Методическая публикация на тему:Здоровьесберегающие технологии в работе учителя логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Здоровьесберегающие технологии в работе учителя логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. А если говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), то добавляется работа по коррекции нарушений в психическом, эмоциональном и речевом развитии.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Эти дети, помимо речевых нарушений, характеризуются ослабленным здоровьем, особенностями физического развития. А именно:
─ нарушением дыхания и голосообразования;
─нарушением общей и мелкой моторики;
─расторможенностью и заторможенностью мышечного напряжения;
─повышенной утомляемостью;
─заметным отставанием в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
─нарушением темпоритмической организации движений.
Ограниченные возможности здоровья затрудняют освоение образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. А именно:
─нарушения оптико-пространственного праксиса;
─неустойчивость внимания;
─расстройство памяти (особенно слуховой);
─несформированность мышления;
─задержка развития воображения.
Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их физического и психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также способствуют их успешной социализации.
Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми с нарушениями речи здоровьесберегающих образовательных технологий. Под здоровьесберегающими (коррекционными) технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков развития детей с ОВЗ.
В логопедической работе применяются различные виды здоровьесберегающих технологий, адаптированные к состоянию дефекта каждого ребёнка и к поставленным задачам его развития. Раскроем коррекционную направленность некоторых из них.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
2. Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. Используется при выполнении артикуляционной гимнастики. На каждое традиционное артикуляционное упражнение подбирается движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, можно использовать стихи, адаптированные сказки В. Сутеева, С.Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии в них сохранены, но герои подобраны в соответствии с названиями упражнений).
.
Можно выполнять с детьми следующие упражнения:
«Лопаточка»Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.
«Чашечка»Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
«Иголочка»Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
«Киска сердится», «горка»Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.
«Часики»Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.
«Змейка» Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.
«Качели»Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.
«Футбол»Ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.
«Почистить зубы»Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.
«Лошадка»Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
«Вкусное варенье»Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
Эти упражнения способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребёнка на занятиях.
3. Су – Джок терапия широко используется при автоматизации различных звуков. Эта система воздействия стимулирует биологически активные точки и зоны на теле ребенка, соответствующие всем органам и системам, расположенные на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами. На коррекционных занятиях происходит стимулирование точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка, при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
4. Артикуляционный массаж и самомассаж часто необходим при работе с детьми, имеющими двигательные нарушения, особенно с детьми с дизартрией. При систематическом проведении логопедического массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В логопедической практике важно использовать следующие виды развивающего массажа:
─массаж и самомассаж лица;
─массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
─аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
─массаж язычной мускулатуры.
5.Логоритмика стимулирует речевую активность. Используют приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию. Занятия логоритмикой укрепляют у детей с ОВЗ костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.
Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.
Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.
6. Кинезеологические упражнения называют «Гимнастикой для ума». Кинезеологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и тем самым влияют на развитие умственных способностей детей и физического здоровья. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезеологический комплекс упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лягушка».
7.КуклотерапияКуклотерапия использую на протяжении двух этапов коррекционно-логопедической работы с детьми-дезартриками. Кукла представляет собой мягкую игрушку-лягушку . Рот у лягушки открыт. Во рту находятся язык в виде рукавички без пальца. Логопед управляет языком куклы через отверстие на голове.. К рукам куклы пришиты перчатки. Знакомство детей группы с логопедической куклой начинается со сказки «Давайте познакомимся». Дети на протяжении всего занятия выступают в роли обезьянок и повторяют за логопедической куклой все движения языка.На протяжении всего первого этапа работы логопед с помощью Обезьянки проводит утренние логопедические пятиминутки, где отрабатывает с детьми артикуляционные позы, а так же развивает мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры. Логопедическая кукла помогает логопеду и на индивидуальных занятиях с каждым ребенком в отдельности, где действия с марионеткой сопровождаются работой перед зеркалом: «Посмотри и сделай так же как она». Вместе с логопедической куклой ребенок автоматически закрепляет навыки, полученные на занятиях, отрабатывает механизм самоконтроля.Использование логопедической куклы - Обезьянки, на данном этапе работы заметно активизирует внимание детей, а также положительно влияет на их эмоциональный фон. Проведение логопедом утренних логопедических пятиминуток с использованием куклы, значительно повышает уровень усвоения детьми простых движений органов артикуляционного аппарата. Для многих детей кукла-марионетка становится настоящим помощником: помогает снимать психическое напряжение, позволяет выполнять вместе артикуляционные и пальчиковые упражнения, преодолевать неуверенность. На втором этапе коррекционно-логопедической работы логопед с помощью куклы Обезьянки проводит работу по выработке более сложных, дифференцированных движений языка. В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных звуков. На данном этапе логопед использует комплексы упражнений для выработки основных артикуляционных укладов
Практика показывает, что применение всех перечисленных технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии наряду с комплексной корреционно- логопедической помощью дают возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка с ОВЗ, а также его успешную социализацию.
Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо творчески подойти к использованию перечисленных технологий, а также привлечь родителей к их применению в домашних условиях.
Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», Под редакцией Т.С. Яковлевой «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», 2007 г.,
«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» М.Ю. Картушиной, 2010 г.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии / Ковалько В. И.
– М.:«ВАКО», 2004г.
Коноваленко В.В. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми / Коноваленко В.В. М.: издательство «ГНОМ и Д», 2008г. - 20 с. 8.Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. – 208с. 9. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
10.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи»/ Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.: