Занятие «Славен подвиг на Курской дуге». (9 класс)
Тема: «Славен подвиг на Курской дуге».
Цель: показать вклад наших воинов в победу в Курской битве;
Задача:
формирование патриотизма обучающихся на основе исторических событий;
на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории; к подвигу нашего народа; преклонения перед памятью воинов, отстоявших Родину в страшную годину Великой Отечественной войны;
развитие устной речи обучающихся, коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои мысли).
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран.
Реквизиты: Презентация о Курской битве; музыка на тему Великой Отечественной войны; иллюстративный материал о Курской битве;
Ход занятия:
1. Организационный момент: Ребята, мы проводим сегодня наше занятие в нашем школьном музее. Вы, конечно же, не раз бывали здесь и часто проводили занятия. Поэтому я прошу вас активно поработать в музее, провести свои маленькие исследования и ответить на вопросы.
- Как называется наш музей? (Музей боевой славы)
- Каким событиям посвящены экспонаты нашего музея? (Великой Отечественной войне) (Слайд 1)
- Откуда взялись все эти материалы? (собраны исследователями, подарены людьми)
2. Вводная часть: Я также предлагаю вам сегодня заглянуть в событие ВОВ. Как называется музейный проект этого года? Сегодня продолжим изучение исторических данных на Курской дуге.
Тема нашего занятия, «Славен подвиг на Курской дуге»
(Слайд 2) (на фоне колокольного звона).
3. Основная часть. (Слайд 3)
Воспитатель: Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. (Слайд 4)
Грустно становится, когда оказывается, что внуки не знают ничего о том, что их дедушки и бабушки принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, будучи подростками, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту. То поколение защищали наши города, нашу страну, люди жертвовали собой ради будущих потомков, будущей жизни. Это надо ценить, помнить, уважать. (Слайд 5)
Сегодня мы продолжим изучение исторического события на Курской дуге. Вспоминая эту памятную дату, мы не можем не вспоминать о подвигах наших отцов, дедов, прадедов, воинах, принимавших участие в этой битве. Если предположить, что тогда им было около 20-ти, то сейчас им около 90-ста. Как ни прискорбно, но время берет свое, все меньше их, героев, выходит 9-го мая, чтобы пройти победным маршем по родной земле, которую они 70 лет назад спасли и вернули нам. (Слайд 6-7)
Многое о битве мы можем узнать из книг, но можем ли мы представить себе, что пережили люди, принимавшие участие в этой битве, что они пережили, атакуя в танках немецкие тигры. Наверное, страшно было нашим солдатам, когда рядом разрывался смертоносный снаряд, которые, попади он в танк, уничтожил бы всех! Каково это было, когда этот снаряд попадал в танк и люди выбирались из него, пылавшего огнем, под пулями!
Итак, мы поговорим о подвигах тех великих сражений, о которых мы не должны забывать никогда. (Слайд 8) (Звучит песня “Священная война”)
Ученик: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ученик: Разве можно забыть
Нам с тобой сорок третий,
Помнишь Курская битва
Тогда полыхала?
И советский солдат,
Уходивший в бессмертье,
Был сильнее огня
И надежней металла.
О. Левицкий, Г. Кирьянов
(Слайд 9-10).
Воспитатель: В истории Курской земли битва на огненной дуге – это событие не просто выдающееся, – великое событие. Это великое событие для всей нашей страны. И чем дальше мы уходим от этого времени, тем более великой кажется эта победа. Но, как и всякая победа, она складывается из отдельных ручейков, из отдельных подвигов, из отдельных сражений и выполнения своего долга каждым солдатом. Не вспоминать об этом было бы грешно перед теми, кто остался на этой священной Курской земле навсегда.
(Слайд 11).
Воспитатель: В Прохоровском музее боевой славы хранится письмо генерала М.Егорова. Вот строки из него:
«На полном ходу танк старшины Найдёнова ринулся на вражескую батарею, смял четыре пушки и три миномёта. Тяжёлый удар потряс старшину. Механик ещё сам не осознал, что ослеп, вёл машину, повинуясь выучке.
