Урок русского языка по теме «Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе». «Путешествие по зимним страничкам А.С.Пушкина». (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе
по теме «Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе».
(«Путешествие по зимним страничкам А.С.Пушкина»)
Цели:
1.Образовательные: создать условия для развития умения изменять имена существительные в единственном и множественном числе, определять падеж имен существительных в единственном и множественном числе;
2.Развивающие: продолжить развитие речи учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать мнение, извлекать информацию, расширять словарный запас.
3.Воспитывающие: содействовать воспитанию аккуратности в работе, культуре умственного труда, любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: репродукция картины о зиме, портрет А.С.Пушкина, П.И.Чайковского, фрагмент из музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года», проектор для слайдов, карточки, система контроля и мониторинга качества знаний «Proclass».
План урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Постановка проблемы.
Изучение нового материала.
Физическая минутка для глаз.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
Повторение.
Тестовая работа
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
1.Организационный момент. (Слайд 1)
Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит много работы.
Ученик:
Я сегодня молодец
На уроке удалец
Спинку ровненько держу
Всё я знаю, всё скажу.
Всё красиво напишу.
2. Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания.
Учитель: Многие поэты и писатели посвятили зиме свои произведения. Давайте послушаем одно из них. (Слайд 2)
Ученик:
«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима»
А.С.Пушкин.
Учитель: Кто автор этого стихотворения?
Ученик: А.С.Пушкин.
Учитель: Как автор называет зиму?
Ученик: Волшебница.
Учитель: А.С. Пушкин не только осени посвятил много стихотворений. Сегодня учащиеся проведут нас по зимним страницам произведений великого автора.
Учитель: Найдите в первом предложении слово с безударной непроверяемой гласной.
Ученик: Это слово север.
Учитель: Назовите первый звук слова север. Дайте ему характеристику.
- Назовите последний звук в этом слове. Дайте ему характеристику.
-Какими буквами на письме обозначаются эти звуки?
Учитель: Сегодня мы с вами повторим, как правильно пишутся эти буквы. А писать мы их будем под музыку великого композитора П.И.Чайковского, который, как вы уж знаете, написал цикл музыкальных произведений, посвященных каждому времени года.
- Кто помнит, как называется этот музыкальный цикл?
-Итак, что объединяет эти две буквы?
-Какие ошибки допускаем?
(Ученики пишут у себя в тетради буквы)
-Выбери королеву букв.
3. Постановка проблемы. (Слайд 3)
Ученик:
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись»
А.С.Пушкин.
1)Словарная работа.
Учитель: Какие знакомые орфограммы вы встретили в этой строфе?
-Как вы думаете, почему выражения красавица, друг прелестный выделено запятыми?
Учитель диктует слова. Ученики их записывают в столбики, ставят ударения, выделяют непроверяемую безударную гласную.
профессия человек
аккуратный иней
дрожжи сентябрь
ещё лагерь
жужжать огурец
2) Беседа
Учитель: Скажите, пожалуйста, какое слово А.С.Пушкин мог взять для своего стихотворения?
-Что объединяет слова 1-го столбика?
(Удвоенная согласная в корне)
-Какое слово лишнее?
-Найдите лишнее слово во 2-ом столбике? (огурец, т.к. во всех словах безударная гласная е)
-Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов? Какие слова получились? (падеж и число)
4. Изучение нового материала. (Слайд 4)
Ученик:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя»
Учитель: С кем автор сравнивает бурю?
- Как этот прием называется в литературе?
-Найдите в стихотворении слово во множественном числе и определите падеж.
1)Формирование темы и цели урока учащимися.
-Что объединяет эти два понятия?
-Сегодня на уроке они являются ключевыми словами.
-Дополните группу ключевых слов. (На доске вывешивает учитель единственное и множественное число, все падежи)
-Сформулируйте тему урока. Какие цели мы можем поставить?
2) Открытие учащимися нового знания.
-Выполните упражнение №126. Проверку выполните в парах.
-Подчеркните имена существительные во множественном числе. Обменяйтесь учебниками. Выпишите с комментированием, выделите основу и окончание слова, укажите падеж.
