Окончания имён существительных в единственном и множественном числе


Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе.
Тип урока. Урок развития умений.
Цель, как деятельность учеников:
Развитие умений анализировать омонимичные окончания форм единственного и множественного числа, определять особые случаи образования форм множественного числа от единственного (с наращиванием, заменой суффиксов, от других основ)Развитие чувства языка на основе контекстного подбора нужных форм числа.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Вспомните, какие «ученики» были в птичьей школе ( упр.2 стр.41)(Воробушки, галчата, чижи, стрижи, щеглята, сороки, воронята, синицы, скворцы).
-Сколько их было? (Много)
-Какие формы числа это передают? (Множественное число имени существительного)
-Запишите слова по памяти. Выделите окончания.
-Могут ли быть такие окончания в единственном числе? (Только –а)
3. Формулирование темы и цели урока.
- У вас на партах лежат карточки. Выполните, пожалуйста задание в карточках, проверку выполним на доске (диск)
Карточка 1
Заполни таблицу. Выпиши в левый столбик имена существительные во множественном числе, а в правый – в единственном
Множественное число Единственное число
Для работы: очки, банты, сорока, лекарство, лестница, метро, шоссе, шасси, детвора, чувства, солнце.Проверка с доской

-Откройте учебник на стр. 36 упр.257. Посмотрите на слова-схемы. «Расшифруйте» их.
(257. Отгадай загадку: какие имена существительные здесь «зашифрованы»?
…а …ы …о
…я …е …и
(Подсказка. Существительных может быть несколько, например: ….я – сущ., ж.р., ед.ч. – земля и др.; сущ., м.р., ед. ч., - дядя и др.; сущ., ср. р., мн. ч., - поля и др. )- Какие окончания могут быть во множественном числе? (-ы, -и, -а, -я)
-А в единственном? (-а, -я, -о, -е, -ё, нулевое окончание)
-Определите тему урока.
(Запись на доске: Окончания имен существительных в единственном и множественном числе.)4.Развитие учебно - языковых и правописных умений.
Упр. 258. – развивается умение самостоятельно подбирать разные формы слов с одинаковыми окончаниями. (Сначала ученики называют признаки имени существительного по окончанию (см. подсказку в упр. 257), потом приводят примеры слов и записывают в тетрадь.)
(упр. 258. Запиши имена существительные , которые имеют такие окончания: -а, - я, -ы, -и, -е, -о. Что ты знаешь об этих существительных?)
Упр. 259. Развивается умение образовывать формы множественного числа от единственного, в которых наращивается суффикс [ й ] (появляется разделительный Ь).
(упр.259. Образуй от данных имен существительных форму множественного числа. Выдели окончания. Какая общая орфограмма есть во всех этих существительных во множественном числе? Обозначь её.
Перо, полено, клок, сук, друг, колос, звено, крыло, прут, брат, сын.Подчеркни буквы чередующихся согласных звуков в корнях слов.)С комментарием разбирается 1-2 примера, затем ученики выполняют самостоятельно, обозначают орфограмму, подчеркивают буквы чередующихся согласных.
Физ.минутка5. Сравнение форм единственного и множественного числа.
Упр.261. Наблюдение над новой закономерностью при образовании форм множественного числа имен существительного, называющих детенышей животных, - смена суффикса –ёнок на –ят. Задание выполняют по «шагам»:
-Что обозначают все записанные в столбик слова?
-А почему они записаны в два столбика? Выделите окончания?
-Чем, кроме окончания, отличаются эти слова? (суффиксами).
-Выделите суффиксы.
-Сделайте вывод: что происходит при образовании множественного числа у существительных, называющих детёнышей животных? ( суффиксы -онок, -ёнок заменяются суффиксами -ат, -ят.)
(упр 261. Что общего у этих слов? Спиши, разбери эти слова по составу. Чем, кроме окончаний отличаются формы единственного числа и множественного числа? Какой вывод можно сделать?)лисёнок-лисятаворонёнок-воронятаутёнок-утятаволчонок-волчатателёнок-телятапоросёнок-поросята
6. Комплексное повторение.
Запись под диктовку.
Маленький рысёнок весело бегает, прыгает в густой траве.
-Обозначьте орфограммы, надпишите над каждым словом, какая это часть речи. Разберите по составу слово рысёнок. Надпишите над одушевлёнными существительными сочетание букв од., над неодушевленными сочетание букв неод.7. Итоги урока.
-Как изменяются имена существительные? ( Имена существительные имеют форму единственного и множественного числа)
-Что интересного, нового вы узнали об образовании форм множественного числа некоторых имен существительных?
(выставление оценок)
8. Домашнее задание.
Упр.5 стр.42.