Командир экипажа Шурыгин, сообразив о беде товарища, своими командами помогал ему ориентироваться. Целый час ещё танк, управляемый ослепшим водителем, дрался с врагом»(Слайд 12)
Ученик: Героически дрались танкисты 170-й танковой бригады 18танкового корпуса. Их командир подполковник В. Д. Тарасов находился в гуще боя и до последнего дыхания управлял подразделениями. Выполняя поставленную боевую задачу, он погиб в горящем танке. В оперативной сводке Совинформбюро за 12 июля сообщалось: «Экипаж танка под командованием гвардии лейтенанта Бутенко поджёг один танк и тараном вывел из строя два танка противника». В экипаже Бутенко механиком - водителем был гвардии старшина Цезарь, радиотелеграфистом гвардии сержант Слинкин. (Слайд 13)
Механик- водитель, несмотря на сильный вражеский огонь, вырвался из боевых порядков атакующего батальона и на большой скорости достиг немецкого боевого охранения, гусеницами раздавил три пулемётные точки и вывел из строя. У села Смородино их танк столкнулся с 8-ю немецкими танками. Один танк противника был уничтожен, два таранили... Танк Бутенко запылал. Выскочив из горящего танка, Бутенко сражался с фашистами в рукопашную, затем, подняв на руки раненого Слинкина, под сильным артиллерийским и миномётным огнём вышел за боевые порядки нашего батальона. За этот подвиг Иван Бутенко представлен к званию Героя Советского Союза. Но указ Президиума Верховного Совета был издан 10 января 1944 года, а гвардии лейтенант Бутенко героически погиб 21-го октября 1943 года. (Слайд 14)
Воспитатель: Одновременно с напряженными танковыми сражениями на Курской дуге развернулись ожесточенные воздушные бои. Многие наши летчики проявили в этих боях настоящее мужество. Среди них был летчик - истребитель гвардии старший лейтенант А.К.Горовец. (Слайд 15)
Здесь, на Курской Дуге, совершил беспримерный подвиг летчик Александр Горовец, сбивший в одном бою 9 вражеских самолётов. Советские лётчики сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца, ни после, ни у нас, ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза. Но этот бой оказался для него последним. Погиб лейтенант Горовец. А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка.
В 1962 году на границе Белгородской и Курской областей был открыт памятник А.К. Горовцу. Он стоит у трассы Москва-Симферополь. (Слайд 16)
6 июня – день ожесточенных боев по всему фронту. В этих боях сбил свой первый самолет противника Иван Кожедуб. В течение всей войны им будет сбито 62 самолета. После выздоровления сражался здесь и летчик Александр Маресьев. Здесь сражалась эскадрилья Нормандии – Неман. В Курской битве принимал участие будущий космонавт Григорий Береговой. (Слайд 17)
Ученик: Девятнадцатилетний сержант Михаил Борисов стал Героем Советского союза. На Прохоровском поле он совершил бессмертный подвиг, уничтожив в одном бою 7 вражеских танков. Много лет спустя, став поэтом, М. Борисов напишет об этой битве такие строки:
Поверьте мне, я видел бой,
Который раньше и не снился,
Когда в дыму за гильзой гильза,
Курган мостила гробовой,
Поверьте мне, я видел бой,
Горел в его смертельной стыни...
Он заслоняет и поныне
Мне белый свет самим собой.
К сожалению, эта победа досталась нам дорогой ценой – велики и невосполнимы были ее потери... Но подвиг армии и народа на Курской дуге никогда не будет забыт! (Слайд 18)
Ученик: Здесь в районе села Орловки 13 июля 1943 года юная санитарка Маша Боровиченко вытащила с поля боя четырех раненных и вернулась за пятым – лейтенантом Корниенко. Хрупкая девушка остановилась отдохнуть. Она увидела несущийся на нее танк фашистов. Машенька метнула гранату и упала, прикрыв собой лейтенанта. Осколком снаряда Машенька – Мария Сергеевна Боровиченко была убита. За мужество и героизм Марии Боровиченко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Воспитатель: Но не только на фронте совершали подвиги. Летом 1943 года простая русская женщина Швоева Мария Александровна спасла 3 советских разведчиков, рискуя своей жизнью и жизнью своих детей. (Слайд 19)
Ученик: Швоева Мария Алекандровна родилась 8 марта 1907 года. В семье было 8 детей, а мать умерла очень рано, поэтому отцу приходилось трудно. Жили бедно, часто голодали.
