Открытый урок на тему: День правовых знаний
Тема: «День правовых знаний»
Цель: - Дать общее представление о правах ребенка, познакомить с основными документами о правах ребенка.
Задачи: - Передать обучающимся знания о конвенции, о правах ребенка;
- Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
- Воспитывать уважение к правам других людей.
Форма проведения: беседа - игра
Оборудование: компьютер, презентация статей, аудиозапись, раздаточный материал.
Ход занятия
1. Организационный момент. Притча. Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светило ярко и всякий путник без труда находил дорогу к дому. Плохое настроение – трудно было людям добираться к своему очагу. Так вела себя не только луна. Так вели себя звезды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?» Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснуться не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой.
Обсуждение притчи.
- Прав ли был мудрец?
- Нужны ли людям законы?
- Что же такое законы? (ответы обучающихся)
Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.
2. Вводная часть. Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме «День правовых знаний». Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.
Подумайте и скажите, что означает слово «право»? (ответы обучающихся).
За точным определением обратимся к словарю Ожегова.
Слайд 2. ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
- Какой документ является основным в области прав человека. (Ответы)
Слайд 3. Декларация – правовой документ, имеющий силу рекомендации.
Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека.
3. Основная часть.
Воспитатель. Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, защищает ваши интересы и права? (Ответы обучающихся) Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
- Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении).
- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, Конституция) Совершенно верно, таким документом является Конституция.
Слайд 4. Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России и мы с вами.
- Когда была принята Конституция нашей страны? (12 декабря 1993 г.)
Кроме Конституции есть еще один важный документ, который определяет и защищает ваши права.
- Что это за документ? (Конвенция о правах ребенка).
Слайд 5. Конвенция – это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии».
Слайд 6. Мы граждане, но все же дети,
Бывает, для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете,
Чтоб знали мы права и отстояли честь.
Разминка. Разгадать анаграммы.
НОКЕВНИЦЯ, ГОУСАРДТСОВ, ИЖЗНЬ, РБОАЗОАВИНЕ.
Воспитатель. В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. Я назову вам десять самых важных, которые вы должны знать. С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее.
Внимание на экран.
Слайд 7. Статья 1. «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Слайд 8. Статья 6. «Каждый ребенок имеет право на жизнь».
Воспитатель. Это главное право каждого человека.
- Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?
(Каждый человек имеет право на жизнь).
Было в древности государство Спарта – вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами – выносливыми, сильными, здоровыми. Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабый, больной – он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! Просто больного надо лечить «слабому» помогать.
Слайд 9. Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. У каждого из вас есть имя, фамилия отчество.
- Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию? (паспорт).
-Эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.
- Как он называется? (паспорт).
Слайд 10. На следующих страницах изображена Красная площадь, герб России, фото, Ф.И.О. дата и место рождения. Паспорт меняется в 20 лет и 45.
Слайд 11. Статья 13. «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение». Ребенок может высказать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.
Слайд 12. Статья 16. «Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища». Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища.
Слайд 13. Статья 28. «Ребенок имеет право на бесплатное образование».
Воспитатель. Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
Статья 31. «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг».
·- А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям, содержать семью.
Слайд 14. Статья 32. «Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации»
- Что означает слово «эксплуатация»? Из словаря С.И. Ожегова: Эксплуатация – это присвоение результатов чужого труда. Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет 6 часов в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.
Слайд 15. Статья 37. А) «Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания».
Б) «Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом».
Воспитатель. А сейчас мы проведем экспресс-опрос. Надо выбрать и назвать правильный ответ.
Экспресс-опрос.
Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция).
Какой международный документ закрепляет права детей?
(Конституция РФ, Устав школы, Конвенция ООН о правах ребенка).
В каком году была принята конвенция ООН о правах ребенка: (1949, 1989, 1990.)
Что такое право (Закон, совокупность правил, обязанность.)
Как называются правила, которые устанавливает государство? (Обязанность, Закон.)
Ребенок имеет право (на жизнь, свободно выражать свое мнение.) Оба ответа верны.
Воспитатель. Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права. Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых.
Физкультминутка (под музыку).
Воспитатель. А сейчас мы проведем музыкальный конкурс и узнаем, кто из вас самый лучший знаток прав.
Музыкальный конкурс. Звучит мелодия песен, обучающиеся должны угадать, о каких правах идет в них речь.
Песня «Чебурашка» - (право на имя).
Дважды два – четыре (право на образования).
Эй, вы там, наверху (право на отдых).
Антошка – (запрет на эксплуатацию).
Песенка мамонтенка – (право иметь родителей).
Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права. Но еще нужно всегда помнить о том, что человек, имеет, не только права, но и обязанности.
- Скажите, что такое обязанность? (ответы обучающихся).
- Напоминаю точное определение.
Слайд 16. Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
- Какие обязанности есть у вас? (хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).
Задание: Разбор ситуаций. «Права и обязанности»
Воспитатель. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам проанализировать несколько ситуаций и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают?
Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1. Мама сыну. Немедленно сделай музыку «потише»! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Воспитатель. Пожалуйста, помогите разобраться, кто здесь не прав?
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине, он не уважает права других людей).
Ситуация 2. Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Воспитатель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Обучающиеся. Кроме прав у Оли есть обязанности – дежурного, как и всех детей класса. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей. Ее права действуют, если не нарушать права других!
Ситуация 3. Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.
Воспитатель. Какие обязанности они нарушили?
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ситуация 4. Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил? Сын. Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!
Воспитатель. Может быть, он прав? Примерные ответы. Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести – за собой. А
Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Воспитатель. Ребята, какой документ очень хорошо знают наши герои?
Обучающиеся. Конвенцию о правах ребенка.
А чего они совершенно не знают? Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Задание: Работа с кроссвордом.
Сейчас я каждому раздам кроссворд ваша задача правильно его разгадать.
По горизонтали:
3. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.
5. У каждого человека есть не только права, но и
6. Совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми.
8. С 16 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на.учет.
По вертикали:
1. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься
деятельностью.
2. Человек, связанный с государством определенными правами и обязанностями.
4. Основной закон нашей страны.
7. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Закрепление. Просмотр презентации. «Декларация прав ребенка»
Итог занятия.
- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?
- Нужно ли знать свои права?
- Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
- Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.
- Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.
Список литературы
1. Конвенция о правах ребёнка. Москва: Астрель, 2012. 32 с.
3. Конституция РФ. “Дрофа”, М., 2000 г
4. Всеобщая декларация прав человека. Любое издание.
5. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007. - 96 .
6. Права, обязанности и ответственность: от 0 до 18. - М.: Фонд «Созидание», ИД «Юриспруденция», 2006. 10. Права вашего ребенка / Сост. П.В. Миков, Н.А. Русакова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 32с.
7. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.
Кроссворд по предмету правоведению - на тему 'Закон о правах ребенка'Кроссворд по предмету правоведению - на тему 'Закон о правах ребенка'Заголовок 1‡ђЗаголовок 2‡ђЗаголовок 3Заголовок 4Заголовок 515