Самоанализ урока по искусству(музыка) на тему Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека? (5 класс)
САМОАНАЛИЗ УРОКА
искусства (музыка), проведенного в 5 «Б» классе на тему
«Музыкальный портрет. «Может ли музыка выразить характер человека?»
учителем музыки Пчелинцевой Л.П.
Обучающиеся 5 «Б» класса имеют навыки работы в группах и в паре, слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
В ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся. Данная тема урока актуальна для обучающихся, т.к. она поможет им более внимательно вслушиваться и всматриваться не только в предметы искусства, но и в окружающую их жизнь, более осмысленно относиться к искусству и самой жизни. Цель урока:
- подвести обучающихся к осознанию единства музыки и изобразительного искусства на примере жанра портрета в музыке и изобразительном искусстве; направить их внимание на поиск ответа на вопрос-тему «Может ли музыка выразить характер человека?»;
- развить творческие и коммуникативные способности;
- духовно-нравственное воспитание обучающегося через приобщение к музыкальной культуре, к искусству.
Задачи:
- узнают: музыкальный портрет, Третьяковская галерея, имена выдающихся деятелей искусства: И. Репин, М. Мусоргский, Г. Гладков; научатся самостоятельно работать с информацией учебной литературы; получат возможность размышлять, сравнивать, анализировать музыкальный портрет с портретом изобразительного искусства;
- развить ассоциативно-образное мышление ребенка; вокально-хоровые навыки; навыки восприятия и анализа музыки; развить внутреннее зрение и внутренний слух обучающихся;
- воспитать культурного человека.
Художественный материал:
Музыкальный материал:
«Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского;
«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский;
«Гном» из цикла «Картинки с выставки»». М Мусоргский;
«Песня о картинах». Г. Гладков.
Изобразительный ряд: «Протодьякон» И. Репина.
Методы: метод междисциплинарных взаимодействий, словесный, наглядный, поисковый, метод проблемной ситуации.
Приемы: игра, анкета, «корзина идей».
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Данный урок имеет следующий план:
I. Организационный этап.II. Целеполагание.
III. Основная часть урока.
IV. Вокально-хоровая работа.
V. Рефлексия деятельности обучающихся. VI. Домашнее задание по выбору обучающегося
На первом этапе урока дети эмоционально настраивались на урок, заходя в кабинет под музыку, проверяли свою готовность к уроку. Сразу же учитель вовлек обучающихся в работу, через проблемный вопрос.
На втором этапе урока учитель не только проверяет знания обучающихся из области изобразительного искусства (портрет), но и направляет внимание ребят на самостоятельное определение ими темы урока. Работа ведется в парах и индивидуально. Дети самостоятельно ставят перед собой задачи по теме урока и планируют свои действия по их реализации.
Основной этап урока построен на проблемных заданиях, которые обучающиеся выполняют в разных формах (групповая, индивидуальная, фронтальная); используется смена видов деятельности (работа с интерактивной доской (презентация), работа с учебной литературой, самостоятельный поиск ответов на вопросы учителя и учебника, слушание музыки, анализ музыкального фрагмента и живописного портрета, сравнительный анализ произведений искусства – музыки и живописи, самостоятельно делают выводы). На данном этапе урока проверяются и закрепляются знания обучающихся о средствах музыкальной выразительности и средствах выразительности изобразительного искусства.
В результате данного этапа ребята приходят к выводу, что музыка и изобразительное искусство имеют много общего, жизнь-источник их единства.
На четвертом этапе урока учителем совместно с обучающимися решаются вокально-хоровые навыки. Ребята знакомятся с новой песней, а затем разучивают ее первый куплет.
На этапе рефлексии обучающиеся анализирует свою работу на уроке, выявляют степень решенных задач, найденных ими ответов на вопросы, которые они сами ставили перед собой в начале урока на этапе целеполагания; приходят к выводу, что музыка способна выразить характер человека; высказываются о своих результатах, приобретенных ими на уроке, одним предложением (по цепочке), выбирая одну из предложенных учителем фраз. Последний этап урока – домашнее задание – дает ребятам возможность самостоятельно, по своему желанию выбрать для себя домашнее задание. Такая свобода выбора раскрепощает ребенка, дает полет фантазии, развивает творческое отношение к домашнему заданию, стимулирует его (хочется сделать больше заданного).
Таким образом, каждый элемент урока влиял на получение конечного результата.
Данный урок способствует развитию у детей ассоциативно-образного мышления, развитию ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, формированию интереса к предмету искусство (музыка).
Структура урока соответствовала общей цели, возможностям класса. Между учителем и обучающимися был установлен контакт. Дети показали свое умение взаимодействовать на уровне ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — группа.
На уроке был создан положительный эмоциональный настрой, доверительные отношения между учителем и учениками, учеником и учениками. Комфортное пребывание на уроке детей и самого учителя не могло не повлиять на конечный результат урока.
На протяжении урока формировались УУД:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения М. Мусоргского «Песня Варлаама» (из оперы «Борис Годунов»), «Гном» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»), исполнять «Песню о картинах» Г. Гладкова, наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Метапредметные:
познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются учебной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения; учатся работать в коллективе;
регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Разрыва между общей целью урока и результатами урока не было. Достижение поставленных целей и задач совпадает с их конечным результатом.
Приподнятое эмоциональное состояние и доверительные отношения учителя и обучающихся сохранялось до конца урока.
На протяжении всего урока учитель использовал смену видов деятельности обучающихся, различные формы организации познавательной деятельности, что поддерживало интерес к материалу урока, к самому уроку, к искусству в целом. Прием игры (виртуальная экскурсия), используемый дозированно на всех этапах урока, помогал поддерживать эмоциональный комфорт и интерес к уроку. Все этапы урока соединены единым лейтмотивом – фрагментом пьесы «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского, что придало уроку цельность, подчеркнуло его музыкальность.