Педагогические технологии, применяемые на уроках английского языка в начальной школе.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и
обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Английский язык может быть хобби, средством для работы, предметом изучения в школе или ВУЗе. Но он всегда остается красивейшим и интереснейшим языком мира. Изучать английский язык – значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.
Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:
а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;
б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;
в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;
г) формирование гражданина и патриота.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам
Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:
технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;
технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Вот многие из тех методов преподавания которые я использую на своих уроках:
Педагогические технологии, применяемые на уроках английского языка в начальной школе.
Взаимоконтроль. Педагог сообщает учащимся о взаимопроверке по определенным вопросам. Класс разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. После ответов учеников дается оценка. Может выставляться отметка. Учащиеся могут поменяться ролями. Состав пар на каждом уроке желательно менять.
Взаимный диктант. Готовятся разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное.
Заучивание наизусть. Сообщается задание, например: выучить стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения. Второй слушает говорящего. Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями и помощью учителя. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения второй раз. Второй слушает говорящего. Первый ученик убирает книгу, второй по памяти старается воспроизвести строку. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения.
Магнитофонный опрос. Магнитофонный опрос является сильным фактором развития речи учащихся, он широко практиковался В. Ф. Шаталовым для увеличения времени говорения на уроке при проверке предметного материала.
Магнитофонный опрос применяется тогда, когда учащиеся выполняют задание. Ученик садится за магнитофон, включает его и начинает ответ, по окончании выключает его и садится на место. Проверка записи ответа производится после урока с учащимся.
Обмен текстами. Учитель заготавливает короткие тексты, желательно с картинками. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом. Ученик знакомится с текстом, задает вопросы учителю, если что-то непонятно.Ученики ищут себе пары. Один из учеников читает свой текст, другой слушает. Затем читает свой текст второй ученик, а первый слушает. После этого ученики обмениваются текстами и ищут себе новых собеседников.
Отгадай, о ком говорим. Один из учеников выходит из класса. Оставшимся предлагается выбрать, о ком класс будет говорить. Выбирается один из учащихся. Вышедший возвращается в класс. Учитель предлагает начать описывать отгадываемого ученика. Ребята говорят по одному предложению. Процесс отгадывания заканчивается правильным называнием имени отгадываемого.
Углы. Для проведения необходимо несколько помещений. На предварительном этапе педагог проводит изучение интересов учащихся. На уроке детям предлагаются различные занятия в разных углах класса и других помещениях. Дети объединяются в группы и занимаются по интересам. Так, на одном из уроков в бельгийской начальной школе одна из групп слушала музыку и пыталась определить ее название и композитора. Другая рисовала общую картину. Третья собирала из конструктора автомобиль. В четвертой группе один из учеников читал текст, двое других его слушали. Группа учеников пошла в библиотеку и просматривала видеофильм о животных. На занятии может присутствовать несколько преподавателей.
Шефы. Данный урок проводится сразу с двумя классами. Накануне старшему классу дается задание. Например, принять зачет по теме, которую младший класс уже изучил. Опыт показывает, что старшеклассники повторяют материал так, чтобы выглядеть достойно в глазах младшего класса. На уроке работа идет в парах: знакомство, вопросы по теме к старшекласснику, его объяснения, ответ подопечного, оценка.
Я - звезда. Инсценировка получила широкое распространение в Японии. На первом этапе детям предлагается выбрать для себя любимую певицу или певца, диктора, комментатора и т. п. Ученик может потренироваться дома выступать под фонограмму. Выступление начинается с объявления ведущего и аплодисментов присутствующих. Моделирование процесса выступления любимой звезды вселяет в ребенка уверенность в своих возможностях, удовлетворяет чувство значимости, развивает позитивное отношение к людям.
Активные методы знакомства
Метод приветствия «Круг дружбы»
Цель: приветствие обучающихся.
Задачи:
- формировать дружественные отношения в коллективе, познакомить с различными формами приветствия в разных странах;
- снять напряжение в незнакомой группе.
Численность: весь класс (вся группа).
