Классный час на тему Люди огненной профессии
Цель: познакомить с профессией металлурга, со свойствами железа и его сплавов, с историей металла, с тем, что связано с его производством, обработкой и использованием. Расширять кругозор детей.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, слайды с презентацией, видеоролики.
Ход классного часа
В кабинете парты стоят полукругом. Студенты рассаживаются по цехам, в которых они проходят практику (цех № 1, цех № 2 и цех № 4). Как только все сели, включается видеоролик «Горняки, металлурги, это он ты и я» (03.44 мин).
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые гости и студенты! В старину говорили: «Человек неученый, что топор неточеный. Можно таким дерево срубить, да трудов много». Сегодня на нашем классном часу мы поговорим о «Людях огненной профессии», о металлургах (на экране включается презентация). Позвольте представить вам наше уважаемое жюри – это преподаватель спец.предметов Есимханова Айымжан Бейбитовна.
Слайд 1 Для облегчения своего труда человек и приобретает профессию, овладевает специальными трудовыми навыками и теоретическими знаниями.
Слайд 2-7 Сколько же надо знать металлургу? Горняк и металлург XVI века Агрикола перечислил науки, знание которых необходимо для занятия горным делом и получения металлов. Среди них философия («дабы он мог знать происхождение и природу подземного мира»), медицина, астрономия, наука чисел и измерений, архитектура, рисование и вопросы права. Вот, чем определялся круг профессиональных знаний металлурга 400 лет назад. Какие же знаний необходимы металлургу наших дней? Какой же металлургической профессии отдать предпочтение? Какими качества должен обладать металлург? (ответы студентов).
Слайд 8-11 Металлург – это не профессия, это целый ряд специальностей связанных с получением металла и его обработкой в горячем состоянии. Потому можно открыто сказать – металлург это звучит гордо.
Металлургия как самостоятельная отрасль производства возникла в ранние века, где-то в VI веке н.э. С того самого момента, когда человек научился выплавлять металл из руды. Умение изготовлять металлические изделия давали огромные экономические и военные преимущества народам друг перед другом. И в настоящий момент значение металлургической отрасли производства играет огромную роль в экономике многих стран, принося в госбюджет таких стран до 50% доходов. А значит и специальности, связанные с этой сферой деятельности человека являются одними из самых востребованных профессий.
В современном производстве существует много металлургических профессий: доменщик, сталелитейщик, прокатчик и другие.
Доменщик стоит у начала металлургического цикла. Он первым встречает огненные реки выплавленного чугуна и направляет их в огненные ковши. Прикрывая щитком лицо, человек повелевает здесь бушующей стихией. Это красиво, увлекательно, но и ответственно, требует сильного характера, настойчивости. (Показывает изображение доменной печи, доменщика)
В доменном цехе трудятся люди разных специальностей – газовщики, горновые, машинисты вагонов-весов и рудных кранов, мастера и технологи. Но ведущей среди них является специальность горнового.
Горновой – человек, работающий у горна, где накапливается стекающий сверху чугун. Чтобы стать горновым, надо овладеть широким кругом технических знаний: изучить теоретические основы доменного процесса, физические и химические свойства чугуна и шлака, устройство доменной печи, оборудования и механизмов у горна. Доменную печь в смене обслуживают несколько горновых. Старший горновой и его подручные перед выпуском плавки специальной электрической буровой машиной просверливают чугунную летку. Огненный ручей металла с шумом течет по литейному двору и по желобу падает в ковш. Сразу становится светло: тысячи искр поднимаются кверху.
Выплавляют сталь сталевар и его подручные. Работа у них жаркая, ведь температура раскаленной стали только в четыре раза меньше температуры поверхности солнца.
Личное мастерство сталевара и сейчас не утратило своего значения. Пробу металла, взятую в печи, отправляют пневматической почтой в экспресс-лабораторию для анализа. Но еще до лабораторного анализа опытный сталевар может определить, какая сталь у него получается – по тому, как кипит ванна, как выглядит проба на изломе, какие искры взлетают в момент, когда металл из пробной ложки сливается на плиту.
В сталеплавильном цехе работают рабочие других разных профессий: сварщики, вальцовщики, конверторщики, лаборанты, контролеры ОТК, экономисты и др. в металлургии, как нигде в другой отрасли, все взаимосвязано. Знакомство с разными профессиями необходимо в целом для каждого металлурга.
Профессию металлург не зря называют – огненной, ведь процесс получения металла из руды, металлолома и шихты проходит при температурах порядка 1000 градусов по Цельсию. Поэтому комфортной ее назвать ни как нельзя, особенно в летнюю жару. Отсюда и основными специалистами в отрасли являются мужчины, хотя и для желающих получить специальность металлурга женщин, всегда найдется рабочее место – лаборант, нормировщик, технолог.
Ребята, вы уже находитесь на финишной прямой – очень скоро вы покинете стены нашего колледжа и уйдете работать! Сейчас я хочу проверить ваши знания по спец.предметам. командам раздаются листы с тестами (10 вопросов). Время ответа – 10 мин. Приложение 1
Слайд 13 Мы с вами живем в городе, где находится один из крупнейших заводов по нашей Республике Казахстан – это Аксуский завод ферросплавов. Включается фильм «История АЗФ» (04.52 мин) и зачитывается текст об истории становления Ермаковского (ныне Аксуского) завода ферросплавов.
Надеюсь, что вы внимательно прослушали. Теперь, настало время посоревноваться. Сейчас я буду задавать каждой команде вопрос. Вопросы будут по цеху, в котором вы проходите производственную практику. Вам нужно будет на них ответить. Итак, начали… Приложение 2
Цех №2 – Ф.И.О. начальника цеха? Сколько печей в цехе? Какую продукцию выпускает? (Ответ – Калиев Каблахат Оралович. Плавильный цех № 2 выпускает феррохром марок ФХ-800, ФХ-900 предназначенные для легирования и раскисления стали и сплавов, модифицирования чугуна. В составе имеет восемь печей мощностью 21 МВА
Цех №4 – Ф.И.О. начальника цеха? Сколько печей в цехе? Какую продукцию выпускает? Уфельман Александр Андреевич. Плавильный цех № 4 выплавляет высокремнистые сплавы и ферросиликохром. В составе цех имеет 8 рудовосстановительных печей типа РКО-25 МВА с низким зонтом, РКО-21 МВА, РКЗ-21 МВА
Цех №1 – Ф.И.О. начальника цеха? Сколько печей в цехе? Какую продукцию выпускает? Иволга Плавильный цех № 1 выпускает ферросиликомарганец на четырех печах и на двух печах с 2004 г. начато выплавка феррохрома, предназначенные для легирования и раскисления стали и сплавов, модифицирования чугуна. В составе цех № 1 имеет 6 печей РКЗ-33 МВА.
Молодцы! Справились с заданием. Переходим к следующему этапу. Хочу проверить вашу внимательность. Вы уже 2 года проходите производственную практику на Аксуском заводе ферросплавов. Поиграем в игру под названием «Угадай место». Сейчас будут показаны слайды, на котором изображено какое-то место на АЗФ, которое нужно угадать. Просьба – не перебивать друг друга и ответы принимаются только от той команды, котороая первой поднимет руку. За правильный ответ - 1 балл. Итак, начали…
1 фото Остановка внутри завода 10 фото Дверь нач.смены цех № 4
2 фото Сэлфи-стенд около проходной 11 фото 26 печь, 2 цех
3 фото Цех № 1 (вид с окна 2 этажа) 12 фото Плакат по ТБ (вход в АБК цех №4
4 фото Кошка, живущая в 1 цеху 13 фото Раздевалка цех № 2
5 фото 1 цех (вход на галерею) 14 фото Столовая цех № 4
6 фото 2 цех (фонтан) 15 фото Шкафчик с раздевалки цех №2
7 фото Галерея в цех № 1 16 фото Кабинет нач.смены цех №4
8 фото Раздевалка практикантов цех № 2 17 фото Вход в цех №2
9 фото Автомат для воды цех № 4 18 фото Площадка входа-выхода цех №4
Какие вы молодцы!! И на этот раз справились с заданием!
Рефлексия
Вот и подошел к своему завершению наш классный час. Пока жюри подводим итоги, я хочу, чтобы вы оценили мое мероприятие. Перед вами лежат смайлики (веселый и грустный). Пожалуйста, подумайте и оцените работу мою и вашу. Посовещайтесь командой и желательно зачитать свой результат.
Ну, а теперь слово жюри.
Спасибо за внимание!!!
Приложение 1
ЦЕХ № 1
1) Ответственность, при которой от должностного лица, отвечающего за вопросы охраны труда, требуют отчета перед комитетами профсоюза, профгруппой, общим собранием коллектива или товарищеским судом, называется...
А) уголовная
Б) административная
В) нет ответа
Г) общественная
Д) материальная
2) Виды травм, к которым относятся ушибы, порезы, разрывы тканей, переломы, называются:
А) лучевые
Б) химические
В) термические
Г) комбинированные
Д) механические
3) Вид опасных производственных факторов, к которым относятся бактерии и вирусы, называются:
А) биологические
Б) физические
В) химические
Г) психологические
Д) нет правильного ответа
4) В каком состоянии должно содержаться рабочее место
А) захламленность
Б) просторное
В) нет правильного ответа
Г) хорошее освещение
Д) чистота и порядок
5) Каким должен быть пол на рабочем месте
А) трещины, выбоины
Б) металлический
В) деревянный
Г) нет правильного ответа
Д) ровный
6) Где должны храниться инструменты и приспособления на рабочем месте
А) на полках
Б) в рабочем месте
В) в сумке
Г) в кармане
Д) в специальных шкафах
7) Кто допускается к работам по подъему и переноске тяжести вручную, а также к погрузочно-разгрузочным работам?
А) нет правильного ответа
Б) 17 лет
В) лица не моложе 18 лет
Г) 14 лет
Д) 16 лет
8) Чему равна меньшая опасность постоянного тока на организм человека?
А) 1000В
Б) 500-1000В
В) 500В
Г) 400В
Д) 250-300В
9) Из какого материала запрещается одевать одежду под суконку?
А) нет правильного ответа
Б) шерсть
В) хлопок
Г) шелк
Д) синтетика
10) После чего надо производить выпуск металла в ковши?
А) отбивания металла
Б) в конце работы
В) мытья
Г) нет ответа
Д) просушки и подогрева
ЦЕХ № 2
1) Группы газоопасных работ
А) 1,2,3
Б) 1,3
В) 1
Г) 1,2
Д) 4
2) Скорость движения транспорта в близи мест производства работ не должна превышать:
А) 15км
Б) 30км
В) 5км
Г) 20км
Д) 10км
3) В каком году принят закон о труде?
А) 2000г
Б) 2006г
В) 2009г
Г) 2004г
Д) 1999г
4) Какого числа был принят Закон о санитарно-эпидемилогическом населении РК
А) 30 августа
Б) 23 мая
В) 17 декабря
Г) 11 ноября
Д) 8 декабря
5) Основополагающий документ
А) КЗоТ
Б) нет правильного ответа
В) Конституция
Г) Закон о труде
Д) Домовая книга
6) Что относится к неисправности кислородных баллонов?
А) выполнена надпись
Б) стоит срок испытания
В) баллон покрашен
Г) резьба на штуцере
Д) неисправный вентиль
7) Почему должна применяться бирочная система на производстве?
А) нет правильного ответа
Б) для длительного срока эксплуатации оборудования
В) для безопасной работы оборудования
Г) для контроля оборудования
Д) для сдачи смены
8) Какими инструментами запрещается пользоваться?
А) не изолированным инструментом
Б) не исправным
В) исправным инструментом
Г) с заостренными концами
Д) изолированными инструментами
9) Какие инструменты должны иметь поверхность слегка выпуклую, гладкую, без вмятин, трещин?
А) клинья и зубила
Б) топоры
В) молотки и кувалды
Г) сверла
Д) ключи
10) За кем должны быть закреплены используемые исправные ручные резаки, горелки, редукторы, шланги?
А) за начальником цеха
Б) за определенными рабочими
В) за сварщиком
Г) за начальником участка
Д) за начальником смены
ЦЕХ № 4
1) При какой статической нагрузки должны использоваться когти для влезания на столбы и опоры?
А) 160кг
Б) 135кг
В) 70кг
Г) 120кг
Д) 200кг
2) Какой является наиболее эффективный способ для оказания помощи пострадавшему при отравлении окисью углерода?
А) накрыть плотной тканью
Б) искусственное дыхание
В) растегнуть одежду
Г) вызвать скорую помощь
Д) способ "Донора"
3) Когда необходимо применять средства индивидуальной защиты
А) нет правильного ответа
Б) в течении рабочего времени
В) в начале рабочего дня
Г) в зависимости от вида работ
Д) всегда
4) Кому выдается спецодежда?
А) комиссии при проверке цехов
Б) рабочим и служащим
В) при прохождения техники безопасности
Г) рабочим отдельных специальностей
Д) обслуживающему персоналу
5) Каким инструментом запрещается пользоваться при работе с горячим металлом
А) влажным инструментом
Б) холодным инструментом
В) исправным инструментом
Г) чистым инструментом
Д) просушенным и подогретым
6) Из какого материала должны изготовлены площадки у горна?
А) слюдопластикого материала
Б) деревянные
В) антифицированного материала
Г) электрокерамического материала
Д) диэлектрического материала
7) Как производится работа в электроустановках?
А) по распоряжению мастера
Б) по распоряжению инженера
В) по просьбе
Г) по приказу
Д) по наряду
8) При работе в близи электропроводов, троллей и токоведущих частей, что должен рабочий соблюдать?
А) выполнять правила безопасности
Б) притрагиваться к троллям
В) проверять токоведущие части
Г) притрагиваться к проводам
Д) следить за работой другой службы
9) Древовидный кристалл называется:
А) дендритом
Б) друидом
В) деревом
Г) ёлочкой
Д) пальмой
10) Переход металла из жидкого состояния в твёрдое называется:
А) застыванием
Б) заледлениеВ) первичной кристаллизацией
Г) отвердение
Д) затвердевание
Приложение 2
Игра «Угадай место»
1 фото Остановка внутри завода 10 фото Дверь нач.смены цех № 4
2 фото Сэлфи-стенд около проходной 11 фото 26 печь, 2 цех
3 фото Цех № 1 (вид с окна 2 этажа) 12 фото Плакат по ТБ (вход в АБК цех №4
4 фото Кошка, живущая в 1 цеху 13 фото Раздевалка цех № 2
5 фото 1 цех (вход на галерею) 14 фото Столовая цех № 4
6 фото 2 цех (фонтан) 15 фото Шкафчик с раздевалки цех №2
7 фото Галерея в цех № 1 16 фото Кабинет нач.смены цех №4
8 фото Раздевалка практикантов цех № 2 17 фото Вход в цех №2
9 фото Автомат для воды цех № 4 18 фото Площадка входа-выхода цех №4
Ключ к тестам
Цех № 1 Цех № 2 Цех № 4
1. Г 1. А 1. В
2. Д 2.Д 2. Д
3. А 3. Д 3. Г
4. Д 4. Д 4. Б
5. Д 5. В 5. Д
6. Д 6. Д 6. Д
7. В 7. В 7.Д
8. Д 8. Б 8. А
9. Д 9. В 9. А
10. Д 10. Б 10. Д
Приложение 3
Лист жюри
Название команды Тест (1 балл) Вопросы по цеху (1 балл) Игра «Угадай место»
(1 балл) Итого
Цех № 1 Цех № 2 Цех № 4