Конспект урока по развитию речи Зимующие и перелётные птицы


Конспект урока по развитию речи на тему:
"Зимующие и перелетные птицы". 1-й класс
Цели урока:
образовательные: уточнить знания учащихся о перелетных и зимующих птицах, расширить представления учащихся об этих птицах, закрепить умение учащихся различать домашних и диких птиц по названию и внешнему виду;
развивающие: развивать логическое мышление учащихся на основе упражнений, память, внимание, связную речь;
Воспитательные: Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки для составления рассказа), изображение скворца для раскрашивания, музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года». Декабрь; запись пения птиц.
Ход урока
Организационный момент.
Под музыку П.И. Чайковского «Времена года». Декабрь, учитель читает стихотворение Татьяны Боковой «Птичий пир»
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
направляются на юг.
Но остался сизый голубь
зимовать на ветках голых.
По деревьям вверх и вниз
скачет стайка птиц-синиц.
Птица клёст в гнезде ютится,
а ворона — у окна.
Помогите встретить птицам день,
когда придёт весна.
Прогуляйтесь по опушкам,
подарите им кормушки.
Даже с севера снегирь
прилетит на этот пир.
Беседа по прочитанному стихотворению. Ребята, вы прослушали замечательное стихотворение Татьяны Боковой «Птичий пир», скажите, о ком говорится в этом стихотворении? Какую картинку вы себе представили, слушая это стихотворение? Понравилось ли вам это стихотворение? Молодцы, ребята.
Объявление темы урока. Ребята, прежде чем мы с вами приступим к изучению нового и интересного материала, давайте поиграем в игру, которая называется «Четвертый лишний». Презентация.
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? (Слайд 2.)
Учащиеся: Птицы.
Учитель: Верно, ребята, на этой картинке изображены птицы. Давайте попробуем назвать каждую из них.
Учащиеся: утка, петух, сорока, утенок.
Учитель: Правильно, ребята. А теперь ответьте на такой вопрос, изображение какой птицы здесь лишнее?
Учащиеся: Изображение сороки лишнее.
Учитель: Правильно, почему именно эта птица лишняя?
Учащиеся: Петух, гусь и гусенок – это домашние птицы, а сорока нет.
Учитель: Умницы. А теперь посмотрите на вторую картинку. Какие птицы здесь изображены? (Слайд 3)
Учащиеся: синица, снегирь, курица и воробей.
Учитель: Молодцы. Изображение какой птицы здесь лишнее?
Учащиеся: Курицы.
Учитель: Кто может объяснить, почему эта птица лишняя?
Учащиеся: Потому что курица - это домашняя птица, а остальные нет.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на следующую картинку. Кто на ней изображен?
(Слайд 4)
Учащиеся: На этой картинке нарисованы птицы.
Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня на уроке мы будем с вами говорить?
Учащиеся: Мы будем говорить о птицах.
Учитель: Верно, о птицах, а именно о зимующих и перелетных, узнаем, какие птицы называются перелетными, а какие – зимующими.
Физминутка под музыку
Ребята, давайте с вами немного разомнемся. Я буду показывать движения, а вы повторять за мной. Учащиеся становятся возле своих парт.
МАРТЫШКИ (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Беседа о перелетных и зимующих птицах.
Учитель: Посмотрите на экран. (Слайд 5)
Назовите всех птиц, которых вы видите. (Опрос нескольких учащихся)
Учащиеся: Воробьи, ворона, голубь.
Учитель: Какое время года изображено на картинке?
Учащиеся: Зима
Учитель: Как можно назвать птиц, которые остаются с нами на зиму?
Учащиеся: Зимующие птицы.
Учитель: Верно, эти птицы называются зимующими.
Учитель: А теперь посмотрите на экран. Расскажите, что вы видите на картинке? (Слайд 6)
Учащиеся: Детей.
Учитель: Каким делом заняты ребята?
Учащиеся: Они делают домик для птиц.
Учитель: Как вы думаете, как называется этот домик?
Учащиеся: Скворечник
Учитель: Верно, ребята. Посмотрите внимательно на следующую картинку (слайд 7). Каким делом заняты ребята на этой картинке?
Учащиеся: Они вешают готовые скворечники на деревья.
Учитель: Молодцы. Посмотрите на следующую картинку (слайд 8). Какое время года изображено на картинке?
Учащиеся: Весна
Учитель: Как вы догадались, что на картинке изображена весна?
Учащиеся: На деревьях набухают почки, появились первые проталины.
Учитель: Правильно. Кто догадался, какие птицы прилетели в домик, который построили ребята.
Учащиеся: Скворцы
Учитель: Какая это птица? Зимующая или перелетная?
Учащиеся: Перелетная.
Учитель: Почему она так называется?
Учащиеся: Потому что она улетает в теплые края, а весной возвращается.
