Проект на тему: «В гостях у бабушки Матрёны» в 1 младшей группе.


Проект на тему: «В гостях у бабушки Матрёны»
в 1 младшей группе.
Авторы проекта:
Широкова Наталия Владимировна,
Алексеева Людмила Анатольевна.
Воспитатели 1 младшей группы №1.
Вид проекта: групповой.
По продолжительности: однодневный.
Тип проекта: познавательный, игровой, творческий.
Участники проекта: дети 1 младшей группы №1, воспитатели, родители.
Срок реализации: 26 мая.
Проблема
Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных задач, в наступивший непростой период времени для нашей страны, считается воспитание такого будущего поколения, которое будет обладать духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами и уважать культурное и историческое прошлое России. Именно такое поколение будет способно осуществить дальнейшее развитие страны. В связи с этим требуются действенные пути решения поставленной проблемы.
Актуальность
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой.
Детей необходимо знакомить с историей своей Родины, ее бытом и традициями, так как в опыте наших предков заложены большие воспитательные возможности. Они передаются через фольклор, декоративно-прикладное искусство, игры, музыку и др.
Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества и т. д. Многие люди почти забыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Цель проекта: приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
Воспитывать интерес к русской культуре, русскому быту;
Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки.
Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу, театральную деятельность;
Планируемый образовательный результат:
-Пробуждение интереса к истокам русской народной культуры, через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, сказках.
- Расширение кругозора детей через посещение мини - музея «Изба».
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
 Основные этапы реализации проекта:
I подготовительный
- обоснование актуальности темы
- определение цели и задач проекта
- составление плана основного этапа проекта
- подбор и изучение литературы по проекту
- подбор иллюстраций, игрушек, пособий по теме проекта
- обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта
II. основной:
- Беседа: « Моя любимая сказка» .- Инсценирование сказки «Жихарка, народные игры «Котя - коток» и др., д/и «Правильно подбери картинку к сказке».
- Подобрать русские народные костюмы для детей.
- Развлечение в мини – музее «Изба «Баю, баюшки, баю, баю Машеньку мою».
lll. Заключительный.
- Оформить фотовыставку по теме проекта.
- Провести консультацию для родителей по теме: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к национальной культуре», «Как приобщить ребенка к русской культуре?».

Перспективное планирование работы по реализации проекта.
Название образовательныхобластей Содержание Задачи Дидактический материал
Утро Социально– коммукативноеречевое, познавательное
художественно –эстетическое развитие.
Речевое, физическое развитие, безопасность.

Оформить уголок книги по теме.
Беседа: «Моя любимая сказка»

Инсценирование сказки «Жихарка».

Д/и. «Правильно подбери картинку к сказке».

Утренняя гимнастика «Волшебный бубен».
Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу, театральную деятельность;
Внимательно смотреть и слушать импровизацию. Помочь понять содержание сказки.

Узнавать знакомые сказки по отдельным фразам и находить картинку.
Побуждать вступать в общение с воспитателем, при помощи речи и игровых действий.

Мальчик и девочка в народном костюме, книги и картинки по теме.

Игрушки для инсценирования: жихарка, кот,
лиса, петух
Иллюстрации к сказкам.
Бубен, поясок.

НОД (развлечение) Социально – коммуникативное речевое, познавательное художественно – эстетическое, физическое развитие, чтение художественной литературы.
«Баю, баюшки, баю, баю Машеньку мою»
Познакомить детей с колыбелью, её назначением и убранством.
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями (колыбельными песнями).
Вызвать у детей радость и желание петь колыбельные песни. Вызвать положительный отклик и желание заботиться о младших. Расширять кругозор, обогащать словарный запас. Мини – музей «Изба», кукла Машенька костюм для воспитателя.

Прогулка познание, речевое, физическое развитие,
Народная игра «Котя - коток»
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми.
Игрушка кот, атрибуты к играм, корзиночки.

Вечер Социализация, познание, художественно – эстетическое развитие, чтение художественной литературы. «В гости к ребятам Матрёшка пришла». Продолжать знакомить детей с русским народным искусством. Развивать интерес к русскому народному фольклору. Воспитывать интерес к народной культуре, обогащать словарный запас.
Матрёшка, атрибуты к играм,
Русские народные костюмы для детей, платочки.
Работа с родителями. Привлечь родителей к сотрудничеству детского сада и семьи, подобрать художественную литературу по теме. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к национальной культуре», «Как приобщить ребенка к русской культуре?».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности ( познавательную, художественно-речевую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с мини – музеем «Изба», дети проявляли интерес и желание участвовать в беседах, народных играх;
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Список литературы:
1.Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
2.Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М. : Просвещение, 1987-240с.
4. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М. : Изд-во "Российское педагогическое детство", 1999-208с.
5. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1974-171с.