Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по УМК Перспектива по теме: Нелегко снимать зверей…Н. Рубцов Про зайца, Заяц (из энциклопедии)


Ребякова Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №22»,
г. Северодвинск
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс
Тема: «Нелегко снимать зверей…». Н.Рубцов «Про зайца». Заяц (из энциклопедии).
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: создание на уроке условий для активной познавательной деятельности обучающихся по усвоению и различию текстов различных жанров.
Задачи
Обучающие:
- познакомить учащихся с лирическими и прозаическими (художественными и научными) текстами о животных;
- учить сравнивать различные виды текстов;
- учить различать произведения разных жанров.  
Развивающие:
- развивать умение чувствовать и понимать настроение автора, героя и передавать это при чтении;  
-  развивать речь;
- формировать умения работать с книгой; 
-  развивать творческие способности путем поиска материала о животных.
Воспитывающие:  
- умение участвовать в коллективной беседе;
- воспитывать чувства сострадания, сопереживания к животным. 
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности
Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения
Климанова Л.Ф. Литературное чтение: Учебник для 2 класса. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2012- 159 с. – (УМК Перспектива).
Выставка книг: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», И.Акимушкин «Мир животных», Н.Сладков «Азбука леса», И.Соколов – Микитов «Листопадничек».
 И.Ожегов «Толковый словарь».  Детская энциклопедия (Детская энциклопедия в 12 т., «Я познаю мир. Животные», «Что такое? Кто такой?» том 2, атлас «Мир вокруг нас» и др.), Пособие «Морянка».
Слайды с изображением зайцев, опорные слова, иллюстрации.
Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов: сочетание контроля учителя, самоконтроля и взаимоконтроля.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Речевая разминка. Упражнения на дыхание:
-Вдох. Счёт на выдохе индивидуально.
-«Снежинки». На руке снежинка, попробуй подуть на снежинку, выдох через рот, выдох плавный, длительный; вдох спокойный через нос.
Развитие голосового аппарата.
-Произнести скороговорку с различной громкостью:
Вымыли мышки миски для мишки.
а) тихо; умеренно; громко;
в разном темпе:
б) медленно; умеренно; быстро.
- Для чего это делали? (говорить чётко, правильно)
3. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений Н.Рубцова «Ворона», «Воробей» из пособия «Морянка» со страницы 91 на оценку.
Вывод по подготовке.
4.Стадия вызова. Пробуждение интереса к теме.
- Его обижают и звери, и птицы.
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под ёлкой
Он так замерзает,
Что летом шубейку
Свою не снимает.
- Кто это? (Заяц)
Актуализация.
- Возьмите листы на парте и заполните информацию, которую вы знаете о зайце. Можно работать в паре с соседом по парте.
герой сказок -
трусливый - ЗАЯЦ - зверь
- детёныши - окрас
- Прослушать мнения детей, отразить на доске информацию.
- Хотите узнать больше?
- Как мы это сделаем?
Определите задачи на урок. (Будем читать произведение о зайце.)
5.Осмысление. Получение новой информации.
- В лес! (с. 100)
- Вы – фотокорреспонденты. Что делает фотокорреспондент?
Фотокорреспондент: - наблюдает,
- фотографирует,
- собирает информацию.
Тема урока: Нелегко снимать зверей…
1. Чтение стихотворения Н.Рубцова «Про зайца» учителем. Соотнесение информации.
- Хочу предложить вам ещё один текст. Стр. 101 «Заяц». Прочитайте его самостоятельно.
2. Чтение текста учеником вслух.
6. Сравнение текстов.
- Чем тексты похожи?
- В чём различие?
- Обратите внимание на то, как в каждом тексте рассказывается о зайце.
3. Перечитайте текст «Про зайца».
Чтение учащимися по четверостишию.
- Что это за текст? (стихотворение)
Физкультминутка.
7. Вопросы по содержанию: о теме и проблемах
- О чём произведение?
- Почему оно так называется?
- От чьего лица написано стихотворение? (А)
- Какие вопросы возникли при слушании?
- Как ты представляешь себе встречу с зайцем? (Ч)
По сюжету:
- Где и когда происходит событие?
- С чего всё началось?
- Как развивается действие?
- Чем закончилось?
- Какой эпизод при чтении взволновал больше всего? Зачитайте.
Об образах:
- Кто действует в произведении? (Г)
- Каким мы видим зайца?
- Найдите в тексте слова, которые помогают представить зайца.
- Опиши его друг другу.
- Какое настроение вызывает заяц? (Словарь настроений)
- Что вызывает это стихотворение? (чувства, эмоции)
- Какие? (переживание, сочувствие, сопереживание)
- Предлагаю уточнить значение слов: сочувствие, эмоции.
Индивидуальный поиск значения слов в словаре И.Ожегова «Толковый словарь».
- Почему возникают чувства? (авторское произведение)
- Что думает о зайце автор? А ты? (А---Г---Ч)
- Какие чувства испытывает? А ты?
- Можно ли сказать, что заяц нам нравится?
О жанре:
Это ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ текст
- Какую новую информацию получили из текста «Заяц»? Отметьте в тексте, перечитайте информацию.
ПОМЕТЫ: уже знал V, новая информация +, думал иначе -,нужна дополнительная информация ?.- Какие чувства испытывали при чтении этого текста? (З) (чувств нет)
- Какой это текст, как вы думаете?
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, НАУЧНЫЙ
- Что содержит научный текст? (факты, сведения, информацию)
Вывод: Какие виды текстов вы узнали?
Физкультминутка.
8. Поиск информации. Рефлексия.
Работа в группах.
- Предлагаю дополнить материал о зайце новыми источниками информации. Вам предложен текст «Зайцы» из детской энциклопедии. Прочитать текст и выделить точно по заданию. Задание по колонкам.
1группа: размер зайца;
2 группа: враги зверька;
3 группа: кто такие «листопадники»;
4 группа: 2 ученика книги с выставки делят на группы – художественная и научная книга.
Сбор информации.
Выслушивание детей. Посмотрите, сколько фотографий сделали. Одновременно дети просматривают слайды с изображениями зайцев в разное время года.
9.Обобщение. Анализ.
- Какой текст помог узнать о зайце?
- Про кого говорят: «Труслив, как заяц», «Заяц в автобусе»?
- Что узнали о зайце? (прикрепите + в том месте, где для тебя было открытие нового на уроке)
- В каком вопросе нужна ещё дополнительная информация? (пометы)
10. Домашнее задание.
- Дома по желанию можно читать тексты о зайце.
- Прочитать книгу Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
- Выучить стихотворение.
Спасибо за урок.