Статья Инновационные технологии и подходы социального педагога в работе с детьми Группы риска
«Инновационные технологии и подходы в работе
социального педагога с детьми группы риска в рамках ФГОС»
Выступление на заседании КМО подготовила
социальный педагог МБОУ «СОШ №1» п. Ханымей
Данилевской Тамары Александровны
Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной и... пришло время начать применять новое на практике.
Не может остаться в стороне от изменений в образовании и социальный педагог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе. Но какой? В чем может быть роль социального педагога? Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К настоящему времени нет готовых рецептов!
Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества. В широком смысле-это умение учиться. В условиях новой работы можно применять в образовательной деятельности современные педагогические технологии:
1. Гуманно - личностную технологию (Ш.А. Аманошвили):
Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;
- резервы семейной педагогики, родительские субботы (если у семьи имеются данные резервы);
- учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;
2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологию социального консультирования и посредничества (И.Г. Зайнышев):
Использование возможностей сайта школы с целью повышения правовой и
педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и веб-инарах.
3. Технологию социальной адаптации (Е.И. Холостова).
Взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями и детьми, в котором каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекает административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи. В данном случае к административным ресурсам можно отнести: заседания школьного Совета профилактики, взаимодействие со школьным инспектором по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних, Опорный пункт охраны правопорядка.
К направлениям деятельности по социализации обучающихся относится:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение, в том числе и социальный педагог, может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.
К принципам, по которым социальный педагог выстраивает свое взаимодействие с обучающимися в новых условиях относятся:
Принцип ориентации на идеал.
Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Принцип диалогического общения со значимыми другими.
В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.
Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации.
В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.
Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека.
Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Школе как социальному субъекту носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
На первое место в профессиональной деятельности социального педагога выходит
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
- формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся. Это создается с опорой на систему следующих принципов:
А) духовные идеалы многонационального народа России;
Б) базовых национальных ценностях;
В) традиционных моральных нормах;
Г) принцип совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Целями и задачами социализации обучающихся на ступени общего основного образования являются:
- социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Поставленная цель реализуется через следующие направления, которые ложатся в основу нового содержания деятельности социального педагога:
1. Формирование личностной культуры.
2. Формирование социальной культуры.
3. Формирование семейной культуры.
Опыт реализация федерального государственного образовательного стандарта внес коррективы в функциональные умения социального педагога, такие как:
Социальный педагог должен знать:
· основы здоровьесбережения и организацию здорового образа жизни, социальной гигиены;
· социально-педагогические и диагностические методики;
· требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в
общеобразовательном учреждении; приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
Социальный педагог должен владеть:
· методами формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
· современными педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
· методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе;
· технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
· социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.
Риски в работе социального педагога в условиях внедрения ФГОС и способы их преодоления:
1. Родители учащихся не идут на контакт с администрацией школы, сотрудниками социально-психологической службы и конечным условием решения данных проблем является применение административных рычагов воздействия органов системы профилактики.
Способ преодоления:
Создание эффективных способов взаимодействия с родителями, поиск и выбор новых форм данного взаимодействия. В школе можно разработать и реализовать социальный проект «Теплый дом», который направлен на организацию взаимодействия школы и семей, через различные способы.
2. Формализм со стороны педагогов в решении личностных проблем учащихся.
Как правило, приходится работать с последствиями межличностных, семейных конфликтов, что мешает ранней профилактики правонарушений и конфликтов среди учащихся.
Способ преодоления:
Здесь также происходит информирование детей и родителей о том, как можно решить свои проблемы силами социально-психологической службы: консультирование по различным вопросам воспитания и правовым вопросам. Также одним из способов является просвещение и информирование педагогом-психологом и социальным педагогом педагогического коллектива на заседаниях при директоре школы и заместителе по ВР по различным вопросам защиты прав и свобод несовершеннолетних.
3. Низкая педагогическая культура родителей.
Способ преодоления:
Усиление работы с родителями в плане информирования и консультирования по различным вопросам: правового характера, в вопросах воспитания детей и общения с ними. В школе могут работать программы «Правовой всеобуч» для детей и родителей, Программа «Родительская суббота», на которой происходит решение данных проблем в просвещении родителей.
4. Формализм в работе органов системы профилактики в решении проблем школы.
Способ преодоления:
Решение данной трудности заключается в усилении работы школы по ранней профилактики правонарушений и решения межличностных конфликтов в системах: «ученики-ученики» « «дети-родители».
13PAGE 15
13PAGE 14115
15