Сценарий, посвящённый С. Есенину




Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой поэту Сергею Есенину “Быть поэтом»

Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.

Оформление: экран, электронная презентация, портреты Сергея Есенина, книжная экспозиция “Родился я с песнями в травном одеяле”; записи песен
Вступление

1. Звучит мелодия (Бах Ария из сюиты № 3 ре-мажор)


Ведущий:

«Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье...»
Памяти великого поэта Сергея Есенина посвящается

Ведущий

Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать,

Ведущий
Вот уже vyjuj мучает “страну берёзового ситца” совесть за то, что так жестоко, так нелепо поступила со своим сыном, поэтом-песенником, Человеком – Сергеем Есениным.

Ведущий Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, а поэзия – это Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их “хозяина”, свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно
Сценка 1: Детство

(Слайды: фотографии матери, Константиново, детские)

Есенин. Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 2 октября в 1895 году в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно раскинулось на высоком правом берегу Оки.

Чтец: О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

Как птицы, свищут версты
Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.

О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.

(Слайды: фотографии матери, сестер)

Есенин. Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. (Появляются дед и бабка).
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

(Слайды: фотографии природы)

Чтец
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
В Москве

Есенин: Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в типографию.

(Слайды – фотографии молодого Есенина)

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

(Песня «Клён ты мой опавший»)
Сценка 2. Александр Блок

Есенин: Моя судьба как поэта решилась лишь в 17-ом году, когда я в Петрограде встретился с Александром Блоком

(Слайды: портреты Блока)

Сценка (горничная Глаша и Блок).
Глаша. Александр Александрович!
Блок. Что, Глаша?
Глаша. Без Вас тут господин приходили.
Блок. Господин?
Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.
Блок. Представился?
Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя читает и уходит).


Ведущий 2. Через некоторое время встреча Блока и Есенина состоялась.


Есенин и светская жизнь

(Слайды: фотографии Есенина, его друзей, женщин)

Ведущий 1. Есенин становится популярным. Каждый вечер его приглашают читать стихи в дома, кафе, поэтические салоны. Вдруг появилось огромное количество «друзей», приятелей, женщин, влюблявшихся в него с первого взгляда Закружила веселая, бесшабашная жизнь.


Ведущий 2. Вопреки пословице «дурная слава бежит, а хорошая лежит», за ним вперегонки бежали обе славы: слава его необыкновенных стихов и слава о его эксцентрических выходках.

Чтец

Вы помните,
Вы все, конечно, помните
Как я стоял,
Приблизившись к стене
Взволнованно ходили вы по комнате
И что то резкое
В лицо бросали мне

Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучило Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел –
Катиться дальше, вниз.
Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму- Куда несет нас рок событий.


(Слайды – фотографии храма)

Любимая! Я мучил вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами на показ Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий

Семья

фотографии матери, сестер, Константиново)

Ведущий 1.В тяжелые минуты его сердце неизменно обращалась к тем кого он любил всегда нежно и сильно - к матери, сестрам. Всегда, при первой возможности Есенин приезжал к ним. В Константиново.


Чтец. Сестре Шуре

Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь -
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою -
Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада -
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко -
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.

Есенин и русская песня



Ведущий 2. Больше всего Есенин любил русские песни. Он готов был их слушать целые вечера. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу. Песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал её как-то по особенному, по-своему.


Ведущий 1: “Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим поэтическим началом, моцартовской стихией”. (Борис Пастернак)

(Слайды: фотографии природы)

Чтец: “Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел” - доносится из приёмника. И от пальцев ног, от корешков волос, от каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и громким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём.Какая очищающая скорбь!» (В.П. Астафьев)


Ведущий 1. Храмом для Есенина была непостижимая русская природа, в которой все закономерно и естественно. И понимание этого рождает удивительные сочетания светлых, радостных, восторженных интонаций с осознанием бренности земного существования:

(Песня «Отговорила роща золотая»)

Ведущий 2. На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.

Ведущий 1. Представляют Есенина очень ранимым, его хочется защищать и жалеть. Никакой он не драчун, не атаман, это все внешнее, он и сам хочет, чтобы его пожалели, хотя вроде бы и говорит: "Кого жалеть, ведь каждый в мире странник", казалось бы, заявляет: "Не жалею, не зову, не плачу", – но у самого такая пронзительная жалость ко всему живому. Он сам – часть природы, он брат травинкам и деревьям, он понимает извечных спутников человека – животных, как никто до него не понимал. Лошадь у Толстого, собака у Чехова, слон у Куприна – литературные образы, у Есенина собаки, коровы, лошади – часть его судьбы.

Чтец: Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Последние годы

(Слайды: фотографии последних лет жизни)

Ведущий 1. В середине апреля 1920 года Есенин навестил родных в Константинове. Он прожил там 2 недели, оставив в душе и сердце поэта тяжелейшие воспоминания. Страшно было смотреть на эту новую, послереволюционную жизнь, на убиение российской деревни, происшедшее в годы военного коммунизма.

Ведущий 2. А ведь Есенин молодо и искренне поверил, что революция принесет крестьянам свободу и счастливую жизнь. Гибель породившего и вскормившего его мира неизбежно навевала мысль о неизбежности собственной гибели

Чтец:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

Ведущий 1. У Есенина есть пронзительный образ исчезающей русской деревни: однажды он увидел из окна вагона бегущего рядом с паровозом рыжего тоненького жеребенка, который постепенно отставал и наконец совсем пропал из виду.


ЭПИЛОГ

(Слайд – рябина, слова: «И как же не любить нашу единственную Родину, когда у нее такой поэт, такая душа – Есенин!» (Владимир Крупин)

Выступающие все на сцене и читают поочереди

Чтецы: Сказка это, чудо ль, или это – бред: Отзвенела удаль разудалых лет.

Песня отзвенела над родной землёй. Что же ты наделал, синеглазый мой?

Отшумело поле, пролилась река, Русское раздолье, русская тоска.

Ты играл снегами, ты и тут и там Синими глазами улыбался нам.

Кто тебя, кудрявый, поманил, позвал? Пир земной со славой ты отпировал.

Было это, нет ли, сам не знаю я. Задушила петля в роще соловья.

До беды жалею, что далёко был И петлю на шее не перекусил!

Кликну, кликну с горя, а тебя уж нет. В чёрном коленкоре на столе портрет.

Дождичек весенний окропил наш сад, Песенник Есенин, синеглазый брат.

Вековая просинь, наша сторона Если Пушкин – осень, ты у нас – весна!

В мыслях потемнело, сердце бьёт бедой. Что же ты наделал, раскудрявый мой?!

Ведущий 2. Есенинская поэзия одно из самых высоких в русской литературе проявлений духовности. «Я сердцем никогда не лгу», говорил о себе поэт.

Звучит песня «Навстречу солнцу»
Участники уходят со сцены










Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 6 Заголовок 8 Заголовок 915