Внеклассное мероприятие. посвященное неделе правовых знаний 5-11 классы
Внеклассное мероприятие: (сл.1)
«Право быть ребенком»
Цели: (сл.2)
Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
«Детству следует оказывать величайшее уважение».
Древний мудрец Ювенал (сл.3)
1 часть: “Вступительное слово” (сл.4)
КАТЯ Д.
Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать
АНДРЕЙ Д.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
МАРИНА Ш.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
УЧИТЕЛЬ:
Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.
Наш разговор сегодня о том, есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
КАТЯ ДУРАПОВА:
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.
Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”…
УЧИТЕЛЬ: (сл. 5)
“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
РУСЛАН МЕМЕТ: (сл.6)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
5 КЛАСС: (сл.7)
КРИСТИНА:
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое
КОЛЯ:
Очень трудно самому,
Жить на свете одному
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь вы им, ребята.
МАТВЕЙ:
Есть еще такое право-
Помнить, думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь, подарить.
ВАЛЕРА:
А если причинят мне вред, урон,
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
Живут народы ни одной страны.
НИКИТА:
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
КРИСТИНА:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
КОЛЯ:
А подрасту – поможет мне держава
Работу выбрать я имею право.
Ну, а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник…
МАТВЕЙ:
Досугу – час,
А школе – все внимание
Использую я право
На образование.
ВАЛЕРА:
Права всем детям надо знать
Не только знать и соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
НИКИТА:
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным - все равно
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
УЧИТЕЛЬ: (сл.8)
Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.
(Учащиеся отвечают)
Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
УЧИТЕЛЬ: (сл. 9)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…», право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.
А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.
Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.(сл.10)
Ребята, как вы думаете, кто должен заботиться в нашей стране о выполнении Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права? (ответы детей)
В Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное.
В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района. В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура.
Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
Какие же обязанности у школьника?
Статья 14. Обязанности ребенка (сл.11)
Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности российского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
8 КЛАСС
ДИАНА М.:
Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
ЗЛАТА:
Учёба – очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
АНЯ:
К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
УЧИТЕЛЬ:
Нам хотелось бы, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.
Игра со зрителями «Волшебный сундучок» (сл. 12)
Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
- Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя Ст.1)
- Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
- Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
- Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
- Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).
- Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).
НАСТЯ:
«Литературно-правовая викторина» (сл. 13)(на доске прикрепляются заранее приготовленные вопросы ситуаций)
1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»(сл.14)(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?(сл.15) (Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?(сл.16)(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)
4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?(сл.17)(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).
Игра «Разрешается-запрещается» (сл.18)
ОЛЯ:
А сейчас мы отдохнем и поиграем. Игра «Разрешается-запрещается»
Правила игры: если согласны, то хором говорим «разрешается», а если не согласны- «запрещается».
(идет показ слайдов)
- Посмотри на этот знак- человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка …(разрешается)
- Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка…(запрещается)
- С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить- это… (разрешается)
- Эта грань обозначает: мать с ребенком разлучают, это…(запрещается)
- Рисовать и петь, учиться, если заболел- лечиться, это…(разрешается)
- Этот трудится ребенок, мало у него силенок,
Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается)
- Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить, это…(разрешается)
- Этот слабый горбит спину, перед сильным преклоняется,
Быть рабом у господина строго…(запрещается)
УЧИТЕЛЬ: (сл.19)
Викторина по сказкам о правах детей.
1.В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Буратино, право на образование) (сл.20)
2. Героиня сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева» маленькая разбойница допустила правонарушение по отношению к Герде. Какое? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу) (сл.21)
3. В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка) (сл.22)
4. Кто в сказке «Лубяная избушка» выступил в роли адвоката зайца и помог ему защитить права? (Петух) (сл.23)
5.В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка) (сл.24)
6. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты) (сл.25)
7. Какое право нарушил купец в сказке «Аленький цветочек»? (Право человека владеть своим имуществом) (сл.26)
Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.
Рефлексия: Цветик – многоцветик.
На листах цветной бумаги в форме лепестков цветка написать ученикам (по рядам) права и обязанности, которые запомнились на занятии и прикрепить их вокруг желтого бумажного кружка, выполнив тем самым цветок с разноцветными лепестками.
В заключении, подводя итоги нашего мероприятия, я хочу сказать, что надо обязательно знать законы и исполнять их, разумно пользоваться правами и жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости. Так, чтобы нам, педагогам, вашим родителям, никогда ни за что не пришлось «краснеть» за вас. Где бы вы ни жили, кем бы вы ни стали: банкиром, юристом, военным, инженером, врачом, автомехаником, строителем самое главное – быть достойным гражданином своей Отчизны. (сл.27)