Проект Я — талантлив. Работа классного руководителя с детьми, имеющие выдающиеся способности развития



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»



«Фестиваль педагогических идей»








Проект «Я - талантлив»

Новикова Елена Анатольевна
учитель английского языка






г. Краснокаменск
2016г.
Содержание
Паспорт Проекта
Обоснование актуальности Проекта
Нормативно-правовое обоснование Проекта
Содержание Проекта
Мероприятия по реализации проекта
Литература.
















Паспорт Проекта
Наименование Проекта
«Я - талантлив»

Разработчик Проекта
Новикова Елена Анатольевна

Цели и задачи Проекта
Основная цель: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми классного коллектива 6б МАОУ «СОШ №3», через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.
Основные задачи:
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
Внедрение оценочной деятельности учащихся «Портфолио»;

Сроки и этапы реализации Проекта
2014-2017 гг.
Организационный этап 2014 – 2015 у.г.:
- Разработка программы воспитания с целью целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей.
- Активизация системы поиска детей
Этап реализации 2015-2016 у.г.:
- Непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, регистрация на сайте ГТО.
- Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап 2016-2017 у.г.:
- Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов.
- Определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации Проекта
Проект реализуется через работу непрерывного образования, самообразование учителя, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты Проекта
После реализации данного Проекта ожидаю получить следующие результаты:
совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
стимулирование мотивации развития способностей;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся с обязательным оформлением «Портфолио»
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной, спортивной деятельностью;
разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми
создание электронного банка данных «Одаренные дети».
Создание классного уголка «Я - талантлив»

Участники проекта
обучающиеся 6б класса МАОУ «СОШ №3»

II. Обоснование актуальности Проекта
   Одно из самых загадочных явлений природы детская одаренность становиться все более актуальной. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения. В каждом человеке природой заложены потенциальные возможности к творческой деятельности, которые необходимо развивать.
В связи с этим в моем классе необходим данный проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
III. Нормативно-правовое обоснование Проекта
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
Закон «Об образовании в РФ»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г.N 124-ФЗ);
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников» (04февраля 2010г. Пр-271);
Национальный проект «Образование»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ;
IV. Содержание проекта
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.    Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость.      Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребёнка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.
Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
тематические и проблемные классные часы
«мозговые штурмы» во всех вариантах,
ролевые тренинги,
развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п.
участие в акции «Я талантлив»
создание и оформление «Портфолио»
Организационные формы:
Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
групповые формы работы,
творческие задания,
вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
дискуссии,
диалоги.
проведение классный часов для младших школьников с самопрезентацией.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
факультативы,
кружки,
конкурсы,
интеллектуальный марафон,
привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
При организации работы как классного руководителя свою работу начала с планирования. В планировании отразила диагностику одаренности и наметила задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
Создание диагностики одаренности учащихся класса и организация эффективного функционирования этой системы.
Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Инновационный Проект «Я - талантлив» нацелен на развитие:
- интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе научного общества учащихся;
- индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования;
- способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);
- спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных кружков и секций.
Задачи по реализации вышеуказанных целей:
Подготовка педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией для работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей на основе психодиагностики.
3. Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях.
4. Отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
5. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и образовательного процесса в целом.
Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:
- психологических (система исследовательских умений и навыков различных видов деятельности школьника, его адекватная самооценка, установка на творчество, опыт самоорганизации деятельности, саморегуляция поведения, самореализация учащимися своих общих и творческих способностей);
- педагогических (инновационная профессиональная деятельность учителя, широкая мотивирующая образовательная среда, индивидуально-направленная система обучения);
- социальных (ценности этнокультурной среды, социализирующие тенденции микросоциума, здоровый уклад жизни).
Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».
1.
Научно-методический модуль
Психолого-педагогические исследования
Медико-физиологические исследования
Исследования содержания и технологий образования

2.
Практико-педагогический модуль
Внеурочная занятость
Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ
Выставки юных художников, юных фотографов, дизайнеров и т.д.
Индивидуальные программы работы с детьми

4.
Модуль «Родительский всеобуч»
Просветительский лекторий
Индивидуальная консультация

6.
Материально-технический модуль
Компьютерный банк данных «Одаренные дети»
Медиатека

7.
Информационно-издательский модуль
Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.
Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.
Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, творческих работ одаренных детей. Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми.

8.
Административный модуль
Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми.
Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и других мероприятий разного уровня.

V. Мероприятия по реализации Проекта
 
№ п/п
Мероприятия
Срок реализации
Ответственные


Совершенствование и формирование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми
2014
Классный руководитель,


Разработка инновационного проекта «Я-талантлив»
2014-2015
Классный руководитель


Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества, спортивных мероприятий. Участие во Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д.
2014-2017
ЗДВР, классный руководитель


Формирование системы внеурочной работы с одаренными учащимися:
организация работы кружков различных направлений;
организация системы исследовательской работы школьников;
организация научного общества учащихся МАОУ «СОШ № 3», 6б класса

ЗДВР, классный руководитель


Участие в научно-практических конференциях, Всероссийской олимпиаде «Неболит»
2016-2017
Классный руководитель


Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов и т.д.)
2017
Классный руководитель


Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио»
2015-2016
Классный руководитель


Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных СМИ
2014-2017
Директор, классный руководитель


Интеграция общего и дополнительного образования
2014-2017
ЗДВР


Изучение, обобщение  и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.
2016-2017
ЗДВР, классный руководитель


Подготовка и обновление сайт-страницы «Одаренные дети» на школьном сайте МАОУ «СОШ №3».
2015-2017
Ответственный за сайт





VI.Литература:
Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого.     М.,1973.
Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия «Психология». 1986. № 1. С. 1119.
Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития     // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114123.
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии. 1969. № 1.
Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. М., 1985.
№ 1. (с. 251)
Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1985. № 4.










Zђ Заголовок 1,ђ Заголовок 2Лђ Заголовок 3†ђ Заголовок 515