
наследственность
образ жизни
нет ответа
до
5
3
3
5
после
3
3
9
1
2013 – 2014гг.
экологическая обстановка
наследственность
образ жизни
нет ответа
до
13
6
2
1
после
2
3
16
1
Отношение родителей к прогулке на свежем воздухе в выходные дни за 2011 – 2013гг.
1-2 ч.
2-3 ч.
3-4ч.
более 4 ч.
другие ответы
до
8
5
1
1
1
после
5
5
3
2
1
Отношение родителей к прогулке на свежем воздухе в выходные дни за 2013 – 2014гг.
1-2 ч.
2-3 ч.
3-4ч.
более 4 ч.
другие ответы
до
12
7
1
1
1
после
0
2
11
9
0
Уровень формирования представлений о ЗОЖ у детей
Уровень
Начало 2013 года
Конец 2014 года
Высокий
20%
73%
Средний
44%
21%
Низкий
36%
6%
Запланированная проектная деятельность принесла свои результаты. Проведение познавательной работы через проектную деятельность с детьми, и с родителями в тесной связи с педагогами повышает уровень формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
- система работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.
- взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников будет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые:
- актуальны для конкретного дошкольного учреждения в соответствии со спецификой учреждения;
- востребованы родителями.
- основная работа по формированию здорового образа жизни ребенка-дошкольника проводится в семье, родителями при условии оказания им своевременной методической помощи.
- сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей осуществляется на позициях диалога, что способствует реализации принципов образования.
Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в детском саду, то в силу специфики своей деятельности и возможностей мы несем большую, чем родители ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Здоровый образ жизни не занимает, пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Благодаря совместной работе воспитателя, специалистов и родителей с детьми, принесла результаты. Но так же результативность возросла и благодаря тому, что работа проводилась каждый год.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Сидорова Анна Петровна «Формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность»