Классный час на тему Люди огненной профессии
Классный час по профориентации на тему: «Люди огненной профессии»
(устный журнал)
Цель: познакомить с профессией металлурга, со свойствами железа и его сплавов, с историей металла, с тем, что связано с его производством, обработкой и использованием. Расширять кругозор детей.
(На дом детям были даны задания)
Учитель: В старину говорили: «Человек неученый, что топор неточеный. Можно таким дерево срубить, да трудов много».
Для облегчения своего труда человек и приобретает профессию, овладевает специальными трудовыми навыками и теоретическими знаниями.
Существуют различные формы подготовки специалистов, например, профессионально-техническое училище, техникум, институт. По уровню подготовки профессионально-техническое училище приближается к техникуму, после окончания которого можно продолжать образование и повышать квалификацию.
Сколько же надо знать металлургу? Горняк и металлург XVI века Агрикола перечислил науки, знание которых необходимо для занятия горным делом и получения металлов. Среди них философия («дабы он мог знать происхождение и природу подземного мира»), медицина, астрономия, наука чисел и измерений, архитектура, рисование и вопросы права. Вот, чем определялся круг профессиональных знаний металлурга 400 лет назад. Какие же знаний необходимы металлургу наших дней? Какой же металлургической профессии отдать предпочтение?
В современном производстве существует много металлургических профессий: доменщик, сталелитейщик, прокатчик и другие.
1 ученик. Доменщик стоит у начала металлургического цикла. Он первым встречает огненные реки выплавленного чугуна и направляет их в огненные ковши. Прикрывая щитком лицо, человек повелевает здесь бушующей стихией. Это красиво, увлекательно, но и ответственно, требует сильного характера, настойчивости. (Показывает изображение доменной печи, доменщика)
В доменном цехе трудятся люди разных специальностей – газовщики, горновые, машинисты вагонов-весов и рудных кранов, мастера и технологи. Но ведущей среди них является специальность горнового.
2 ученик. Горновой – человек, работающий у горна, где накапливается стекающий сверху чугун. Чтобы стать горновым, надо овладеть широким кругом технических знаний: изучить теоретические основы доменного процесса, физические и химические свойства чугуна и шлака, устройство доменной печи, оборудования и механизмов у горна. Доменную печь в смене обслуживают несколько горновых. Старший горновой и его подручные перед выпуском плавки специальной электрической буровой машиной просверливают чугунную летку. Огненный ручей металла с шумом течет по литейному двору и по желобу падает в ковш. Сразу становится светло: тысячи искр поднимаются кверху.
3 ученик. Выплавляют сталь сталевар и его подручные. Работа у них жаркая, ведь температура раскаленной стали только в четыре раза меньше температуры поверхности солнца.
Личное мастерство сталевара и сейчас не утратило своего значения. Пробу металла, взятую в печи, отправляют пневматической почтой в экспресс-лабораторию для анализа. Но еще до лабораторного анализа опытный сталевар может определить, какая сталь у него получается – по тому, как кипит ванна, как выглядит проба на изломе, какие искры взлетают в момент, когда металл из пробной ложки сливается на плиту.
Учитель. Подручных и горновых готовят как в профессионально-технических училищах, так и на металлургических заводах, в училище молодой рабочий, кроме профессии металлурга, получает и среднее образование.
В сталеплавильном цехе работают рабочие других разных профессий: сварщики, вальцовщики, конверторщики, лаборанты, контролеры ОТК, экономисты и др. в металлургии, как нигде в другой отрасли, все взаимосвязано. Знакомство с разными профессиями необходимо в целом для каждого металлурга.
Железо – всюду!
Француз Мери в XIX веке сделал сенсационное открытие – обнаружил железо в крови человека. Несведущие в медицине люди были поражены сообщением Мери. Кто-то даже предложил чеканить медали из железа, выделенного из крови знаменитых людей для увековечивания их памяти.