Учитель: Верно. А теперь давайте посмотрим, каких еще птиц называют перелетными
(Слайды 9, 10, 11)
Учащиеся: Ласточка, грач, аист.
Учитель: Ребята, эти птицы строят свои дома сами. (Слайды 12, 13)
Упражнение для глаз. Стрельба глазами (слайд 14)
(Данное упражнение выполняется по словесной инструкции учителя.). Ребята, а сейчас мы с вами сделаем упражнения для наших глазок, чтобы они немного отдохнули после долгой и трудной работы. Положите ручки друг на друга, локоточки должны лежать на парте, головку держим прямо. Работают только глазки, голова остается неподвижной. Поднимаем глазки:
Вверх – вниз, вправо – влево
Влево – вверх, вправо – вверх
Влево вниз – вправо – вниз.
Уточнение представлений о строении птиц.
Учитель: Посмотрите на картинку, какие птицы на ней изображены? (слайд 15)
Учащиеся: Это воробей и грач.
Учитель: Как вы думаете, чем похожи эти птицы, что в них общего?
Учащиеся: У них есть клюв, крылья, лапы, хвост, они покрыты перьями, могут летать.
Учитель: Посмотрите на следующую картинку, как называются эти птицы? (слайд 16)
Учащиеся: Это скворец и ласточка.
Учитель: Подумайте, чем эти две птички отличаются друг от друга, чем они не похожи?
Учащиеся: Они отличаются друг от друга окраской, перышки разного цвета.
Учитель: Правильно, а как называются эти птицы? (Слайд 17)
Учащиеся: Это воробьи и ворона.
Учитель: Как вы думаете, чем эти птицы могут отличатся друг от друга?
Учащиеся: Воробьи чирикают, а вороны каркают.
Учитель: Верно, ребята. А теперь давайте сядем ровненько, закроем глазки и послушаем пение птиц. (Включается запись пения птиц) (слайд 18)
Учитель: А кто из вас знает, какие птицы так красиво умеют петь?
Учащиеся: Соловьи.
Учитель: Верно, соловьи, а еще ребята, поют свои песни скворец и жаворонок. (Слайд 19)
Учитель: А как вы думаете, как можно назвать птиц, которые поют песни?
Учащиеся: Певчими птицами.
Учитель: Молодцы. Ребята, а, какую пользу приносят нам птицы?
Учащиеся: Птицы едят вредных насекомых.
Учитель: Верно, птицы едят вредных насекомых. Посмотрите, какой вред могут приносить насекомые растениям. (Слайд 20)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что бы было, если бы птицы не помогали растениям и деревьям?
Учащиеся: Опрос нескольких учащихся. Вы на славу потрудились, а теперь давайте встанем и немного отдохнем.
Физкультминутка.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
Закрепление изученного материала.
Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам загадки, отгадать их сможет тот, кто будет самым внимательным, и не будет шуметь.
Учитель: Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. (Слайд 21)
Учащиеся: Воробей.
Учитель: Прилетает он весной.
Чёрный, важный... Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что - то вроде слова врач...
Да не врач! А птица - ! (Слайд 22)
Учащиеся: Грач.
Учитель: Домик я ему построил,
важный я урок усвоил.
Вот пришел зиме конец,
прилетел домой. (Слайд 23)
Учащиеся: Скворец.
Учитель: Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (Слайд 24)
Учащиеся: Ворона.
Составление рассказа по картинке. (На экране четыре картинки, порядок расположения которых неправильный слайд 25)
Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте лежат конвертики, в них находятся картинки. Я предлагаю вам выполнить следующее задание: вам нужно разложить эти картинки так, чтобы получился рассказ. (После дети дают пояснения, почему они расположили картинки в таком порядке.). Затем следует проверка, по щелчку картинки выстраиваются в нужной последовательности (слайд 25). Работа над рассказом проводится по следующему плану: составление рассказа по цепочке, с продолжением, самостоятельно. При затруднении учитель задает наводящие вопросы: Что вы видите на 1 картинке? Что произошло с птенчиком? Какая беда подстерегала птичек? Кто пришел к ним на помощь? Какое доброе дело он сделал? Что произошло в конце?
Итог урока.
Учитель: О ком мы говорили сегодня на уроке?
Учитель: Почему птиц надо охранять и заботиться о них?
Учащиеся: Птиц нужно охранять и заботиться о них, потому что они приносят пользу человеку.
Учитель: Названия, каких перелетных птиц вы запомнили?
Учитель: Как вы думаете, какая птица изображена на картинке и на ваших листочках? (слайд 26)
Учащиеся: Скворец.
Учитель: Ребята, вам нужно раскрасить скворца цветными карандашами. Прежде, чем вы приступите к работе, давайте разомнем наши пальчики. (Каждому учащемуся раздается листочек с черно – белым изображением).
Пальчиковая гимнастика
       Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Оценка работ учащихся