Время – 2-3 минуты
Необходимые материалы:
- полоски шелка или хлопка, которые называются «хада» (количество полосок = количеству человек), обычно они белого цвета, но также может быть светло-голубого и светло-желтого цвета;
- компьютер;
- национальная музыка той страны, способ приветствия которой применяется.
Проведение. Учащиеся или взрослые встают в круг под негромкую музыку. Для того, чтобы движения были синхронными, учитель объясняет своей группе, что при выполнении движений, сначала вступаем в контакт с партнером слева, затем с партнером, который находится справа.
Учитель:
- Как прекрасно, что мы все сегодня собрались. Приглашаем вас в круг дружбы. (Все участники встают в круг в центре аудитории).
- Давайте еще раз поздороваемся. Здороваться можно по-разному:
* как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки);
* как добрые, старые приятели - обняться (обнимают соседа слева, затем
справа);
* просто потереться плечиками (спинками);
* приглашая неизвестного человека в дом, монгол преподносит ему полоску шелка или хлопка, которая называется «хада». Обычно она белого цвета, но также может быть светло-голубого и светло-желтого цвета. Если вы удостоились чести получить «хаду», то принимать ее нужно двумя руками с легким поклоном. Передача «хады» и поклон – это знак глубокого взаимного уважения, очень ценимого в монгольской культуре. Давайте поздороваемся по –
монгольски и подарим друг другу «хады».
Спасибо. Варианты проведения метода
В зависимости от возрастного состава группы, здороваться можно по-
разному. Можно попросить:
*поздороваться, хлопнув друг друга по ладони;
*взяться за колени соседа;
* поздороваться как эскимосы - прикоснувшись носами друг к другу;
* поклон (как в Японии);
* приветственный танец «адаму» («танец прыжков») (как в Кении);
* приветствие «коутоу» - складывание рук и поклон. Если в группе только женщины, этот обряд называется «ваньфу»: представительницы слабого пола должны соединить руки и провести ими вниз вдоль своего тела (как в Китае);
* сложить ладони вместе, как будто молимся, приложить их к голове, поклониться и произнести «савадди». Позиции рук могут разниться: чем выше руки по отношению к лицу, тем больше уважения оказывается тому, кого приветствуют (как в Таиланде);
* высунуть язык. Эта традиция продолжается до сегодняшнего дня. Ее часто дополняют скрещиванием ладоней на груди и мн. др.
Метод знакомства «Расскажи о себе»
Цель: познакомить аудиторию друг с другом.
Задачи: - изучить интересы присутствующих
Численность: вся группа.
Время – 10 – 15 минут
Необходимые материалы: листы формата А4 (по количеству участников),
можно разного цвета; фломастеры, видео ПРИРОДА ( можно подобрать музыку
природы и т.п.).
Подготовка: столы расставить буквой «П», по кругу, чтобы все участники
видели друг друга.
Технология проведения. Обучающиеся сидят на своих местах и вместе с
учителем складывают бумагу пополам по длине и «вырывают» человечка. Таким
образом, они ассоциируют себя с ним. Затем, постепенно, по рекомендациям
учителя делают необходимые записи на человечке. После чего делают свою
презентацию. Своих «человечков» прикрепляют на доску магнитами.
Учитель:
Давайте познакомимся и постараемся побольше узнать друг о друге.
- Перед вами лист бумаги. Вырвите из бумаги человечка (Показ
выполнения работы под сопровождение ТВ-природа, можно под
сопровождение какой-либо приятной музыки).
- Это восприятие себя. На груди напишите свое имя так, как хотите, чтобы
Вас называли (Вас так называют).
- Голова – центр мысли человека. В области головы напишите, что Вам
нравится в системе образования.
- На правой руке напишите то, что хотели бы изменить.
- На левой руке напишите: какие технологии используете в своей работе
- На правой ноге – какие технологии хотели бы изучить подробнее.
- На левой ноге – какой Вы видите современную школу.
- Просим вас представить себя другим участникам нашего мероприятия.
(Участники по кругу рассказывают о себе, кукла вывешивается на
планшет.)
- Большое спасибо!
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при
использовании данного метода). Данный метод наиболее эффективен в
применении на мероприятиях с родителями, педагогами. При изменении
вопросов, его можно применить для младшего и старшего школьного возраста,
студентов.
