Рабочая программа по музыке, 2 кл., на 2015-2016уч.год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
Топчихинского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО
председатель профкома
________/Н.Н.Горбунова/
ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол №__от________2015г. УТВЕРЖДАЮ
директор школы
__________/С.В.Загайнов/
Приказ №__ от_______2015г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Искусство (музыка)»
образовательная область «Искусство»
начального общего образования
разработана на основе авторской программыЕ. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
«Музыка»
2Б класса
Срок реализации: 1 год.
Разработчик:Фрибус Светлана Васильевна
учитель начальных классов
Топчиха 2015 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (музыка)» » составлена в соответствии с ФГОС НОО, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и разработана на основе авторской рабочей программы « Музыка» 2класс Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, Е.Д.Критская, - М.:Просвещение, 2011г.
Рабочая программа соответствуют учебному плану школы.
Обоснование выбора УМК
Для реализации программы по предмету используется учебный комплект: Г.П.Сергеевой,Т. С. ШмагинаЕ.Д.Критской «Музыка». 2 класс.- М.: Просвещение, 2011.
Диск – электронное приложение» Фонохрестоматия по программе 2 класс. Г.П.Сергеевой,Т.С. ШмагинаЕ.Д.Критской.
Учебниквходят в федеральный перечень учебников на 2015-2016уч.год, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Ценностные ориентиры
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Используемые технологии, формы и методы работы
Методологической основой реализации ФГОС в преподавании является системно-деятельностный подход, который позволяет сделать обучение мотивированным.Для достижения поставленных целей на уроках музыки применяю современные педагогические технологии: личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Методымузыкального обучения младших школьников:
- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- интонационно-стилевого постижения музыки;
- эмоциональной драматургии;
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении;
- создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- игры;
- художественного контекста (выход за пределы музыки).
Средства обучения: Критская Е.Д. Учебник «Музыка 2 класс» - М.: Просвещение, 2011г., фонохрестоматия для 2 класса, портреты композиторов, мультимедийные презентации, ресурсы сети Интернет.
Место в учебном плане
В соответствии с учебным планомна изучение предмета во 2 классе «Музыка» выделяется объем 34 часа -1 раз в неделю.(34 учебные недели)
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.
Гимн России.Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков).Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Обобщающий урокОбобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.
Молитва.Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов.Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».
Обобщающий урок Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.
Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Приразучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.
Проводы зимы. Встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.
Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Рольдирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Тема раздела: «В концертном зале » (5 ч.)
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Обобщающий урок.Обобщение музыкальных впечатлений второклассников
«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Природа и музыка. «Печаль моя светла».Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ пп Тема урока Дата урока Элементы содержания урока Музыкальный материал Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля
Дом. задание
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч)
1 Мелодия.
урок-путешествие 04.09. Интонационно-образная природа музык. искусства. Основные средства музыкал. выразительности (мелодия). Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Мелодия как песенное начало, которое находит воплощение в различных муз. жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского. Школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки самостоятельная работа
выполнить рисунок к произведению «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
2 Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
урок-игра
11.09. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев музыкально-поэтические традиции. Основные средства музыкальн. выразительности (мелодия, аккомпанемент). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева. «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Знать понятия: Музыкальные образы родного края, песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
устный опрос, самостоятельная работа
выучить песню «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
3 Гимн России.
урок- концерт
18.09. Гимн России как один из основных государственных символов страны. Сочинения отечествен. композиторов о Родине. Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края. «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; уметь эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, рисунке
устный опрос, самостоятельная работа
выучить гимн России
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
4 Музыкальные инструменты (фортепиано).
урок изучения нового материала
25.09. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.
Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении;
устный опрос, самостоятельная работа
писать ноты, скрипичный ключ
5 Природа и музыка. Прогулка.
урок изучения нового материала
02.10. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевал-сть, маршевость. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Уметь выразить впечатление в пении, рисунке, узнавать музык. сочинения, называть их авторов; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
6 Танцы, танцы, танцы…
Урок изучения нового материала
09.10. Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Песенность, танцевал-сть, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева. «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах
устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
7 Эти разные марши. Звучащие картины.
Урок изучения нового материала
16.10. Песенность, танцевал-сть, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкал. речи, выразительность и смысл. «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
8 Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
урок изучения нового материала
23.10. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.
«Сонная песенка». Р. Паулс, сл. Ласманиса. «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народ. песня.«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева. эмоционально откликнуться на музыкальн. произведение и выразить свое впечатление в пении; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музык. инструментах устный опрос, самостоятельная работа
петь колыбельную песню
9 Обобщающий урок 1 четверти.
Контроль знаний, умений, навыков
30.10. Обобщение музыкальных впечатлений второклассник. за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов Изученные музыкальные произведения узнавать изученные музыкал. сочинения, называть их авторов; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении; продемонстриров. знания о видах музыки, музыкальных инструментах контрольное тестирование
иллюстрирование прослушанных произведений
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч)
10 Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Комбинированный
13.11. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Колокольные звоны России.
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении; продемонстриров. знания о различных видах музыки, музык. инструментах устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
11 Русские народные инструменты.
Комбинированный
20.11. Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традицииОбобщенное представление историческ. прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая. Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». Прокофьев
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов
устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведении
12 Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Комбинированный
27.11. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.
Народные песнопения о Сергии Радонежском
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении; продемонстриров. знания о различных видах музыки, музык. инструментах устный опрос, самостоятельная работа
знать основные понятия, изученные на уроке
13 Молитва.
Комбинированный
04.12. Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие исторически сложившихся традиций.
Знакомство с творчеством отечествен. композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении; продемон. знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
14 С Рождеством Христовым! Рождественское чудо.
