Интегрированное занятие в старшей группе Магнит и его удивительные свойства
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА МАРИОЛЬ»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «МАГНИТ И ЕГО УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА»
Воспитатель:
Ролдугина С.Е.
Воронеж
2017
Тема: «Магнит и его удивительные свойства»
Цель: создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи:
1. Систематизировать знания о магните, его свойствах, их использование человеком, познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
2. Формировать умение самостоятельно принимать и проверять решения, делать выводы и обобщения в русле экспериментальной деятельности.
3. Развивать познавательную активность, логическое мышление, речь, коммуникативные навыки ребенка, стремление к самостоятельному познанию, размышлению, творчеству.
4. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим, а также умение работать в паре, договариваться.
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, конструирование из различных материалов.
Оборудование: железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани. Магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, магнитные буквы, железные рыбки. Тарелки для раздаточного материала. Конструкция «Летающая бабочка». Банки с водой стаканы, скрепки. Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске.
Словарная работа: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».Предварительная работа: опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»
Ход образовательной деятельности:
В группу входит Профессор.
Профессор: Помогите мне, помогите. Я сегодня проводил опыты в своей волшебной лаборатории, но внезапно открылось окно налетел сильный ветер, и у меня все перемешалось. Мне надо все разобрать по своим местам в коробочки.Воспитатель: Здравствуйте, Профессор! Мы вам обязательно поможем. Давайте мы посмотрим, что у вас есть. Нам все понятно. Я знаю, что может нам помочь справиться с вашей бедой. (Показываю магнит). Что это?
Дети: Это магнит.
Воспитатель: Правильно это магнит. Он нам поможет собрать все железные предметы.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
Воспитатель: Всё ли притягивает магнит? У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:
-в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;
-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.
Воспитатель: Как мы это проверим?
Дети: С помощью магнита.
Воспитатель: Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
Самостоятельная работа.
Воспитатель: Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Дети: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.Воспитатель: Профессор, сложите предметы, которые «притянул» манит.Профессор: Это гаечки, болтики, скрепки.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети раскладывают по коробочкам предметы, которые магнит не притянул. Пластмассовые пуговицы. Ткань бумагу. Деревянный игрушки, ластик.
Воспитатель: Вывод - Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
Легенда о магните.
А теперь садитесь и послушайте. (Звучит музыка). Я расскажу вам одну старую легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит». Понравилась вам эта легенда? Почему же магнит так назвали?
Игра-опыт «Не замочив рук»
Воспитатель: Действует ли магнит через другие материалы?Мы отправляемся в волшебную лабораторию Профессора. Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
Дети пробуют. Воспитатель показывает, как это сделать.
Воспитатель: Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана. Расскажите, что вы сделали и что получили.
Дети: Скрепка следует за движением магнита вверх.Воспитатель: Что же двигало скрепку?
Дети: Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Дети: Вывод - Магнитные силы проходят через стекло
Игра «Рыбалка»
Воспитатель: А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.
Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.Дети: Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.
Вывод - Магнитные силы проходят через воду.
Игра-опыт «Бабочка летит»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать? Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Попробуйте сами. Расскажите, что вы сделали и что получили.
Дети: Бабочка летит.
Воспитатель: А почему?
Дети: Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.Воспитатель: Что двигает бабочку?
Дети: Магнитная сила.
Воспитатель: Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Магнитная сила проходит через картон.
Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника. Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
Дети: Вывод - Магнитная сила проходит через картон.
Воспитатель: Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это второе свойство магнита
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Дети (под спокойную мелодию) изготавливают бабочек и конструкцию, проделывают фокус с бабочкой. Магнит, не касаясь предмета, притягивает его.Воспитатель: Ребята, магнитные силы действуют даже на расстоянии.Давайте оставим своих бабочек в подарок Профессору.
Игра-опыт «Собери фигуру»
Воспитатель: А теперь ребята подойдите к магнитной доске. Посмотрите, у нас на доске магнитный конструктор. Попробуйте собрать разные фигуры.
Дети собирают изображения из геометрических фигур.
Профессор посмотрите, какие разные фигуры получились у ребят.
Рефлексия.
Воспитатель: С каким волшебным камнем вы познакомились? С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой) Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы.Действует ли магнит на расстоянии? Магнит оказывает влияние даже на расстоянии. Ребята, понравилось вам наше путешествие в волшебную лабораторию? Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?Дети: Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы.Воспитатель: Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками. Спасибо большое вам Профессор, что вы пригласили нас в свою лабораторию!