Урок «Самооценка. «Самооценка личности»- тестирование. Обсуждение результатов тестирования»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА
















Занятие: «Самооценка.
«Самооценка личности»- тестирование.
Обсуждение результатов тестирования»













Разработала:
педагог д/о
Васильева А.В.


Тема занятия: «Самооценка.
«Самооценка личности»- тестирование.
Обсуждение результатов тестирования»
Цель – предоставить материал по теме занятия в доступной для учащихся форме. Провести тестовую работу для выявления самооценки у подростков; помочь подвести итоги и сделать вывод.
Задачи:
Раскрыть понятие самооценка.
Развивать умение анализировать при помощи креативных заданий.
Воспитывать положительное отношение к себе и окружающим.
Методы и приемы:
лекция, беседа, презентация, тестирование.
Ход занятия.
1.Лекция
В исследованиях отечественных учёных доказано, что личность ребёнка с самого раннего детства формируется под воздействием усвоения образцов поведения (действий, ценностей, норм и т.д.) взрослых и прежде всего родителей. Если ребёнок постоянно сталкивается с несправедливостью, с двойной моралью, окружающих, то это вызывает сомнение, неуверенность в себе, пессимизм, с одной стороны, и критицизм, неверие в идеалы, с другой стороны. Негативные формы поведения тем более усиливаются, если родители и учителя не принимают во внимание сложные психофизиологические изменения в подростковом возрасте.
У подростка возникает «чувство взрослости», но возникает не само по себе, а в результате объективных и субъективных условий. К объективным условиям относятся физическое развитие; половое созревание и усложнение ведущей деятельности. Другие объективные предпосылки этого чувства кроются в социальных условиях: изменения содержания и способов учения; участие в общественно полезном труде; выполнение значимых поручений; иначе говоря, обогащение своего опыта. Самосознание этих сдвигов и приводит к формированию новой жизненной позиции – стремление к самоутверждению, что порождает субъективную переориентацию поведения с одних норм, ценностей на другие, с детских на взрослые. Поэтому подростковый возраст иногда называют переходным.
Центральным моментом такой переориентации следует считать становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Существующий тип отношений в детстве со взрослыми для подростка становится неприемлемым; так как не соответствует его представлению об уровне собственной взрослости, права взрослых он ограничивает, а свои расширяет, претендуя на уважение своей личности, на равноправие со взрослыми.
Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял. Он обижается и протестует, когда к нему относятся как к «маленькому», ограничивая самостоятельность, опекают и т.п. В этом возрасте обостряется чувство собственного достоинства. Непонимание этого приводит к возникновению конфликтов со взрослыми.
Идеалы подростка могут соответствовать и не соответствовать общественным ценностям. И если идеалом является конкретное лицо с асоциальной направленностью, то в силу высокой референтности дети попадают под влияние такого человека и могут стать на путь правонарушений. Приходится с горечью констатировать, что за последние годы детская преступность в нашей стране резко возросла. Социально-психологический опрос осужденных подростков показал, что их идеалом, в большинстве случаев является стремление «красиво жить», под которым понимается, не работая, иметь деньги, материальные блага и психологический комфорт.
Многие из них озлоблены на окружающих, не верят в социальную справедливость, отличаются узкими интересами, интеллектуальной ослабленностью. Соответственно и мотивация асоциального поведения таких подростков носит ярко выраженную эгоистическую направленность. Многим явным правонарушителям чуждо чувство сострадания к людям, что обуславливает жестокость в их преступных действиях.
Напряжённость во взаимоотношениях между членами семьи, как и не здоровый образ жизни родителей побуждают детей к бродяжничеству, уголовной романтике и другим асоциальным формам поведения. Например, не желание учиться зачастую связанно с неверной самооценкой, от которой зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, и которая является возрастной особенностью подростков. Поэтому самооценку психологи рассматривают как стержневую характеристику личности, её ядро.
2. Презентация «Самооценка личности». Тестирование
(тест скачен с сайта в интернете: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Тест на выявление уровня самооценки
(подходит как для взрослых, так и подростков)
1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто 1 балл;
б) иногда 3 балла.
2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора 1 балл.
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда 5 баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств 1 балл;
в) в сложной ситуации главное не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить 3 балла.
4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его 4 балла;
в) обидитесь, но не подадите вида 1 балл.
5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да 1 балл;
б) нет 5 баллов;
в) не знаю 3 балла.
6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче - 1.
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да 1 балл;
б) нет 5 баллов;
в) не знаю 3 балла.
8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да 1 балл;
б) нет 5 баллов;
в) иногда 3 балла.
9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да 5 баллов;
б) нет 1 балл;
в) не знаю 3 балла.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
а) голубой 1 балл;
б) желтый 3 балла;
в) красный 5 баллов.
Подсчет баллов
5038 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...
3724 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций, как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
2310 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
3. Беседа: «Что же такое самооценка?»
- Как формируется самооценка?
(Ответы учащихся)
Конечно, самооценка школьника формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности, его поступков и действий. Но, всё дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие, и прежде всего учитель.
- При каких отношениях с родителями и учителями самооценка у подростков будет в норме?
(Ответы учащихся)
- Если окружающие постоянно относятся к ребенку с уважением, он начинает считать себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, ребёнком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остаётся, как заключить, что он не достоин уважения и находит другие пути для самоутверждения.
Как только сформировалась устойчивая самооценка, она имеет тенденцию к самоопределению. Причём, это относится как к высокой, так и низкой самооценке.
- Как Вы считаете, внешне видно подростка с адекватной самооценкой?
(Ответы учащихся)
- Уровень самооценки определяется тем, как подросток постоянно действует по отношению к самому себе. Если человек особенно чувствителен к невниманию, если отчаянно избегает ситуаций, в которых могут обнаружиться его слабости. Если он так придаётся мечтам, что ухудшается его дееспособность, есть основания заключить, что он в себе не уверен. И, наоборот, существуют критерии, позволяющие судить о достаточно высокой самооценке. Даже если человек кажется очень скромным, но руководствуется своими собственными принципами, не оскорбляя окружающих; он не очень разочаровывается, если другие с ним не согласны; он не ищет оправданий и не придаётся отчаянию. Если терпит неудачу, он обращается с людьми уважительно. Не ожидает от других отрицательных реакций по отношению к себе, не отвергает похвалы, которую заслуживает.
- Как Вы считаете, какое явление более сложное: самооценка или оценка окружающих?
(Ответы учащихся)
- Самооценка более сложное явление, чем оценка других людей. Формируется самооценка значительно позднее, чем оценка окружающих. Во всех возрастных группах люди более объективно оценивают других, чем себя. Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в коллективном общении и в совместной деятельности.
4. Рефлексия.
Упражнение «Возьми салфеток»
Необходимые материалы: бумажные салфетки. Время:5-10минут. Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, педагог просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял. Обсуждение: не требуется.
5. Подведение итогов занятия.