Конспект урока русского языка на тему Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах (4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
(ФГОС, УМК «ШКОЛА 2100», 4 класс)
Автор:
Чаликова Любовь Ивановна,
высшая квалификационная категория
МОУ лицей №9
Волгоград
Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные: сформировать умение изменять имена существительные по падежам в единственном и во множественном числах; умение различать падежи по их признакам.
Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Дидактические средства:
для учителя – средства ИКТ (интерактивная доска, видеопроектор, компьютер);
для обучающегося – тетрадь, ноутбук, электронный тренажер (CD-диск), карточки для индивидуальной работы, карточка самооценки
2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 - Обозначение формируемых УУД на этапе
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ ( оценивания учебных успехов)
1. Мотивация к учебной деятельности.
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2
- Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.
На партах лежат листы самооценки работы на уроке. По ходу работы ученики заполняют лист, оценивая свою работу. В конце урока подводится итог.
- А начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое) - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
Познавательные УУД
1. Искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, рисунок).
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. Делать выводы на основе анализа объектов.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Устанавливать аналогии.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Определять цель деятельности на уроке.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
2. Формулировать своё мнение, свою позицию.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Понимать чувства других людей, сопереживать.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 1 2
1. На доске запись, прочитайте. Расскажите, что вы представили.
Прилетели к нам метели, Залепили снегом щели. На окне седой мороз Льдинкой росписи нанес.
Учитель выслушивает детей, предлагает написать в тетради по памяти эти строки и обозначить в словах знакомые орфограммы.
Проверка.
Учитель предлагает прочитать запись.
- Какие орфограммы обозначили? (безударные гласные в корне слова, безударные гласные в приставке, парные согласные и др.) - Сколько предложений вы записали? Докажите. (Подчеркивают грамматическую основу). - Дайте характеристику каждому предложению (устно). Составьте схему предложениям.
- Что общего у выделенных слов? (Имена существительные) - Докажите, дайте характеристику каждому имени существительному как часть речи (устно).
- Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке? (Познакомились с падежами, узнали в русском языке их 6).
- На какие вопросы на данный момент вы знаете ответы? (Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Чем они отличаются? Что значит изменить имя существительное по падежам? Для чего нужно изменять имена существительные по падежам?)
- Как вы считаете, чему еще необходимо научиться? (формируют задачи урока) - Продолжите предложения:
Учиться определять (падежи у имен существительных) Ставить (имена существительные в нужный падеж)
- Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (тему записывают в тетради).
,2. Работа с использованием ноутбуков:
Электронный тренажер (CD-диск)
- Предлагаю начать работу с повторения падежей.
- Работу будем выполнять парами.
- Напомните правила работы с компьютером.
(Соблюдать расстояние до экрана, близко не наклоняться,
обращаться с техникой аккуратно, работать дружно,
взаимовежливо, выполнять работу по очереди )
- Выберите задание с помощью меню расположенного в левой части окна: «Разгадай кроссворд» (По команде ученики приступают к работе).
После выполнения работы учитель выясняет, у кого возникли затруднения? В чем были эти затруднения? Как пришлось выйти из затруднительного положения?
Физминутка для глаз.
3. Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения.
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 1 2
- Я предлагаю вернуться к нашему стихотворению и определить, в каком падеже стоят имена существительные.
- Нам надо определить падеж имени существительного метели
- Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?
(Нет, это главный член предложения)
- в каком падеже всегда стоит подлежащее? (в И.п)
- Давайте теперь определим падеж слова снегом
- Ваши действия? (Работа по алгоритму)
1-й шаг:
Находим слово, от которого зависит существительное снегом (Это слово – залепили)
2-й шаг:
Ставим от него двойной вопрос (Залепили (кем? чем? снегом)
3-й шаг:
Определяем падеж по вопросу.
4-й шаг:
Указываем падеж. (Имя существительное снегом стоит в Т.п)
- Расскажите, как определить падеж у остальных имен существительных. (Определяют падежи имен существительных щели, на окне, мороз, льдинкой, росписи по алгоритму)
Подведем итог
- Я начну предложение, а вы его продолжите:
Для того, чтобы правильно определить падеж у имен существительных нужно ...
(Ученики продолжают предложение, используя алгоритм, написанный на доске)
Физминутка
4. Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи.
2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2
- Закрепим умение определять падеж имени существительного.
Работа проводится с использованием ноутбуков:
Электронный тренажер (CD-диск)
- Выберите задание с помощью меню расположенного в левой части окна: «Найди лишнее»
Упражнения выполняют под руководством учителя по плану:
Ученик читает задание вслух.
Обсуждают и выбирают вариант ответа.
Доказывают выбор ответа.
Проверяют.
«Найди лишнее»
Каким членом предложения может быть имя существительное? Найди и зачеркни «лишнее»
(подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением)
Установи зависимость. Найди и зачеркни «лишнюю» строчку.
в метро, на земле, в траве
о космонавте, на плечике, в государстве
на плитке, при подъеме, на градуснике
без грусти, о печали, благодаря поддержке
Стоит не в П.п
шел по дороге, на футбольном поле, в хорошей песне, на капитанском мостике
Стоит не в Р.п
из жестяной банки, ссора из-за наследства, собака в наморднике, плавал без акваланга
Стоит не в В.п
перешел через реку, зашел за дом, пришел за хлебом, рассказал про животное
Стоит не в Т.п
пролетели над городом, рассказал про путешествие, выросли под окном, ловил неводом
Стоит не в Д.п
подгонять по фигуре, улыбался ребятам, помогать раненым, читал лучше друга
Подводится итог работы, обращается внимание на использование алгоритма при определении падежа имени существительного.
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Выполнение продуктивных заданий по теме.
1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 1 2
Учитель предлагает выполнить работу на карточках по вариантам.
Взаимопроверка
(дети обмениваются карточками, проверяют работу своего товарища по алгоритму, оценивают работу, дают советы).
6. Включение в систему знаний и повторение.
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 1 2
Блиц опрос «Правильно-неправильно»
Имя существительное изменяется по числам и падежам.
Имя существительное изменяется по родам.
В русском языке 5 падежей.
П.п всегда употребляется без предлога.
Все падежи, кроме И.п – косвенные.
Начальная форма имени существительного – это ед.ч, И.п.
Проверка: П Н Н Н П П
7. Рефлексия. Итог урока.
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 1 2 3 1 2
- Какую цель перед собой ставили на уроке?
- Удалось ли достичь цели и как?
- Какие задания были для вас трудными? В чем состояла трудность?
- При выполнении каких заданий вы получили наибольшее удовлетворение на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке.
(Самооценка деятельности на уроке)
Ф.И._______________________________________________ В-1
Запиши словосочетания, раскрывая скобки. Определи падеж имени существительного:
Календарь (погода) ____________________________ (п)
Подвиг (герой) ________________________________ (п)
Читать (книга) ______________________________ (п)
Ф.И._______________________________________________ В-2
Запиши словосочетания, раскрывая скобки. Определи падеж имени существительного:
Гордиться (страна) ____________________________ (п)
Думать (друзья) ________________________________ (п)
Идти (дорога) _________________________________ (п)
15