В 1925 году Мария Александровна вышла замуж, но семейное счастье было недолгим. Муж рано умер, оставив её с пятерыми детьми. Но горе не ходит в одиночку. Скоро умерла её сестра, у которой было двое детей. И Мария Александровна не бросила и их, взяв сирот на воспитание. Как тяжело было, об этом она никогда не хотела рассказывать. Её поддерживали вера в Бога, трудолюбие и надежда на будущее. Она жила так, как подсказывало ей сердце. Поэтому она не видела ничего необыкновенного в своих поступках. Так же, как и в поступке, о котором через много лет напишут в газетах, а уже убелённые сединами крепкие мужчины назовут её «мамой».
В июне 1943 года она, хорошо понимая, какой опасности подвергает себя и своих детей, Мария Александровна спасла от немцев трёх разведчиков из 96-й танковой бригады имени Челябинского комсомола. Она спрятала их на огороде в картофельной яме. Немцы, увидев, куда забежали разведчики, пытали женщину, грозили убить детей, но она повторяла, что никого не видела. Фашисты, никого не найдя, оставили её и детей живыми.
И лишь спустя много лет в дни празднования 25-й годовщины Курской битвы стало известно о её подвиге, когда спасённые ею разведчики найдут свою спасительницу. В 1971 году Мария Александровна побывала в Челябинске в гостях у ветеранов 96 танковой бригады. С тех пор она стала частым гостем в Беломестненской школе.
Умерла Швоева Мария Александровна 12 декабря 1983 года.
Ученик: Есть много мест, известных на планете,
И много мест, что трогают сердца.
Лишь скажешь: «Прохоровка» – слово это
Напомнит подвиг деда и отца.
Ученик: Тогда в далеком грозном сорок третьем
Никто не знал, что через много лет
Одной из величайших битв на свете
Ту битву назовет двадцатый век. ( М.Бирюков)
(Слайд 20-22)
Воспитатель: С древних времен на местах ожесточенных боев возводили памятники, часовни и целые мемориальные комплексы. Так, и в честь Курской битвы на курской земле создали Мемориал Героям Курской битвы.
В память воинам, погибшим в дни Курской битвы, на территории мемориала зажжен вечный огонь. Вечный огонь – это символ вечной памяти о погибших воинах, символ того, что никто не забыт, ничто не забыто. Под Прохоровкой создан мемориал Курской битвы. Над широким русским полем раздается колокольный звон в память о погибших воинах и великой победе. Героизм наших воинов помог победить нам в этой тяжелой битве, победить в войне. Эта страшная война ни когда не должна повторится. Но мы никогда не должны забывать о тех, кто ценой своей жизни помог победить врага! (Слайд 21)
Музыка «Адажио» ! (Слайд 21)
Ученик: Остановись! Могилам поклонись.
Над нашим прахом горьким помолчи.
И нам когда-то улыбалась жизнь.
И нам сияли золотом лучи.
Жить и любить, – всё было нам дано.
И хоть мы пеплом стали, всё равно
И до сих пор наш голос не угас.
Мы в поле выходили по утрам,
Где колос, словно колокол, звенит
Когда б собрать всю боль
Смертельных ран –
В каменья бы рассыпался гранит!
Ученик: Мы не хотим, чтоб на родной земле
Была война и люди погибали.
Мы скажем: «Нет!» насилью и войне,
Ведь жизнь для счастья, а не для печали.
В ней дорог каждый день и час,
Пусть знают это все на свете люди.
И тех, кто отдал жизнь свою за нас,
Мы помним и вовеки не забудем!
М. Плескач
Минута молчания. (со свечой) ! (Слайд 25-26)
(Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы), на ее фоне воспитатель произносит слова:
Рефлексия
Воспитатель: ( Тихо звучит песня в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам»). Ребята! У вас на столах лежат разноцветные полосочки бумаги. Возьмите ту полоску, которая соответствовала вашему настроению и прикрепите ее на нашу радугу (на листе ватмана изображена радуга, дети прикрепляют выбранные полоски бумаги, в конце подводится итог по количеству цветов).
4. Итог занятие. (Слайд 27-28)
Воспитатель: Скажите, что вам запомнилось больше всего? Какие выводы вы для себя сделали?
Я думаю, что, готовясь к этому занятию, вы узнали много интересного, не так ли?
Ребята, я благодарю вас за ответственное отношение к порученному делу.
Наше занятие закончилось! (Слайд 29)
Список литературы:
Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. В. А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.
Герои – Белгородцы.- Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1965
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://ivassh.narod.ru/page/geroi001.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иллюстративный материал о Курской битве.
http://foto-planeta.com/photo/152326.html
15