Одна из важнейших задач воспитательной работы — формирование адекватной самооценки самооценка является системообразующим ядром индивидуальности, она во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, то есть самооценка во многом об
Влияние самооценки на восприятие математического материала в старшем школьном возрасте
На самооценку, самоопределение, самоутверждение школьников влияют множество факторов – это семейное воспитание, взаимоотношения со сверстниками, конечно же, школа, учебные заведения, которые посещает юноша или девушка, успеваемость.
У многих людей существует глубоко укоренившееся убеждение, что они неспособны к изучению математики.
Опираясь на рассуждения Роберта Б. Бернса [4,c.12], выделим следующее:
1.Человек не может овладеть математикой, потому что она ему не нравиться.
2.Она ему не нравится именно потому, что не дается.
Оба эти момента взаимосвязаны. Не исключено, что причиной неспособности является отсутствие интереса к предмету. С другой стороны, плохие результаты в изучении предмета служат подкреплением не заинтересованности в нем. Если ребенок в какой-то момент решил, что он не любит математику, он будет избегать любой ситуации, связанной с математикой. Больше того, если он уверился в своей неспособности к математике, то столкнувшись с необходимостью применения математики, он, вероятно, сделает это плохо. Таким образом, Я - концепция порождает поведение, которое ее подкрепляет.
Любой опытный учитель легко приведет немало примеров, подтверждающих, что представления учащихся о своих способностях существенно влияют на их успехи в учебе и порой приводят к тому, что уровень успеваемости школьника оказывается значительно ниже, чем можно было бы предположить, ориентируясь только на его потенциальные способности. Часто учащиеся, еще не приступив к выполнению задания, заявляет, что он не сможет с ним справиться. Многие устные ответы, по существу правильные, сопровождаются словами, свидетельствующими о глубокой внутренней неуверенности: “Я вообще-то не знаю, но, кажутся …” и т.д. [4, с.17].
Дети, обладающие высокой самооценкой, обычно объясняют свои учебные успехи хорошими способностями. Дети с низкой самооценкой, как правило, не принимают успех как свое личное достижение и объясняют его случайностью. Однако детям с высокой самооценкой в отличие от их сверстников с низкой самооценкой этот недостаток представляется принципиально восполненным [4, с.15].
Подобные рассуждения можно заметить в книге Филипа Райса:
дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением [7,с.25].
Для успешного обучения и восприятия материала, огромную роль играет активность учащихся.
Учебная активность – это степень включенности учащегося в этот процесс. Учебная активность тесно связана с интересами к учебе. Интересы классифицируют на устойчивые и глубокие, с одной стороны, неустойчивые и поверхностные – с другой.
Характеризуя учебное поведение школьников, можно отметить, что понятия “активность” и “самостоятельность” очень близки между собой. Это умение учиться без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны педагога. Экспериментально доказано, что фактор автономности (самостоятельности) положительно влияет на успеваемость учащихся [5, с.21].
Еще одно подтверждение нашему предположению мы нашли в книге Липкиной А.Е. [1,с.26]: известно, что успех в решении учебных задач зависит не только от умственных способностей ребенка, но и от его личностных свойств, в частности, от самооценки.
Почти все учителя сталкиваются со следующей проблемой: родители приходят с вопросом, почему моему ребенка ставите плохие отметки? Вроде бы, дома данный ученик всегда делает домашнее задание, родители его проверяют, а приходит из школы – и опять плохая отметка.
А все дело в том, что школьник часто боится отвечать у доски, боится осуждения учителя, одноклассников, то есть у данного ученика очень низкая самооценка. Такому ученику должны помочь преодолеть эти трудности, как учителя, так и родители.
Школьник, убежденный в том, что его не любят учителя, может не только усиливать их антипатию своим поведением, но и вследствие избирательности восприятия усматривать подвох в любом, даже дружелюбном, поведение учителей. Даже самые искренние попытки учителя вступить в контакт с учащимся, могут быть восприняты как стремления унизить и оттолкнуть его, ибо смысл, как известно, определяется не словами и жестами, как таковыми, а личностью того, кто воспринимает эти слова и жесты.
Мы с детства строим свой индивидуальный образ Я. Каким он будет, зависит и от тех оценок, которые мы получаем, и от того значения, которое любые отметки оказывают на формирование личности ребенка, взрослым стоит их абсолютизировать.
Родители не должны ориентировать детей на сплошные успехи в школе (надо учитывать их способности). Лучше выделить те предметы, по которым они могут стараться и получать высокие оценки [3,с.28].
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Как уже было сказано выше, дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Одна из важнейших задач воспитательной работы - формирование адекватной самооценки; самооценка является системообразующим ядром индивидуальности, она во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, то есть самооценка во многом обусловливает динамику и направление развития субъекта, в частности, самооценка влияет на успеваемость учащихся; происходит взаимовлияние самооценки и успеваемости.
Список литературы
1. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976-64.
2. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [спецкурс].. – М.: Издательство Московского университета, 1991-74.
3. Подлескова Н., Руденко И. Отметки и отметины.// Семья и школа, 1998,с.28.
4. Роберт Б. Бернс. Самооценка и успеваемость школьников.// Мы и мир, 2000, №15/16, с.12-17.
5. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-106.
6. Тушканова О.И. Психологические особенности ребенка от рождения до 17 лет. – Волгоград: Офсет, 1999.
7.Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е международное издание. Питер, 2000-69.