Время варьируется в зависимости от количества членов группы.
Метод «Летающие имена»
Цель – Познакомиться и запомнить имена друг друга
Подготовка: Необходимо отставить в сторону столы и стулья, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Кроме того, понадобятся два – три маленьких мячика или мешочка с фасолью.
Проведение: Участники встают в круг. Сначала участники перебрасывают друг другу один мячик. И каждый раз тот, кто его ловит, произносит свое имя: «Я - Карл», «Я Маша». Игра продолжается до тех пор, пока каждый член группы не получит мяч по крайней мере по одному разу. Затем участники должны назвать имена тех, кому перебрасывают мячик
(Внимание, Саша!). Поймавший называет имя того, от кого к нему прилетел мяч
(«Спасибо, Мария!») Этот этап длиться до тех пор, пока каждый не вступит в
игру, по меньшей мере, один раз. Теперь каждый бросает мяч тому, от кого он был получен в предыдущем раунде, называя его имя: «Внимание, Лена!». Примерно в середине раунда модератор вводит в игру второй мяч, который будет перебрасываться членами группы по тем же правилам параллельно с первым. Если в группе более 20 участников, можно использовать три мяча. Через 2-3 минуты можно предложить игрокам начать ходить кругом по комнате и продолжать кидать мячи в том же порядке. Каждый внимательно следит за тем, от кого он получил мяч и кому должен его перебросить.
Метод «Мой цветок»
Цель: рассказать о себе, своих профессиональных и личных интересах. Почувствовать уверенность в себе в ходе презентации
Проведение: Учитель раздает участникам заранее заготовленные разноцветные лепестки цветка. Участники заполняют их, отвечая на вопросы: мой лозунг, моя цель в жизни, моя работа, мои увлечения, что я ценю в людях, что я не люблю. Вопросы могут быть разными – по усмотрению модератора. Когда работа закончена, каждый участник выходит в центр и делает презентацию о себе. Все цветки прикрепляются на стену и остаются там до
окончания семинара. При необходимости в дополнение участники могут также поразмыслить над созданием своей визитной карточки. Это позволит акцентировать внимание на их профессиональной деятельности и интересах.
Метод « Галерея портретов»
Цель: Нарисовать портреты участников. Постараться отразить в рисунках черты характера. Этот метод хорошо использовать, если участники семинара уже знакомы друг с другом.
Группы: все участники
Численность: без ограничений.
Проведение: Участники подписывают лист бумаги и рисуют на нем свои глаза. Затем они начинают перемещаться по кругу под музыку. При этом каждый участник дорисовывает по одной детали лица на портрете своего соседа. Таким образом, каждый рисует портрет каждого. По окончанию работы все портреты вывешиваются на стену. Каждый участник комментирует свой портрет (какую черту характера он отражает, что нравится /не нравится).
Метод «Познакомься с игрушкой»
Цель: запоминание имен, создание игровой, веселой обстановки
Материалы: мягкая игрушка небольшого размера, лучше прикольная
Проведение: Ведущий (В) говорит: « А у нас здесь не все, есть еще один участник и сейчас мы его увидим. Ну-ка покажись». Достается игрушка (И) и с ней ведется диалог.
В: Ты почему не в кругу?
И: Я боюсь.
В: Чего?
И: Вас тут много, вы все такие большие… и еще я никого не знаю.
В: Ты как раз во время, мы как раз сейчас будем знакомиться.
И: Вот здорово!
В: Вот и хорошо, а ты мне поможешь. Как тебя зовут?
И: Кока.
В (участникам): Сейчас Кока будет знакомиться с каждым из вас. Когда он окажется у вас, вы ему представляетесь и называете предыдущих участников, так как Кока очень забывчивый.
Ведущий показывает, как это делается. Идет круг. Игрушка возвращается и ведущий при помощи игрушки снова по кругу называет всех участников
Примечание: диалог с игрушкой может быть самый разнообразный.
