Школа России изо ,2кл., 2015-206уч.год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
Топчихинского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО
председатель профкома
________/Н.Н.Горбунова/
ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол №__от________2015г. УТВЕРЖДАЮ
директор школы
__________/С.В.Загайнов/
Приказ №__ от_______2015г.
Рабочая программа
по учебному предмету «изобразительное искусство»
образовательная область «ИСКУССТВО»
начального общего образования
2, 3, 4 классы
составлена на основе
авторских программ «Изобразительное искусство. 1-4 классы под ред. Б.М. Неменского
ФГОС
срок реализации 1 год
Разработчик
учитель начальных классов
Фрибус Светлана Васильевна
Топчиха 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2009/, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Москва, Просвещение, 2010/, на основе авторских программ: «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.; Москва, «Просвещение», 2012 г.
Рабочая программа соответствуют учебному плану школы.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК
2 класс обучается по УМК «Школа России», в перечне учебных пособий которого находится учебник под ред. Б.М. Неменского.
Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплект, включающий учебник: Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Под редакцией Б.М. Неменского.- М.: «Просвещение», 2013 г.,
Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253).
Принципиальной особенностью данных УМК является их направленность на углубление общеобразовательной подготовки, развитие основных познавательных процессов и повышение уровня обшей культуры обучающихся. В соответствии с данной особенностью все программные вопросы рассматриваются в учебниках не в узкопрактическом или специальном технологическом плане, а на более широкой культурологической платформе, на основе творческой самостоятельной деятельности учащихся.
К особенностям авторского УМК следует отнести:
• практико-ориентированную направленность содержания обучения;
• формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества.
Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство. Ты и искусство» раскрывает связь чувств, эмоциональных и нравственных переживаний с их выражением в искусстве;
Учебник используется в соответствии с рекомендациями авторского коллектива.
Цель учебного предмета: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи художественного развития учащихся во 2 –х классах
-развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира;
-формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание), к традициям народной культуры (патриотическое воспитание);
-формирование представлений о трёх видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;
-формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
-начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
-формирование навыков работы с красками, графическими материалами, а также создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги;
-развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми и миром, поддержка и развитие его индивидуальности, развитие у детей активного интереса к жизни, наблюдательности и фантазии;
-формирование навыков учебного сотрудничества в процессе художественно-практической созидательной деятельности;
-развитие аналитических способностей глаза, пространственного мышления, способности структурировать целостную форму и видеть соотношения её частей (пропорций).
.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, глина, пластилин, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение элементарных творческих проектов. Для этого используется работа со словарями, ведётся поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
На уроках предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Средства художественной выразительности (осваиваются учащимися на всём протяжении обучения):
- форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Формы представления результатов: выставки детских работ, предметная неделя искусства, портфолио. Результаты художественной деятельности обучающихся определяются на уроках обобщения в конце каждой четверти по итогам выставки творческих работ.
Тема 2 класса – «Искусство и ты». Художественное развитие ребёнка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе-злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. Е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.
Используемые технологии, формы и методы работы
Методологической основой реализации ФГОС в преподавании является системно-деятельностный подход, который позволяет сделать учение мотивированным.
Используемые технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникационые, здоровьесберегающие.
Методы обучения: словесные, наглядные, демонстрационные, практические, проблемного обучения (постановка проблемного вопроса), метод проектов.
Формы организации учебного занятия (подробнее см. Пояснительную записку): индивидуальное практическое творчество и коллективная творческая деятельность (в парах, группах).
Все уроки являются по виду практическими.
Средства обучения: УМК, иллюстративный демонстрационный материал, презентации учителя по темам, мультимедийные средства, интернет-ресурсы - ссылки на интернет-сайты и др. (см. Материально-техническое обеспечение).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего за год 34 часа в каждом классе.
В данные рабочие программы внесены изменения в количество часов для того, чтобы завершенность четверти и тема блока четверти совпадали (вместо одного часа – два, в связи с резервным часом в четверти, либо на 1 час меньше путём уплотнения темы урока. См. таблицу «Содержание тем курса»).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностные результаты:
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Познавательные УУД:
•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
•овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД:
•умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
•умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Коммуникативные УУД:
•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
•  умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
•освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве
Дети должны:
- проявлять интерес к окружающей жизни, испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней;
-понимать, что художник обязательно стремится выразить своё отношение к тому, что видит, к тому, что изображает, украшает и строит;
-учиться вглядываться в природу, видеть её красоту глазами Мастеров Изображения, Украшения и Постройки;
-учиться видеть в жизни и в искусстве, выражать в своём творчестве проявления добра и зла в отношении к природе и к людям;
-проявлять отзывчивость к выразительности цвета, формы и линии в природе;
-уметь видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры;
-ощущать эмоциональные связи между целями собственной деятельности и творчеством художников в области изображения, украшения и постройки;
-учиться быть чуткими и гуманными по отношению к человеку, животным, растениям;
-учиться понимать, что природа эмоционально воздействует на человека;
-учиться испытывать наслаждение от созерцания красоты цвета, ритмов в природе и в произведениях искусства;
-учиться испытывать чувство удивления и восхищения от сочетания в природных объектах и в произведениях искусства гармоничных и пропорциональных объёмов;
-учиться эстетически относиться к художественным произведениям, уважать личность художника, стремиться постичь язык искусства.