Комбинированный
11.12. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»,
«Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
выучить песню «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
15 Музыка на Новогоднем празднике.
урок изучения нового материала
18.12. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессионал. музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.
«Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского. узнавать изученные музыкал. сочинения, называть их авторов; участвовать в коллек. творческой деятельности при воплощении музык. образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; продемонстрир. знания о различных видах музыки, музык. инструментах устный опрос, самостоятельная работа
петь«Рождеств. песенка». Слова и музыка П. Синявского.
16 Обобщающий урок 2 четверти.
Контроль знаний, умений, навыков
25.12. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музык. впечатлений учащихся Изученные музыкальные произведения контрольное тестирование
знать изученные песни
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
17 Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Урок изучения нового материала
15.01 Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальн. и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальн. произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; продемонстрир. знания о различных видах музыки, музык. инструментах устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирован. прослушанных произведений
18 Музыка в народном стиле.Сочини песенку.
Комбинированный
22.01 Народная и профессионал. музыка. Вокальные и инструмент. импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Наблюдение народного творчества. Музыкальн. и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская».П. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
При разучивании игровых русских народных песен «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре»; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирован. прослушанных произведений.
19 Проводы зимы. Встреча весны.
Комбинированный
29.01 Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментал. исполнение плясовых наигрышей. Многообразие исторически сложившихся традиций. Праздники народов Севера. Масленичные песенки. Песенки-заклички, игры, хороводы.
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкал. произведение; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
выучить песенку-закличку
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч)
20 Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера.
Комбинированный
05.02 Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкал. театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкал. произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении; устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
21 Балет.
Комбинированный
12.02 Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете. «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
22 Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Комбинированный
19.02 представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии муз. жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам».
С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик».
П. Чайковский.
Узнавать музыкал. сочинения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкал. произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
23 Опера «Руслан и Людмила».
Сцены из оперы.
Комбинированный
26.02 Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художествен. образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы.
М. Глинка. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать знания о устный опрос, самостоятельная работа
знать понятия, изученные на уроке
24 Увертюра. Финал.
Комбинированный
04.03 Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художествен. образов. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере. «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
выучить«Песню-спор» Г. Гладкова, слова В. Лугового
Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.)
25 Симфоническая сказка.С.Прокофьев
«Петя и волк»).
Урок-путешествие
11.03 Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразител. возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художествен. образов. Основные средства музыкал. выразительности (тембр). Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование сказки С.Прокофьева «Петя и волк».
26 Симфоническая сказка.С.Прокофьев
«Петя и волк». Обобщающий урок 3 четверти.
Контроль знаний, умений, навыков
18.03 Музыкальн. инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкал. выразительности (тембр). Обобщение музыкальных впечатлений за 3 четверть.
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкал. произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах самостоятельная работа, контрольное тестирование
иллюстрирование прослушанных произведений
Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)
27 Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Урок-путешествие
25.03 Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского «Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкал. произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; устный опрос, самостоятельная работа
выучить «Песню о картинах». Г.Гладкова, слова Ю. Энтина.
28 «Звучит нестареющий Моцарт».
Урок-путешествие
08.04 Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Симфония № 40, экспозиция 1-й части.
В.-А. Моцарт.
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
рассказывать о
В. А. Моцарте
29 Симфония № 40. Увертюра.
Комбинированный
15.04 Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах
устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
30 Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган).
И все это Бах!
Комбинированный
22.04 Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).
Музык. речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями немецкого композитора И.-С.Баха. «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»;
менуэт из Сюиты № 2;
«За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа;
хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкал. произведение и выразить свое впечатление в пении, игре; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах
устный опрос, самостоятельная работа
иллюстрирование прослушанных произведений
31 Все в движении. Попутная песня.
Комбинированный
29.04 Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкал. выразительности (мелодия, темп).
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис— В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, сл. Кукольника. «Песня жаворонка». П. Чайковский. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
выучить песню «Жаворонок». М. Глинки,
сл. Н. Кукольника
32 «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда.
Урок-путешествие
06.05 Песня, танец, марш. Основные средства музык. выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкал. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель».
Д. Кабалевский.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
выучить песню «Пусть всегда будет солнце».
А. Островского, слова Л. Ошанина.
33 «Природа и музыка». «Печаль моя светла». «Первый».
Комбинированный
13.05 Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Многозначность музыкал. речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкал. выразительности (мелодия, лад). Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский
устный опрос, самостоятельная работа
знать изученные на уроке понятия: мелодия, лад.
34
«Мир композитора». (П.Чайковский, С.Прокофьев).
Могут ли иссякнуть мелодии?
Контроль знаний, умений, навыков Урок-концерт
20.05 Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторовС.Прокофьева, П.Чайковского).
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова. «Большой хоровод».
Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
обобщение музыкальных впечатлений 2-классников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах устный опрос, самостоятельная работа
выучить песню «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта
5 МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе.
Критская Е.Д. Учебник «Музыка 2 класс». - М.: Просвещение, 2012.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы. ФГОС Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Оборудование и приборы.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Сканер
Дидактический материал.
Портреты композиторов.
Цифровые образовательные ресурсы:
Фонохрестоматия для 2 класса Сергеева Г.П., Критская Е.Д.М.
Презентации к урокам.
Интернет-ресурсы
http://www.prosv.ru/https://my.1september.ru/ сайт "Я иду на урок начальной школы"/
www. nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования https://my.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.rusedu.ru/ Архив учебных программ и презентаций.
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал.
http://pedsovet.su/ Сообщество взаимопомощи учителей.
6.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ.
№ п\п № урока Дата проведения по плану Дата фактического проведения Причина(приказ № … от ...)