Метод «В гостях у сказки»
Цель: познакомить слушателей друг с другом, создать благоприятную атмосферу для сотрудничества
Материалы: цветные карточки (желтые и голубые) для жеребьевки, карточки с названием сказок (сценарий и список персонажей)
Проведение: Ведущий предлагает инсценировать сказку. Дает каждой команде карточку с названием сказки («Теремок», «Репка»), сценарием и персонажами. Слушатели распределяют роли. По ходу сценария сказки участники групп выходят на сцену, представляются ( говорят свою реплику, добавляя свое имя в уменьшительно ласкательной форме и хобби). Например: Я Светланка, - мышка –рукодельница. Таким образом, в игровой форме слушатели курсов знакомятся и узнают интересы друг друга.
Примечание: Формирование мини групп происходит путем жеребьевки с
помощью цветных карточек, т.к. количество участников в группах будет непропорционально.
Активные методы идентификации целей, ожиданий, опасений
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов идентификации целей, ожиданий, опасений, которые позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Метод «Дерево ожиданий»
Цель: Участники самостоятельно формулируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников. На протяжении всего семинара видят свое
продвижение вперед.
Материалы: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.
Структура работы: Ведущий заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от семинара и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед. Метод «Разноцветные листы»
Цель: Приведенное ниже упражнение лучше всего проводить в учебных группах. Участники получают возможность увязать свои собственные цели с целями остальных членов группы.
Структура работы: Ведущий предлагает участникам более четко определить цели их работы в группе. К числу целей относятся также и ожидания относительно стиля и способов работы на семинаре, групповой атмосферы и, естественно, темы занятия. На первом этапе каждый сможет выразить свои представления так, как они приходят ему в голову. На втором – вы сможете уточнить свои желания, работая в малых группах. Сначала мы будем общаться без слов. Каждый из членов группы по очереди сможет изобразить одно из своих ожиданий на висящем на стене большом листе бумаги – записать его отдельным словом, нарисовать символ или набросать рисунок. Затем он вернется на свое место, и следующий член группы изобразит что-то свое. Каждый может выходить к листу столько раз, сколько хочет, но, соблюдая при этом правило: за один раз изображать только что-то одно. Кто хотел бы начать? (Остановите этот круг, когда интервалы межу выходами участников начнут увеличиваться.)
А теперь все встаньте. Пройдитесь по комнате и выберите тех участников, с которыми вам хотелось бы поработать в четверке, чтобы более конкретно определить ваши общие пожелания… теперь объединитель в четверке и начинайте вместе планировать работу группы… Пусть каждая группа возьмет себе по большому листу бумаги и одному фломастеру. (У каждой группы должен быть фломастер своего цвета). Найдите спокойное место и попытайтесь изложить свои пожелания так, чтобы ваш список состоял из четырех пунктов. Постарайтесь выразить каждое желание как можно точнее и не забудьте расставить их в порядке значимости. Подчеркните два наиболее важных для вас пожелания.
Метод «Импровизированные цели»
Цель: Выразить цели обучения и работы. Все происходит в кругу. Цель – поощрение
спонтанности. Техника – постепенное создание «карты» целей. Участники могут подумать над тем, как цели взаимосвязаны, дополняют ли они друг друга, в чем их противоречие.
Структура работы: Ведущий предлагает участникам в течение минуты молча подумать о том, что может быть для них важной личной целью обучения и работы на этом семинаре. Объявите, что вы хотите создать вместе с группой совместную карту для дальнейшей
работы. Нарисуйте в середине плаката овал и напишите в нем название семинара. После этого начинается импровизация: каждый участник может подойти и написать свою цель (при этом, помня, что должна получиться карта). Нужно решить, на каком расстоянии от центральной темы будет располагаться каждая конкретная цель. Тот, кто пишет свою цель, может думать вслух и сообщать остальным участникам свои размышления, желания, опасения. Кроме того, можно нарисовать для своей цели подходящее оформление, можно также графически соединить свою цель с темой семинара с помощью прямых, пунктирных или извивающихся линий. Можно соединить свою цель с целями других или «привязать» ее к уже имеющимся линиям связи. Тот, кто записал свою цель, освобождает место следующему участнику. После того как все напишут по одной цели, можно внести в карту дополнительные цели участников. В конце семинара проводится обсуждение карты и осуществляется обратная связь.
