Сценарий урока по русскому языку на тему Слитное и раздельное написание НЕ с причастием (7 класс) ФГОС
Сценарий урока № 56
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Предмет: русский язык
Класс: 7
Дата проведения: 12.12
Тип урока: урок актуализации новых знаний
Цели:
- способствовать формулированию учащимися правила правописание НЕ с причастиями;
- способствовать совершенствованию умений постановки знаков препинания при причастном обороте и правописания Н-НН в причастиях;
-способствовать формированию умения производить морфологический разбор причастия;
- способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- способствовать воспитанию интереса к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева и др., индивидуальные карточки
Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Добрый день, мои друзья,Встрече с вами рада я.Сели ровно, всё достали,Вспоминаем всё, что знали.Оставляем все заботыИ включаемся в работу. Приветствуют учителя Самоопределение, смыслообразование (Л)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося -Какую часть речи мы изучаем уже несколько недель?
Начнём с повторения изученного.
Повторение изученного:
-Индивидуальная работа у доски:
1 карточка:
Задание: Спишите, раскройте скобки и объясните правописание слов, расставьте знаки препинания. Произведите полный синтаксический разбор предложения.
На картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Сентябрьский снег» изображе(н,нн)а деревя(н,нн)ая терраса запороше(н,нн)ая снегом.
Дополнительные вопросы:
- Что такое причастный оборот?
-Назовите постоянные признаки причастия.
- Как определить возвратность у причастия?
2карточка:
Задание: Определив часть речи, вставьте и объясните правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Выделите суффиксы.
Посея…ые семена, серебря…ое кольцо, жаре…ый пирожок, перелома…ые ветки, каме…ые фигуры, кипячё…ая утром вода, нечая…ая радость, цветы вырыще..ы
Проверка:
Посеянные семена, серебряное кольцо, жареный пирожок, переломанные ветки, каменные фигуры, кипячённая утром вода, нечаянная радость, цветы выращены
Дополнительные вопросы:
1. Как различить причастие и отглагольное прилагательное?
2. Работа с классом.
-Готовимся к экзаменам!
Вопросы:
-От чего зависит правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени? Прошедшего времени?
Тест
1. Отметьте причастие, в суффиксе которого пишется И?
добыва…мый уголь
озаря…мый луной
уважа…мый всеми офицер
перевоз…мый товар
2.Отметьте причастие, в суффиксе которого пишется Е?
перестраива…мое здание
люб…мый актёр
прерыва…мый аплодисментами
ненавид…мый враг
3. Отметьте причастие, в суффиксе которого пишется У?
грохоч…щий гром
готов…щийся к зачёту
игра…щий ребёнок
4.кле…щий коробочку мальчик
4. Отметь четвертое “лишнее” слово:
смеющийся
покрывшийся
застывший
(у) заросшей
5. Найди четвертое “лишнее” слово:
поднятые
заброшенный
оклеенный;
сгораемый.
Ответы:
1.4
2.1
3. 1,3
4.1
5.4
Критерии оценки:
«5»- 5 баллов
«4»- 4 балла
«3»- 3 балла
«2» -0-2 балла
Актуализация знаний.
Понаблюдай!
-Задание: Объясните правописание слов:
(Не) правда, а ложь; (не)большой домик, далеко (не) интересный, (не)настье, не (у) кого.
-Правописание какой орфограммы мы повторили. Когда НЕ с прилагательными, с наречиями пишется раздельно, а когда слитно?
-Рассмотрите запись на слайде? Во словосочетаниях записано слово незанавешенное? Это что за часть речи? Как она пишется с НЕ?
Незанавешенное окно – ещё не занавешенное окно
Сформулируйте тему урока.
5. Определите тему и цели урока.
- Запишите тему урока. Какие вопросы мы будем сегодня рассматривать?
-Какие цели перед собой поставим? Отвечают на вопрос
Один ученик работает по индивидуальной карточке, комментирует синтаксический разбор предложения
Ученики задают дополнительные вопросы
Второй ученик вставляет Н-НН в суффиксы слов различных частей речи
Отвечают на вопросы
Решают тест, способ проверки- взаимопроверка
Объясняют правописание НЕ со словами различных частей речи, формулируют правило слитного и раздельного написания НЕ со словами
Определяют часть речи
Формулируют тему урока и цель Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования.
2. Анализировать, классифицировать, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1. Владеть связной монологической речью.
2. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников.
III. Систематизация знаний
Цель этапа: проговаривание и закрепление о знания; выявить пробелы осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 1.Исследовательская работа в группах:
Задание: перед вами учебник, прочитайте материал учебника стр. 156, восстановите графы в таблицах, которые лежат у вас на столе.
