Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему «Слитное и раздельное написание частицы не с наречиями на -о, -е»
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
«Слитное и раздельное написание частицы не с наречиями на -о, -е»
Учителя русского языка и литературы
Даниелян К.А.
Цели урока:
1.познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием не с наречиями на -о и -е;
2. формирование навыка написания НЕ с наречиями;
3.Обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;
Задачи урока:
1.Способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
2.Способствовать формированию коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, дети. Тема нашего урока сегодня (читаю с доски, цели проговариваю).
1. Проверка домашнего задания:
а) морфологический разбор наречий;
ученики рассказывают о наречии по вопросам:
Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Наречие).- Что вы знаете о наречии? (Неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, признак признака, признак предмета, имеет степень сравнения
-Что обозначает наречие? обозначает признак действия,
-На какие вопросы оно отвечает?как каким образом когда где куда зачем
-С какими частями речи употребляется наречие в словосочетании?сущ. глаг. Прич. Дееприч . прил.
-Какой самый отличительный морфологический признак наречия? Неизменяемая часть речи
-Каким членом предложения чаще всего является наречие?обстоятельствами
Задание .
На основе повторенного вами дома материала о написании НЕ с различными частями речи вы сегодня самостоятельно объясните слитное и раздельное написание не с разными частями речи Словосочетания записаны на доске (учащ. Объясняют слитное и разд. Написание не с разл.частями речи)Говорил неправду, недоумевающий взгляд, нестерпимый (тяжёлый)зной, не проверив задание, не сделанная вовремя работа , неверное (ошибочный,ложный)суждение, не правда, а ложь; не широкая, а узкая река, далеко не зрелое яблоко, не голубое небо, не был в школе.
А теперь прочитаем правило в учебнике. Нужно добавить ,что наречия в сравнительной степени и наречия состояния с не пишутся раздельно) Совсем в значении «совершенно, очень» (усиление признака) требует слитного написания. Например: Совсем неинтересно.Совсем в значении «отнюдь, никоим образом, вовсе? (ничуть)» требует раздельного написания. Например: Совсем не легко птицам зимой. Взлететь совсем не высоко.
На написание какой части речи похоже написание НЕ с наречиями на – о, -е?
2. Закрепление.
Задание :
я называю словосочетания,учащиеся распределяют в две колонки:слитное и раздельное написание наречий и прилагательных :
Неотложное(срочное,спешное) дело , Выполнить небрежно (кое-как, халатно, наскоро). ,вовсе не ясный ответ,рассчитать не точно,а приблизительно;нескромный(нахальный,вольный) человек; не интересно,а скучно;негостеприимная(прижимстая,жадная,замкнутая) хозяйка;несерьёзный (легкомысленный)парнишка,немало сделать,говорил неторопливо(медленно)
Задание :
Подберите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а потом антоним и запишите
Ответ.
Близко – недалеко – далеко
Низко – невысоко – высоко
Тихо – негромко – громко
Плохо – нехорошо – хорошо
Медленно – небыстро – быстро
Мало – немного – много
Грубо-невежливо-вежливо
Оригинально-необычно-обычно
Физкультминутка тематическая.
Во время её учитель называет наречия: вправо, влево, медленно, вверх, вниз, близко, далеко.
- Какие наречия были употреблены во время физкультпаузы?К наречию медленно подберём синоним с не (неторопливо)
Задание
Составим с наречием неторопливо предложение, используя деепричастный оборот.
(Я неторопливо бродила по аллеям зимнего парка, стряхивая с ветвей деревьев иней.)
- Сделать синтаксический разбор предложения .
Задание
“Слитно или раздельно” (устное задание с использованием сигнальных карточек, + слитно, - раздельно)
Жили небогато(бедно), решил неверно(ошибочно), далеко не вежливо, вовсе не весело, поступил нелепо, очень неприятно(досадно,отвратительно,тягостно), слушали невнимательно(рассеянно); читал не громко, а тихо; выполнить небрежно, бежал не быстрее, ничуть не интересно. ( + при этом- дети объясняют, почему- «слитно», почему – «отдельно»).
Задание .
Работа по карточке.Выписать из текста все наречия.Выполнить морфологический разбор 2-х наречий.
Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь заметно посветлела.
От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Неожиданно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от удивления. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Ребята, с какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
Когда пишется НЕ с наречиями слитно, когда – раздельно?
Домашнее задание.
выучить правило на стр.104,парагр.26 стр. 117 «Климат» по учебнику географии ,
Спасибо за урок. До свидания.