Формирование художественно-творческой активности
Дети должны:
-учиться понимать особенности трёх сфер художественной деятельности (изобразительной, конструктивной и декоративной);
- учиться понимать, как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях;
-активно включаться в художественную деятельность по созданию художественного образа средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, проявляя инициативу, фантазию, воображение;
-включаться в творческую работу по освоению возможности цвета, линии, формы, объёма, а также по освоению выразительности художественных материалов и возможности художественных инструментов;
-испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта;
-стремиться экспериментировать с различными материалами по созданию художественных образов;
-стараться творчески воспринимать человека в искусстве и жизни, уметь сопоставлять его внутренний и внешний облик;
-иметь представление о выразительных возможностях цвета, линии, пятна, композиции, фактуры, движения, ритма и т.д.;
-проявлять творческую активность в коллективных формах работы;
-учиться выражать собственные представления о содержании искусства и воспринимать оценочные суждения сверстников;
-стремиться к художественно-творческой деятельности во внеурочное время.
Формирование художественных знаний, умений и навыков
Дети должны:
-знать о существовании трёх сфер художественной деятельности и их единстве, о том, что, изображая, украшая и строя, художник передаёт своё отношение к предмету или явлению;
-знать о роли фантазии в искусстве, о связи фантазии и реальности;
-иметь представления о многообразии природных форм, их рациональности и красоте;
-знать о том, что существуют основные и составные цвета;
-знать о том, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, пятна в своём творчестве;
-знать несколько имён художников и произведений из приведённых на страницах учебника;
-уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому;
-иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
-иметь навыки работы гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелкими, другими графическими материалами;
-иметь навыки построения композиции на всём листе;
-уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
-учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
-развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
-совершенствовать умения владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, свободно заполнять изображением весь лист;
-уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
-учиться сочетать объёмы для создания выразительности образа;
-учиться эмоционально строить композицию с помощью ритма линий, объёмов, их движения;
-учиться творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, т.е. творчески сотрудничать).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Искусство и ты. 2 класс. 34 часа
№ пп Название раздела, темы уроков Кол-во час. по авт.программе Кол-во час факт
1 Как и чем  работают художник
Три основные краски – желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы)
8 9
2 Реальность и фантазия Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
7 7
3 О чём говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) 11 10
4 Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года 8 8
Всего 34 34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса Изобразительное искусство
для 2 «» класса
на 2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 2 класса составлена на основе авторской программы (Авторы: Куревина, Е. А. Лутцева. Образовательная система «Школа России». Сборник программ. Основная школа. Начальная школа. (М.: Баласс, 2008). .) Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС второго поколения, рассчитана на 34 часов в год ( 1час в неделю) и обеспечена учебниками для 2 кл
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно- практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школы России» и решают задачи, связанные с :
- формированием общего представления о культурно- материальной среде;
- формированием эстетического компонента личности;
- начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно- творческой деятельностью.
Курс развивающее – обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно – творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса:– расширение общекультурного кругозора учащихся;– развитие качеств творческой личности, умеющей:а) ставить цель;б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;– формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла. Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.Программный материал отражает требования обязательного минимума содержания образования по трудовому обучению. Программа состоит из двух блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются. Второй блок – художественно- творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок – трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности. На основе такого подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствют единым требованиям: эстетичности, практической значимости (личная или общественная), доступности, а также – целесообразности, экологичности.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приемов изобразительной деятельности; в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по изготовлению изделий. Предлагаемые виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы и т.п.
Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд. Методическая основа курса – организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей. Репродуктивным остается только освоение технологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений. Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей: от перессказа до презентации. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих проектов обобщающего характера. № п/п Трудовая деятельность
I 1. О материалах. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон, пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность; плотность, влагонепроницаемость, коробление (для бумаги и картона).Сбор и сушка природного материала. Выявление эстетического в простом материале.2. Организация рабочего места при работе с разными материалами (с помощью учителя).3. Об инструментах и приспособлениях. Ножницы и шаблон.4. О правилах пользования инструментами: кисточкой, ножницами.
