Доклад на тему Системный подход при работе с одаренными детьми
Плотникова Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Ботовская СОШ»
Забайкальский край, Сретенский район
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ КАК РЕСУРС
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Глобальные социально-экономические преобразования в России выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи.
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях образования. Эпиграфом работы с одаренными детьми могут послужить слова Г.В. Плеханова: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».[6]
В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России. Что же такое одарённость? И какого ребёнка можно считать одарённым?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.[1, с. 15]
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.[3, с.5]
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.[2, с.3]
Создание условий для развития одаренных детей, а также просто способных детей является одним из главных направлений работы школы. Решение проблемы привлечения высокомотивированных учащихся я вижу в организации учебного процесса; внеурочной деятельности; профильного обучения. Можно выделить следующие виды работ с одаренными детьми:
интеллектуальные марафоны;
научно-практические конференции;
школьные, региональные, всероссийские олимпиады, конкурсы[5,с. 2]
Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей - либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа.
Бесталантливых детей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Как выявить одаренных детей и помочь им развить свой талант?
Существует некоторый алгоритм работы с одаренными детьми:
В первую очередь необходимо организовать длительные наблюдения за детьми на уроках и творческих мероприятиях, анализ особых успехов и достижений ученика; беседы в неофициальной обстановке или классные часы с обсуждением на тему «Мои интересы» или «чем я люблю заниматься больше всего», индивидуальное общение с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Преемственность между начальным и средним образованием посредством создания портфолио позволит отслеживать развитие детской одаренности при переходе в среднее и старшее звено.
Второй этап можно обозначить как диагностический. Существует достаточно много различных диагностик одаренности. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
На следующем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов. Оказывается, одной из важных задач учителя является - научить учащегося спрашивать. Вопросы тренируют познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Количество и качество задаваемых вопросов служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности. Правильный выбор учебника во многом облегчает решение этой задачи. Я работаю по учебнику Г.Г.Граник. В нем интересно представлен теоретический материал, задания подобраны таким образом, что учат детей вести диалог с текстом, задавать вопросы, искать ответ в учебнике либо даётся ссылка на интернет-ресурс. Учитель только направляет детей в их деятельности. Очень важно отметить малейшие достижения учащегося, создать для него ситуацию успеха. Это положительно влияет на повышение мотивации к учению. При выставлении оценки за урок, я обязательно учитываю творческий подход к выполнению заданий. Например, при изучении темы «Омонимы» в 6 классе на этапе закрепления даю задание: I –уровень, составить предложения с омонимами, II-уровень, придумать текст. Напоминаю, что за творческий подход будет выставлена отдельная оценка. Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили планку уровня своих знаний.
Одним из педагогических приемов становится учение без принуждения, т.е. создание реальных условий для развития творческого потенциала каждого ученика, учитывающих разное психофизиологическое развитие, через выполнение посильных заданий, предложенных на оптимальном для каждого ребенка уровне трудности, через включение в дифференцированные задания или творческой переработки основных заданий.Однако рамки урока сковывают работу с одаренными детьми, поэтому я максимально использую внеклассную работу, внеурочную деятельность, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей предметом, развить их творческий потенциал. В нынешнем году мною была составлена и реализуется программа кружка «Юный журналист». В своей деятельности я придаю огромное значение работе со словом. Дети не остаются равнодушными к происходящим событиям, пишут статьи на актуальные темы и помещают их в нашей школьной газете «Большая переменка». Последняя страничка нашей газеты называется «Проба пера», где все желающие могут разместить свой литературный опыт. Лучшие работы мы отправляем в газету «Советское Забайкалье», на конкурсы различных уровней.
Таким образом, я считаю, что именно системный подход к организации работы по развитию одаренности детей позволяет повысить качество образования, создавая реальные условия для развития творческого потенциала каждого ученика.
Литература
1. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\
3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., Знание, 1991.
4. Лейтес Н.С “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990.
5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
6. Интенет-ресурс. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/19/rabota-s-odarennymi-detmi