Современные подходы и новые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Понятие «социальная реабилитация учащихся специальных школ» нуждается в определении, что представляет собой это словосочетание: научную дисциплину, дисциплину прикладного характера, какую-либо из сторон социальной работы? Само слово «реабилитация» (rehabjljtftjo- лат.) приобрело со временем несколько устойчивых конкретных значений: 1) восстановление в правах; 2) восстановление доброго имени, прежней репутации; 3) восстановление (или компенсация) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
Слово «социальный» (socjaljs- лат.) имеет значения: общественный; связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Ещё один очень важный термин, без которого нельзя интерпретировать и социальную реабилитацию: «социализация»- процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Очень часто в научно- методической литературе можно встретить такое определение: «реабилитация- комплекс медико-социальных мероприятий, способствующих социализации личности». И можно подумать, что медицинские мероприятия не относятся к социальным, а составляют нечто отдельное, особенное, хотя известно, что, говоря о социальной сфере, мы всегда имеем в виду образование, здравоохранение, социальную защиту. Таким образом, понятие «социальная реабилитация» имеет многоплановую структуру, включая в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в развитии, коррекционные меры воздействия на развитие их высших психических функций, преодоление двигательных нарушений и недостатков их физического развития. Напомним: в настоящее время в России около 10 миллионов людей или инвалиды, или близки к данной категории по мировым стандартам, и не малую долю в их числе составляют дети до 18 лет, живущие с родителями, в домах ребёнка, детских домах и школах – интернатах. И безусловно, все дети с проблемами в развитии нуждаются в социальной реабилитации. Кем должна осуществляться социальная реабилитация детей? Без сомнения, такая обширная сфера деятельности может быть под силу только всему коллективу учебного учреждения (как педагогам, так и всем другим работникам), родительской общественности, вышестоящим организациям. Мы должны понимать, что коррекционной работой подразумевается система различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии детей с нарушением интеллекта. Поэтому социальная реабилитация включает в себя коррекционную работу; между этими двумя понятиями существует диалектическая взаимосвязь.
В настоящее время процесс физического воспитания в специальных школах строится стандартно: уроки физической культуры коррекционной направленности, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня. Однако, исследования В.И.Лубовского, Б.И.Пинского, В.М.Мозгового, Н.П.Вайзмана, Б.В.Сермеева, Е.С.Черник и других показывают, что многие дети с нарушением интеллекта обладают значительными потенциальными возможностями. Основной контингент учеников специальной школы -это дети с последствиями диффузных органических заболеваний ЦИС, однако в зависимости от причины возникновения нарушения, их психоневрологический статус, соматическое состояние и физическое развитие существенно отличаются друг от друга. В целях оптимального физического развития и развития двигательных способностей учащихся с нарушением интеллекта необходимо систематическое применение индивидуально дозированных физических нагрузок (Б.В.Сермеев, А.С.Самыличев, А.А.Дмитриев) Одной из важных социальных задач образования детей с нарушенным интеллектуальным развитием является оптимизация уровня готовности к трудовой деятельности (М.О.Гуревич, Н.И.Озерецкий, В.В.Воронкова, И.С.Замский, Л.Г.Красовская). Это в частности зависит от уровня физической подготовленности учащихся.
С 1990 года наша страна является членом международной организации «Спешиал Олимпикс Интернейшл», благодаря чему дети с нарушением интеллекта получили возможность участвовать в спортивных соревнованиях.
Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, будет способствовать адаптации любого нормального ребёнка, а тем более детей с нарушением в развитии в окружающем мире.
Анализ программного материала по физической культуре, изучение литературы, опыт работы с учащимися специальной школы позволили выявить ряд противоречий:
-между признанием физической культуры и спорта как части культуры общества и недостаточным проникновением детей с нарушением в развитии в эту среду
- между возможностью участия в специальном олимпийском движении и отсутствии должной физической, технической и теоретической подготовки.
- между потенциальной возможностью совершенствования, двигательных способностей посредством спортивно- тренировочных нагрузок и отсутствии должной физической, технической и теоретической подготовки;
- между потенциальной возможностью совершенствования двигательных способностей посредством спортивно-тренировочных нагрузок и отсутствием научно обоснованных методических основ спортивно-тренировочных занятий;
- между сложившимися традиционным и формами физического воспитания в системе специального образования и объективно созревшими предпосылками для разработки новых подходов и совершенствования двигательных способностей учащихся с нарушением интеллекта.Высказанные противоречия позволяют выделить две основные проблемы:
1.нет научно-методического обоснования использования занятий физкультурой в педагогическом процессе в специальной школе - интернате 8-го вида как одного из оптимальных методов преодоления двигательных нарушений, а с другой стороны, развитие двигательных способностей;
2. отсутствует разработанность научно-методических основ спортивно- тренировочных занятий в структуре учебного года специальной школы
Выявление противоречий актуализирует необходимость обоснования и разработки методических основ занятий по физкультуре как одного из возможных путей формирования здорового образа жизни, социальной адаптации и реабилитации, интеграции личности ребёнка с проблемами в развитии в общество.
Совершенствование процесса воспитания в специальной школе на современном этапе развития специальной педагогики возможно при глубоком анализе и обобщении в области коррекции и формировании возможностей детей с проблемами в развитии.