Заполните её примерами из упражнения 220. Расскажите о слитном и раздельном правописании не с причастиями.
Слитно Раздельно
Нет зависимых слов Употребляется с наречиями
меры и степени (сколько, насколько)______________________________________ Противопоставление с союзом А Сочетания
далеко не, вовсе не, отнюдь не
Проверка
Слитно Раздельно
Не употр. без не Нет зависимых слов Употребляется с наречиями
меры и степени (сколько, насколько)______________________________________ Краткое причастие С зависимыми словами Противопоставление с союзом А Сочетания
далеко не, вовсе не, отнюдь не
Недоумевающий Непроветренная комната Совершенно непроветренная Окно не закрыто Никем не исследованная Не распечатанное, а запечатанное -
Физкультминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали…
Задание: если причастие действительное – садимся, если причастие страдательное- встаём
Одевающая (садимся), одеваемая (встаём), дувший (садимся), сорванная (встаём), изрытая (стоим), сидящую (садимся), спавший (сидим), усеянный (встаем), сброшенные (садимся), облетевшим (садимся).
А теперь продолжаем наш урок
Читают материал учебника, восстанавливают графы таблицы, заполняют примерами из текста
Рассказывают слитном и раздельном написании НЕ со словами
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока
3. Искать пути решения проблемы.
4. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.
2. Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
IV. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Цель этапа: проговаривание и закрепление о знания; выявить пробелы осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 1.Графическая работа- работают в парах
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
2.Тест «Кто быстрее и правильнее»
Тетрадь с печатной основой (тест 8 стр.29 задание3)
Ответ: а, д
3. Творческая работа.
Учитель: Тема природы интересовала как поэтов, так и художников.
Назовите поэтов, создавших стихи о родной природе?
Кто такой И.Э. Грабарь?
Этот человек был влюблён в русскую природу, о чём свидетельствует его пейзажная живопись.
Вот его картины ( «Зима», «Иней. Восход солнца», «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь» )
Картина «Февральская лазурь» - одна из лучших его картин И.Э. Грабаря.
Внимательно посмотрите на картину и, используя слова и словосочетания: ещё (не) сбросившие листья, стволы (не) изогнуты, (не) тронутый снег -составьте и запишите предложения, употребив правильно не с причастиями. Кто быстрее и правильнее?
Проверка: чтение 2 работ.
Комментируют правописание НЕ с причастиями
Выполняют задание теста
Составляют предложения, читают и объясняют правописание не с причастиями Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
VI. Инструкция по выполнению дом. задания:
1.П.20
2.Упр. 221 под цифрой 2 или упр.222 Делают выводы по уроку.
Записывают задание.
Самооценка работы на уроке
Записывают домашнее задание Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
1 карточка:
Задание: Спишите, раскройте скобки и объясните правописание слов, расставьте знаки препинания. Произведите полный синтаксический разбор предложения.
На картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Сентябрьский снег» изображе(н,нн)а деревя(н,нн)ая терраса запороше(н,нн)ая снегом.
2карточка:
Задание: Определив часть речи, вставьте и объясните правописание Н-НН в суффиксах слов различных частей речи. Выделите суффиксы.
Посея…ые семена, серебря…ое кольцо, жаре…ый пирожок, перелома…ые ветки, каме…ые фигуры, кипячё…ая утром вода, нечая…ая радость, цветы вырыще..ы
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Задание: Подчеркните одной чертой причастия, которые с не пишутся раздельно, двумя- слитно. Объясните условия правописания.
(Не) законченная вовремя картина, картина (не) закончена, (не) законченная картина, ещё (не) освещённые солнцем деревья, деревья (не) освещены солнцем, (не) протоптанная дорожка.
Исследовательская работа в группах:
Задание: перед вами учебник, прочитайте материал учебника стр. 156, восстановите графы в таблицах, которые лежат у вас на столе.
Заполните её примерами из упражнения 220. Расскажите о слитном и раздельном правописании не с причастиями.
Слитно Раздельно
Нет зависимых слов Употребляется с наречиями
меры и степени (сколько, насколько)______________________________________ Сочетания
далеко не, вовсе не, отнюдь не
Исследовательская работа в группах:
Задание: перед вами учебник, прочитайте материал учебника стр. 156, восстановите графы в таблицах, которые лежат у вас на столе.
Заполните её примерами из упражнения 220. Расскажите о слитном и раздельном правописании не с причастиями.
Слитно Раздельно
Нет зависимых слов Употребляется с наречиями
меры и степени (сколько, насколько)______________________________________ Сочетания
далеко не, вовсе не, отнюдь не