Выступление на тему Личностные качества учителя
«Воспитатель!- Какая возвышенная нужна тут душа!...Поистине, чтобы создавать человека, нужно самому быть или отцом или больше, чем человеком.»
Ж.Ж. Руссо.
Последние десятилетия мы постоянно повторяем слова о необходимости личностно-ориентированного подхода к ребенку, который предполагает максимальный учет его интересов, потребностей, склонностей, создание доброжелательной психологической атмосферы в школе, равные партнерские отношения между учеником и учителем. Все это важно и необходимо, но что-то главное ускользает от нас, уступая место вещам полезным, но поверхностным. Вместо счастья - комфорт, взамен любви - равноправные партнерские отношения. Значит, есть вопросы не менее важные, чем недостаток финансирования, нехватка педагогических кадров. Коренятся они в сфере мировоззрения. И сегодня важно, опираясь на чрезвычайно ценную для педагога самодиагностику, сделать необходимые выводы, наметить стратегию и тактику выхода из кризиса, который переживает культура в целом и педагогика в частности. Педагогика сегодня не обеспечивает непрерывного духовного роста и необходимого развития подрастающего поколения. Постепенно , по мере столкновения с угрозами нового тысячелетия будет происходить осознание того, что главный ресурс человечества, залог его выживания следует искать прежде всего в педагогике. Наступит момент, когда потребуется невероятное напряжение сил, мобилизация всех культурных ресурсов, максимальная аккумуляция творческой энергии, необходимой для решения глобальных проблем человечества. Решить их будет под силу лишь внутренне свободным людям, сохраняющим чувство собственного достоинства, способным к творческому взлету и духовному порыву, самопожертвованию.
Основные человеческие качества педагога придется обозначить совсем не модными сегодня словами «любовь», «милосердие», которые выражаются через ежедневное состояние «активной симпатии» к ученикам. От педагога требуется быть бодрым энергичным, немногословным , уверенным в себе. От педагога требуется откровенное любование учеником, восхищение его малейшим продвижением, даже если хочется плакать после 2-х часов бесполезного «вдалбливания». Воспитатель и классный руководитель не имеют права ронять собственное достоинство, жаловаться на жизнь, зарплату, начальство, обстоятельства, семью, здоровье, т.к. жалость к педагогу блокирует надежду и доверие детей к могуществу старшего друга.
Позиция «активной симпатии» требует скромности и не терпит публичности. Она в то же время не уживается с иронией. В «активной симпатии» высока доля уважения. Необходимо убрать принуждение, приказной тон, нарочитое подчеркивание своего превосходства в любом варианте.
Еще одна черта «активной симпатии педагога» - терпение и , главное, такая ее составляющая, как толерантность. Каждый педагог должен следить за собой, чтобы полностью исключить из своего взаимодействия с учеником такие нежелательные качества как гордость, склонность к самовозвышению, самоутверждение за счет детей, капризное и мелочное тиранство, постоянное утверждение себя «хозяином в доме» и другие проявления эгоизма. «Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах. Тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.
Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, - тиран.
Тираном станет и воспитатель, неумело заботящийся о нравственности детей
Воспитатель, слишком односторонне следящий за нравственностью детей! Боюсь , у тебя самого не все в порядке.» Это изречение великого педагога Януша Корчака.
И, наконец, «активная симпатия» может осуществляться только в диалоге. Нельзя добиться взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимоприятия без умения педагога вести диалог с учеником.
«Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним. Не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». В.А. Сухомлинский сказал это в прошлом столетии.
Наряду с личностными качествами педагогу требуются профессиональные качества. На наиглавнейших из них хотелось бы остановиться.
Педагогическое воображение- специальное умение, выражающееся в проектировании личности ученика. Это умение связано с педагогическим оптимизмом, представлением о позитивном будущем человека.
Перцептивность или эмпатичность- специальное профессиональное умение проникать во внутренний мир воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ученика и его временного психического состояния. Педагог по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
Коммуникативность или педагогический такт- умение общаться с детьми, находить правильный подход к учащимся, устанавливать с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения. Одним из проявлений педагогического такта является чувство меры в отношении применения любого педагогического воздействия (поощрения, наказания, поучения).
Центральное место среди качеств педагогического воздействия занимает справедливость. К этому качеству ученики относятся даже с какой-то болезненной требовательностью. Несправедливость в работе с детьми недопустима.
4. Авторитет- умение непосредственно эмоционально- волевым способом влиять на учащихся. Авторитет как профессиональное качество педагога зависит от целого ряда личностных качеств, в частности, волевых (решительность, выдержка, настойчивость, требовательность и др. ), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание своих учеников.
Дети и подростки, сталкивающиеся в жизни с множеством рискованных ситуаций, очень уважают учителей находчивых, волевых, сильных, умеющих требовать, добиваться своего без грубого принуждения и угроз, а также без ненужного педантизма. Еще раз хочется привести слова В.М. Сухомлинского : «К сожаленью, многие воспитатели не умеют говорить неприятные слова так, чтобы они правильно воспринимались. Большая , просто нестерпимая беда заключается в том, что зачастую в разговоре учителя с воспитанником на первое место выступает эмоциональный элемент- раздражение. У подростка создается впечатление, что он неприятен как личность и есть какие-то другие причины, кроме самой сущности поступка, побудившие педагога к разговору, из которого воспитанник выносит обиду, а воспитатель- недоверие. Там же, где сталкивается обида и недоверие, порождается вражда. Попытка педагога преодолеть зло порождает новое зло».
Красноречие- умение четко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, уместно используя юмор.
Собранность, организованность, аккуратность, последовательность
Распределение внимания- профессиональное качество аккумулировать все свойства внимания.
Прежде чем закончить свое выступление хочется процитировать Михаила Ульянова, всеми нами любимого народного артиста :
«Всем, кто выступает за перестройку школы, всем, кто выращивает молодые побеги будущего нашего общества, нужна поддержка. Им нужна защита, и прежде всего – общественности.»
И напоследок привести слова академика Дмитрия Лихачева :
«Учитель должен быть свободен ,как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания. Данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи, независимо от того, какой предмет преподает- химию, физику, литературу или историю.»
15