В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент-химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путем выделял железо. Юноша погиб от наступившего малокровия. Он так и не собрал нужного количества железа для изготовления кольца. Бедняга не знал, что общее содержание железа в крови человека совсем невелико, в среднем 3 – 4 грамма, чего хватит разве что на два сапожных гвоздика.
Железо входит в состав гемоглобина и определяет красную окраску крови человека и животных. Недостаток железа ведет к тяжелым заболеваниям, этот недостаток надо компенсировать. Железо содержится всюду. Больше всего железа содержится в печени, твороге, дыне, яблоках, сливах, абрикосах, тыкве, томатах, картофеле, ржаном хлебе.
4 ученик. Морскую воду иногда называют жидкой рудой: в ней содержится около 80 элементов. Если извлечь все железо, растворенное в морской воде, то его придется 35 тонн на каждого жителя планеты.
Учитель. Много ли это? Судите сами: за все существование человечества произведено примерно 6 тонн на каждого человека.
5 ученик. Но больше всего железа содержится в недрах Земли. В среднем земной шар состоит на 34,6 % из железа. Основная часть железа расположена очень глубоко (более 16 кг) от поверхности земли.
6 ученик. Железа много и в космосе. Падающие на Землю метеориты в основном железные. От железного метеорита трудно отделить хотя бы небольшой кусок для лабораторных исследований. Однако люди еще в далекой древности пытались использовать метеоритное железо. Есть сведения, что в древности железо с упавших метеоритов использовали для изготовления оружия, орудий труда, а также ювелирных изделий. Этот материал трудно поддавался обработке. Как-то бухарский эмир приказал своим лучшим оружейникам отковать ему меч из куска «небесного железа». Но сколько они ни старались, ничего у них не вышло. Нагретое железо не поддавалось ковке, и эмир казнил неудачников.
7 ученик. И все-таки рассказывают, что у древнеримского царя Нумы Помпилия (VII век до н.э.) железный щит был сделан из камня, упавшего с неба. Для властелина одного индийского княжества Джеганхира в 1621 году удалось изготовить две сабли, кинжал и наконечник пики из метеоритного железа. Шпаги Александра I и Боливара, героя Южной Америки, были изготовлены из космического железа.
Железа много и на других телах Солнечной системы, на самом Солнце, входит железо и в состав звезд.
8 ученик. Есть ли чистое железо? Оказывается, до сих пор чистое железо не получено даже в лабораториях. В мире ежегодно производятся миллионы тонн стали и, оказывается, люди не могут видеть чистого железа.
Учитель. Мы поговорили с вами об одном важном веществе – железе. Профессия металлурга тесно связана с этим веществом. В другой раз мы поговорим о таких свойствах железа, как магнетизм, о людях, связанных с железом, о кузнецах.
Ў:15т@Основной текстTОсновной текст с отступомАбдулова^D:\Documents and Settings\Абдулова.DMITRI\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Железо.asdАбдулова_D:\Documents and Settings\Абдулова.DMITRI\Мои документы\Абдулова Р. В\Воспит.раб.5кл\Железо.docАбдулова_D:\Documents and Settings\Абдулова.DMITRI\Мои документы\Абдулова Р. В\Воспит.раб.5кл\Железо.docАбдулова_D:\Documents and Settings\Абдулова.DMITRI\Мои документы\Абдулова Р. В\Воспит.раб.5кл\Железо.docАбдулова_D:\Documents and Settings\Абдулова.DMITRI\Мои документы\Абдулова Р. В\Воспит.раб.5кл\Железо.docАбдулова_D:\Documents and Settings\Абдулова.DMITRI\Мои документы\Абдулова Р. В\Воспит.раб.5кл\Железо.docАбдулова_D:\Documents and Settings\Абдулова.DMITRI\Мои документы\Абдулова Р. В\Воспит.раб.5кл\Железо.docАбдулова_D:\Documents and Settings\Абдулова.DMITRI\Мои документы\Абдулова Р. В\Воспит.раб.5кл\Железо.docАбдулова_D:\Documents and Settings\Абдулова.DMITRI\Мои документы\Абдулова Р. В\Воспит.раб.5кл\Железо.doc
·
·: :