Урок изобразительного искусства в 3 классе ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ГОТОВИМСЯ К ВСТРЕЧЕ НОВОГО ГОДА – ПРАЗДНИКА РАДОСТИ И СКАЗОК» (карандаш, гуашь)


Урок изобразительного искусства в 3 классе
ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА «МЫ ГОТОВИМСЯ К ВСТРЕЧЕ НОВОГО ГОДА – ПРАЗДНИКА РАДОСТИ И СКАЗОК» (карандаш, гуашь)
Цели: осознать тесную связь художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением; развивать эмоциональные ощущения неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека; воспитывать интерес к декоративно-оформительской деятельности.
Оборудование:
Изобразительный ряд: образец педагогического рисунка «Новогодняя маска» (карандаш, гуашь); фотографии карнавальных и театральных масок.
Литературный ряд: стихотворения – Екатерина Серова «Гости», А. Блок «Фейерверк», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина.Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня  мы  продолжим  разговор  на  тему  прошлого урока – о красоте вокруг нас. Но теперь мы выполним карнавальные принадлежности – маски героев сказок. Самые лучшие маски мы будем использовать на новогоднем утреннике.
ГОСТИ
В детском саду
Суматоха и шум:
– Скоро начнется!
– Где мой костюм?
– Витя и Женя,
Дайте флажки!..
Шепот,
движенье,
Споры,
смешки.
Что же за праздник
Готовится тут?
Видно, почетные
Гости придут!
Может, придут генералы?
Нет!
Может, придут адмиралы?
Нет!
Может, герой,
Облетевший весь свет?
Нет!
Нет!
Нет!
Гадать понапрасну бросьте,
Смотрите, вот они – гости.
Почетные, важные самые:
– Здравствуйте, мамы!
                              Е. Серова
Карнавал – это старинный праздник, он пришел к нам из глубины веков. Такими праздниками трудовой народ отмечал окончание полевых или других работ. Участники карнавала украшали себя цветами, надевали праздничные или специально сделанные интересные костюмы и маски. Звучала музыка, слышался смех. Кружились хороводы, устраивались шествия и представления.
Послушайте стихотворение:
ФЕЙЕРВЕРК
Из ничего – фонтаном синим
Вдруг брызнул свет.
Мы головы наверх закинем –
Его уж нет,
Рассыпался над черной далью
Златым пучком,
А здесь – опять,
Дугой, спиралью,
Шаром, волчком,
Зеленый, желтый, синий, красный –
Вся ночь в лучах…
И, всполошив ее напрасно, зачах.
                                                          А. Блок
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Мы говорили о декоративном искусстве. Decorare (лат.) – значит «украшать». Художник-декоратор создает декорации спектакля, украшает стены и потолки в залах, в театрах, в музеях. Он играет ведущую роль в создании образа. В современном театральном зрелище художник не просто обозначает его место и время действия, он создает художественный образ, дает свою трактовку содержания пьесы.
 Работа современного театрального художника перекликается с работой какого еще художника?
Верно, работа книжного иллюстратора похожа на работу театрального художника. Только у художника-декоратора больше задач. Декорация располагается в пространстве, и зритель ее воспринимает с самых разных точек зрения. В декорациях будут двигаться и действовать люди, она должна не только учитывать эти движения, но и способствовать созданию того, что называется «образ».
Роль художника в театре сложна и многообразна – он должен быть и живописцем, и скульптором, и архитектором, и модельером костюмов. Его задачи: и создание грима актеров, и подбор светового оформления.
Особенно интересно работать художнику при оформлении ярких зрелищных представлений – карнавалов. Какой же карнавал может быть без масок?! Даже красивые и яркие костюмы не сделают его интригующим и интересным. Всюду знакомые лица. А ведь куда интереснее в веселом танце повстречать, например, страшного разбойника в черной маске и до конца праздника не узнать, кто под ней скрывается.
Можно с уверенностью сказать, что карнавал тем и хорош, что все участники его выглядят необычно, все они в карнавальных костюмах и обязательно в масках.
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. Маска – накладка с каким-либо украшением, надеваемая на лицо человека. Маска может изображать человеческое лицо, звериную морду, голову мифологического существа.
Маску изготавливают из различных материалов. Применение маски началось в глубокой древности на охоте, в обрядах. Позднее маски вошли в употребление в различных видах театра в качестве элемента актерского грима. Такую маску называют театральной. Если маска – повязка с вырезами для глаз и надевается на верхнюю часть лица участниками карнавалов и маскарадов, то такую маску называюткарнавальной. Раз скоро Новый год, то и маски мы будем выполнять новогодние.
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал.
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять.
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Маски бывают обычно двух типов: полумаски и собственно маски. Полумаска закрывает лишь верхнюю половину лица, полная маска закрывает все лицо. Полумаски обычно делают одноцветными, а полные маски изображают тот или иной персонаж, они чаще всего сюжетные. Перед вами декоративные маски.
 Какие  детали  лица  наиболее  выразительно  передают  характер  человека?
Верно, это в первую очередь глаза и рот, а вот нос, уши, волосы не играют ведущей роли в передаче облика.
 Как вы считаете, какие приемы использует художник, чтобы усилить выразительность образа?
Правильно, для усиления выразительности образа художник часто уменьшает или увеличивает детали, даже искажает их. Например, вспомните нос у Буратино. По этому носу мы сразу определяем этого героя. А вот у Бабы Яги большой нос и подбородок, всклокоченные седые волосы.
 А как можно создать смешной образ?
 Какие приемы мы используем для выполнения грозного героя?
Изобразите на своем лице радость, угрозу, смешную гримасу и посмотрите друг на друга. Для того чтобы образ получился смешным и выразительным, достаточно увеличить или уменьшить нос, брови, глаза, уши, складки морщин.
Посмотрите, как образ передан в театральных и карнавальных масках, которые я вам принесла.
Учитель демонстрирует маски.
VI. Работа над новым материалом.
Учитель. Я решила выполнить новогоднюю маску, посвященную ученому коту из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кошей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок маски кота 
1. Располагаю лист по горизонтали и отмечаю размеры маски.
2. Делю вертикальной линией весь размер маски пополам, намечаю прорези для глаз, симметрично от линии, делящей маску пополам – линии симметрии. Края маски как бы обрубаю – выполняю «округления».
3. Дорисовываю ушки и щеки коту, намечаю положение глаз и носа, язычка. Заливаю всю маску локальным цветом – темно-серым.
4. Тщательно прорисовываю тонкой кистью глаза, нос и усы кота, его шерсть. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните самостоятельно эскиз новогодней маски. Постарайтесь не только передать внешнее сходство, но и создать определенный образ.
IX. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. Посмотрите, какие необычные маски у вас получились. Маски передают не только сходство с героями, но и ваше отношение к этим персонажам.
2. Обобщение изученного материала.
 Так какие детали масок наиболее выразительно передают характер их героев?
– Верно, это глаза и рот.
 Какие приемы использует художник, чтобы усилить выразительность образа?
– Верно, для усиления выразительности образа художник часто уменьшает или увеличивает детали, даже искажает их.