Метод «Любит – не любит!»
Цель: Выяснить ожидания, опасения обучающихся для того, чтобы процесс обучения был эффективным.
Материалы: самоклеющаяся цветная бумага в виде лепестков ромашки – белая для
любит, серая – не любит, ножницы, скотч (если нет самоклейки)
Время работы: в зависимости от количества человек в группе
Структура работы: Каждый участник должен сообщить группе, что он/она ЛЮБИТ делать, а что НЕ ЛЮБИТ и написать это на соответственно белых или серых лепестках. После ответа
приклеить это к желтой серединке ромашки «ожидания» и черной середине ромашки «опасения». Тем самым у модератора появятся представления о том, какие могут быть опасения и ожидания участников от семинара.
Метод «Мишка боится, что…»
Цель: Помочь участникам высказать свои опасения вслух.
Материалы: мишка или любая другая большая плюшевая игрушка
Структура работы: Участники сидят в кругу, а с ними на стуле как участник сидит мишка. Участники по очереди берут игрушку и высказывают свои опасения, начиная, например, так: Я – Мишка и, хотя я очень большой, я тоже иногда боюсь. А чаще всего я боюсь, когда нужно
встречаться и работать с незнакомыми людьми. Во-первых, я боюсь…
Метод «Воздушные шарики»
Цель: Выяснить ожидания и опасения участников семинара; благодаря общению в парах участники чувствуют себя уверенно и комфортно.
Материалы: вырезанные из цветной бумаги шаблоны воздушных шариков и тучек, плакат,
фломастеры, скотч, листочки бумаги.
Структура работы: Ведущий заранее подготавливает ватман с нарисованным на нем человечком (учеником). Слушатели разделены по парам ( еще в «Знакомстве»), каждой паре раздается по два вырезанных из цветной бумаги воздушных шарика и по две тучки.
На первом этапе каждому участнику предлагается на одном листочке бумаги написать свои ожидания т данного семинара, а на другом написать опасения по
поводу семинара. Далее - работа в парах. Из всех написанных каждым участником ожиданий и опасений выбираются по согласованию два самых значимых ожидания и опасения. Ожидания пишутся на воздушных шариках, а опасения - на тучках. Шарики и тучки прикрепляются скотчем к общему ватману: шарики – над человечком, тучки – справа и слева от него. По мере обучения несбывшиеся тучки-опасения можно убирать.
Метод «Ладошка»
Цель: Выяснить ожидания участников от работы в семинаре
Материалы: лист бумаги формата А4, маркеры, ручки.
Время проведения: в начале работы в группах
Структура работы: Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальчике написать ответ на вопрос: «Что я ожидаю от семинара?» Затем ответы зачитываются вслух.
Активные методы представления новой информации
в ходе образовательного мероприятия
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение. Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчарта, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме
постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых
аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут
обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Метод «Мозговой штурм»
На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы,
пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них
Метод «Кластер»
Цель: концентрация внимания участников, структурирование информации
Группы: все участники.
Численность: без ограничений.
Время: 5 – 10 мин.
Материал: цветные карточки, фломастеры, скотч.
Проведение: Ведущий в ходе инпута записывает (четко и печатными буквами) основные
мысли на заранее приготовленных цветных карточках и приклеивает их на стену или флип-чарт. Таким образом, участники могут визуально следить за ходом его мыслей. К концу инпута на стене (флип-чарте) получится краткий конспект инпута.
Использованная литература:
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Электронный ресурс //
Институт международных программ РУДН.
2. Исследовательская и проектная деятельность учащихся как педагогическая
технология: Материалы открытой научно-практической конференции. –
Киров: МОУ «Кировский физико-математический лицей», 2005.
3. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование:
от замысла к открытию/ М.М.Новожилова, С.Г. Воровщиков,
И.В.Таврель/ Предисл. В.А.Бадил. – 5&е изд., перераб. и доп. – М.: 5 за
знания, 2011.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных
учреждений. 6-е изд., испр. и доп.— М.:АРКТИ, 2008.