Разработка Единного урока Урок правовых знаний

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение с.тээли Республики Тыва

.














Выполнила: преподаватель
истории и обществознания
по УВР Салчак А.А.






с.Тээли 2015г

УРОК ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

Цели: помочь обучающимся разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других.

Ход классного часа

Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем разобраться, что означают понятия «права» и «обязанности». Часто мы слышим: «Я имею на это право.» Или «Ты не имеешь на это права.»
- Что означает это слово? (Выслушиваются ответы студентов.)
- Словарь Ожегова гласит «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.»

Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за американской и французской революциями. Именно в эпоху буржуазных революций появляется и понятие прав человека.
Однако права и основные свободы человека еще долго оставались в рамках национального права. Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии и отменой рабства.
Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла большая необходимость в международных документах, которые защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года.
Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. Декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И государство обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать.
Есть ещё один документ, где можно познакомиться с правами человека: «Конвенция о правах ребёнка»
О правах человека говорит Конституция РФ.
Там, где речь идет о правах человека, Конституция РФ использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
- Какие права имеют дети? (Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание, безопасность, свободу вероисповедания и др., но, самое главное, – право на жизнь.)
Всё начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право на жизнь было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В школе я имею право(на обучение, отдых, каникулы, понимание, уважение человеческого достоинства, свободу совести, выражение собственных взглядов и убеждений, свободное посещение мероприятий)
Дома я имею право (на понимание, любовь, заботу, помощь)

- Как вы понимаете выражение «право на ошибку»? (высказывания детей). (Каждый человек может ошибиться.)
- Подумайте, существуют ли люди, которые не совершают ошибок?
- Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)
- Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»?
Вывод: Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИИ

1.
- Вспомним сказку Г. Х. Андерсона «Гадкий утёнок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утёнка? (Он был совсем не похож на других.)
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?
2.
- Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?
- Какое право Зайчика было нарушено? (Право на жильё.)

ПОГОВОРИМ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ

Помимо прав у человека есть и обязанности.
Обязанность это объективно необходимое, должное поведение человека. Ожегов: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Следует вместе с тем подчеркнуть, что определенное поведение не всегда осознается человеком, а это может привести к отступлению от требований норм. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
А какие обязанности есть у вас? Давайте поиграем.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В школе я должен (Добросовестно учиться, не мешать учебному процессу, бережно относиться к имуществу школы, бережно относиться к результатам труда других людей, зелёным насаждениям, к своим и чужим вещам, с помощью родителей возмещать причинённый школе ущерб, вести дневники, иметь школьные принадлежности, быть готовыми к урокам, придерживаться правил культуры поведения, труда, речи, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников, выполнять требования работников школы.)
Физкультминутка
Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(Приглашающие движения руками.)
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
(Указательный палец показывает на всех приглашённых)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
(Приглашающие движения)
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов)
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
(Движение обеими руками вперёд – сажают пироги в печку)
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(Имитация кормления крошками птицы.)
- Чем занимались мы с вами? Поговорим и мы о домашних обязанностях.
У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. А у кого из вас есть свои обязанности?
Дома я должен (Помогать родителям, если насорили, собрать мусор, соблюдать порядок в своей комнате, слушаться и уважать родителей, причёсываться, застилать кровать, мыть посуду)
Мы поговорили о правах и обязанностях, но есть дела, которые очень хочется сделать, а делать нельзя. Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах? (Выслушиваются ответы детей.)
Нельзя:
- бездельничать, когда все трудятся,
- смеяться над старостью и старшими людьми. А как вы думаете почему? ( Это невежливо; о старших надо говорить с уважением.)
-вступать в пререкания со взрослыми людьми,
- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего. Можешь попросить.
- делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне,
- оставлять старшего родного человека в одиночестве (Особенно, мать, если у неё нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твоё общение бывают единственной радостью в её жизни.
- ожидать, пока с тобой поздоровается старший (Ты должен первым приветствовать его, а расставаясь – пожелать ему доброго здоровья.)
- товарищам давать кличку, прозвище (Это унижает его достоинство – нарушение прав человека).

Подведение итогов
- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)
- Какие права есть у вас?
- Кто защищает ваши права? (Государство.)
- Как вы можете защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)
- Какие права ты считаешь главными для человека?
Молодцы, ребята! Я очень надеюсь на то, что, благодаря сегодняшнему уроку вы больше стали знать о своих правах и обязанностях. На этом наш необычный урок окончен.Успехов вам в учёбе, послушания, крепкого здоровья. Отстаивайте свои права и не забывайте об обязанностях.










РАЗРАБОТКА ЕДИННОГО УРОКАArial BlackУРОК ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

Arial Black