-Сделайте вывод.
Ученик: Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам.
5.Физическая минутка для глаз. (Слайд 5)
Ученик:
«Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она»
Учитель: Совершите движение глаз по часовой стрелке.
6. Первичное закрепление
1)Игра «Передай варежку»
-Измените по падежам имя существительное снежинки. Игра с варежкой, по рядам (1 ученик ставит в именительный падеж, 2 ученик – в родительный падеж, 3 ученик – в дательный падеж и так далее, а консультант стоит рядом слушает и помогает при необходимости)
2)Работа с таблицей.
-Чтение таблицы на странице 100.
-Чем отличается изменение по падежам одного и того же слова в единственном и во множественном числе?
7. Самостоятельная работа с дифференцированным заданием. (Слайд 6)
Ученик:
«В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе,
На третье в ночь»
Учитель: Найдите грамматическую основу последнего предложения и определите падеж у имени существительного.
1 группа: измените по падежам слово снег, записаны падежи;
2 группа: измените по падежам слово снежинки;
3 группа: в тексте обозначьте падежи выделенных имен существительных.
«Был чудесный зимний день. Небо сияло ясной голубизной. Снег был белым и чистым. Ворона сидела на краю леса и нежилась в солнечных лучах»
Проверяют консультанты по образцу и оценивают.
8.Повторение. (Слайд 7)
Ученик:
«Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод,
Пестреет частыми звездами»
Учитель: Определите падеж последнего слова этого отрывка. Назовите окончание имени существительного звездами. (Слайд 8)
1) Работа в группах.
Составление текста, используя слова звёзды (Упражнение №127). Каждая группа составляет предложение в определенном падеже. Потом зачитывают.
Моя мечта.
На небе зажглись звезды. Как же их много. Я люблю читать книги о далеких звездах. Как бы хотелось полететь к этим таинственным мирам. Я лежу на траве под звездами и любуюсь ими.
9.Тестовая работа на тему «Склонение имен существительных» с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний «Proclass».
1.Найдите неправильное высказывание: (Слайд 9)
A) Имя существительные бывают трех склонений;
B) Имя существительные изменяется по родам;
C) Имя существительные изменяется по числам;
D) Имя существительные изменяется по падежам;
2. Именительный падеж имен существительных отвечает на вопросы: (Слайд 10)
A) Кто? Что?
B) Кому? Чему?
C) Кого? Что?
D) Кем? Чем?
3. Какой падеж имеет предлог «к»: (Слайд 11)
A) Родительный падеж;
B) Дательный падеж;
C) Винительный падеж;
D) Творительный падеж;
E) Предложный падеж;
4.Выберите существительное в родительном падеже: (Слайд 12)
A) увидеть кошку;
B) бежать по дорожке;
C) выпал в январе;
D) достать из печи;
E) разговаривать с сестрой;
5. Выберите словосочетание, в котором имя существительное имеет следующие грамматические признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода: (Слайд 13)
A) мечтал о вечере;
B) лежит на снегу;
C) стоял за избушкой;
D) отъехал от Москвы;
6. Выберите строчку с нужными окончаниями для предложения «По лёгкой порош от берёзк к ел ведут следы белки» (Слайд 14)
A) -е,-е,-е;
B) -и,-е,-и;
C) -и,-и,-и;
D) -е,-и,-и;
10.Домашнее задание.
Исследовательская работа.
Составьте рассказ по плану на тему «Падежи», используя материал учебника и упражнений 66, 68, 71 в «Дидактическом материале» и запишите в тетради.
11.Итог урока. (Слайд 15)
Ученик:
«Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня,
И навести поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня»
Учитель: Вспомните, какая была цель урока? Как изменяются существительные в единственном и множественном числе? Определите падежи, выделенных жирным шрифтом, имен существительных из отрывка.
- Что нового вы узнали о падежах?
- Где в жизни нужны падежи?
Раздача памяток «Как подписывать тетрадь», посмотрите, как пишется заявление.
15