Урок по обществознанию для 10 класса Толерантность, этническое и культурное многообразие
МО Динской район Краснодарского края
Урок толерантности в 10 классе
«Толерантность, этническое и культурное многообразие России»
Учитель истории и обществознания
МОУСОШ № 4
Косуха Людмила Витальевна
2010 г.
Тема урока: «Толерантность, этническое и культурное
многообразие России»
Цели:
сформировать у учащихся представление о толерантности;
развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
Оборудование: видео «Обращение Президента РФ Д.А.Медведева», задания группам, интерактивная политическая карта мира, презентация «Беслан», ноутбуки, словари, справочники, костюмы народов Кавказа, ладошки из цветной бумаги, глобус.
Учитель:
Сегодня – 1 сентября. Этот день знаменателен для всех школьников России. Особенный он ещё и потому, что к вам впервые обращается Президент РФ Д.А.Медведев.
Давайте просмотрим это обращение.
Вопрос:
Ребята, как вы думаете, почему именно к вам обратился Дмитрий Анатольевич в первый школьный день?
Учитель:
Ребята, а вот для того, чтобы осуществить все задачи, стоящие перед молодежью, чтобы мы могли достичь успехов, необходим мир на всем земном шаре, в стране, в каждом регионе, школе, семье, и в душе каждого из нас.
(на доске Тема урока и земной шар) (Приложение № 1)
Одним из условий мира является толерантность. Именно поэтому тема нашего первого урока в этом учебном году является общей для всех школ России: «Толерантность, этническое и культурное многообразие России».
Мы сегодня с вами будем работать в группах.
(на столах таблички с названиями групп)
Ребята вы разделены на 3 группы: историков, политологов и психологов.
Учитель:
Работа группы историков раскроет нам понятие толерантности и ее основные виды.
Политологи обозначат проблемы межэтнических отношений, возникающих в результате интолерантного поведения людей разных наций в последнее десятилетие.
А группа психологов выработает правила толерантного поведения.
По мере успешного выполнения работы всех групп на экране вокруг земного шара будут появляться цветные ладошки, составляющие эмблему толерантности, принятую ЮНЕСКО.
Все группы выполняют задания, используя ИНТЕРНЕТ и словари; политологи на карте обозначают горячие точки последних лет, а психологи разрабатывают памятку толерантного поведения.
Учитель: Итак, время работы в группах истекло. Слово предоставляется историкам.
Историки:
Наше первое задание – определение термина толерантности. Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Ответ на 2 задание – виды толерантности.
- Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.
- Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу.
- Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.
- Возрастная толерантность – непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).
- Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным лицам с внешними недостатками и т.д.
Приводим примеры видов толерантности (во время ответа «историков» - высвечиваются определения из презентации).
Учитель: Группа историков успешно справилась с 3-мя заданиями и внесли свою лепту в нашу эмблему толерантности.
Костюмы. В класс входят дети в костюмах народов Кавказа, учащимся предлагается определить каким народам они принадлежат.
А теперь слово политологам:
Политологи:
Ответ на 1 задание.
На Кавказе проживает более 100 народов. Все они обладают признаками общности культуры, языка, религии.
Ученик на интерактивной доске демонстрирует слайды народов Кавказа, и предлагает показать место их проживания..
Учитель: Северный Кавказ – многонациональный регион. Все мы хотим жить дружной семьей народов. Но сохранить мир непросто. Межнациональная нетерпимость и противостояние приводят к трагическим последствиям. Группа политологов обозначает на карте горячие точки Кавказа новейшего времени.
Давайте посмотрим, как ребята справились со 2-м заданием.
Ответ на 2 задание.
Ученик показывает на карте «горячие» точки (Ингушетия, Дагестан, Осетия, Абхазия).
Переходим к третьему заданию.
Ответ на 3 задание.
Ученица предлагает посмотреть презентацию о трагедии в Беслане.
- «Мы скорбим не только о детях, погибших в Беслане, но и о тех, кто погиб, протянув им руку помощи. Среди погибших наш земляк Андрей Туркин – герой России. Почтим их память минутой молчания.
Далее – минута молчания.
Спасибо. Политологи справились со своим заданием. В итоге еще 3 ладони появились на нашей эмблеме. Предоставляем слово группе психологов.
Задание психологам.
Сформулировать правила толерантного поведения.
Определить личностные качества толерантного человека.
провести психологический тренинг в классе «Я толерантен потому что».
Психологи отвечают на полученное задание.
Правила толерантного общения:
Не стремиться подчинить себе другого.
Принимать другого таким, какой он есть.
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Тренинг. Каждый из нас формулирует качество толерантности, начиная с фразы «Я толерантен, потому что». При этом подает руку рядом сидящему однокласснику.
Учитель: Группа психологов помогла нам завершить работу по созданию эмблемы толерантности.
Земной шар в окружении разноцветных ладошек.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какую идею несет эта эмблема, принятая международной организацией ЮНЕСКО?
Ответы ребят.
Учитель: Каким качеством толерантности человека вы хотели бы обладать? Напишите его на цветной ладошке. (На столе лежат ладошки, на которых ребята записывают ответы на поставленные вопросы).
Учитель: А теперь давайте прикрепим наши ладошки на глобус. И пусть люди, живущие на планете земля, вместе с нами обладают всеми качествами толерантного человека.
Ребята прикрепляют ладошки на глобус.
Спасибо, ребята, урок окончен.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, эмблемка, ЛАДОШКИ, ШАР15