II О конструкции. Однодетальные и многодетальные изделия, неподвижное соединение деталей.Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала.
III Компоненты технологии.Разметка сгибанием, свободным рисованием, по шаблону, трафарету. Использование предметной инструкции.Разделение заготовки на части отрыванием, разрыванием по линии сгиба, резанием ножницами.Соединение деталей: неподвижное клеевое (наклеивание мелких и средних по размеру деталей).Отделка (изделия, деталей): рисование, аппликация, вышивка.
Общетрудовые умения: самостоятельная организация рабочего места в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя проведение анализа образца (задания) с опорой на чертеж, рисунок, схему, инструкцию; планирование последовательности выполнения практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).Понятия:1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, движение, жанры, правда и правдоподобие.2. Технико-технологические: конструкция, чертеж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.3. Художественно-изобразительные: иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация.
Личностными результатами изучения курса «ИЗО» во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «ИЗО» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-договариваться сообща;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности:
Знать:
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

п/п
(кол-во часов)
Тема
Планируемые результаты Информационные ресурсы Дата
Личностные
Обучающийся получит возможность для формирования знаний Метапредметные УУД(работа с текстом)
Обучающийся научится: Предметные
Обучающийся научится: ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч)
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Как и чем работает художник? (9 ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
1
(1ч.) Три основных цвета –жёлтый, красный, синий. Поляна цветов. Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Использование текста правил работы с красками гуашь и акварель; смешение трех основных цветов; Дем-ые: живые цветы, таблицы «Смешение красок»; музыка Чайковского из балета «Спящая красавица»
04.09
2
(1ч.) Белая и черная краски. Природная стихия (без предварительного рисунка) Знакомство с выразительные возможностями цветовой палитры; развиватие изобразительные навыки; развиватие умения видеть красоту и разнообразие красочных смесей. Расширение знаний о живописных материалах. Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Демонстрационные: слайды с явлениями природы, репродукции картин И. Левитана и др., практический показ смешения цветов; П.И. Чайковский. Осенняя песня. Октябрь. 11.09
3
(1ч.) Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Осенний лес.
Знакомство с новыми художественными материалами,знакомство с вариантами построения композиций; Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Ее выразительные возможности. Толстые и тонкие, подвижные и тягучие линии. Работа с дополнительной литературой Рисовать по представлению; смешивать краски. Обсуждение вариантов изображения деревьев; развитие практических навыков; Демонстрационные: слайды с явлениями природы, репродукции картин И. Левитана и др., практический показ смешения цветов; П.И. Чайковский. Осенняя песня.
Октябрь.
18.09
4
(1ч.) Выразительные возмож-ности аппликации. Создание в технике аппликации коврика.
Развитие эстетического восприятия; понятия «ритм, пятно»;
Подготовка творческих сообщений Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.
Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. Развивать творческие навыки; учиться работать в коллективе Слайды осеннего леса; асфальта с осенними листьями; осенние листья; Чайковский. Сентябрь, вальсы Шопена. Цветная бумага, листья, клей, ткань, нитки, ножни-цы, бумага или холст. 25.09
5
(1ч.) Выразительные воз-можности графических материалов.
Зимний лес. Тушь Знакомство с выразительными возможностями линии, точки, темного и белого пятен; Знакомство с различными техниками работы графическими материалами;
Творческое сообщение Что такое макет? Материалы для макетов. Работа с бумагой (склеивание, скручивание, надрезание, сгибание). Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка Понимание образной характеристики линий: колючие, весёлые, злые, тихие и т. д.) Техника изображения дерева. Приёмы получения тонового пятна. Изображение зимнего дерева графическим материалом (углём) по впечатлению и по памяти. Слайды и фото зимнего леса, репродукции картин с изображением зимнего леса. П. Чайковский. Де-
кабрь. Святки. Г. Гладков. Колыбельная.Черная гуашь, тушь, перо, палочка, тонкая кисть, белая или тонированная бумага, уголь. 02.10
6
(1ч.) Выразительность материалов для работы в объеме. Лепка из пластилина.
Животное родного края. Плоскостное и объёмное
изображение (различия).
Понятие «скульптура». Лепка из пластилина из одного большого куска путём вытягивания и вдавливания. Творческое сообщение о животных родного края Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. Образцы малой пластики, репродукции работ В. Ватагина, выразительные объёмы природных материалов (корни, камни, коряги). С. Прокофьев. Петя и Волк. Пластилин, стеки, дощечки, салфетки тканевые. 09.10
7-8
(2ч.) Выразительные возмож-ности бумаги. Конструирование.
Игровая площадка. Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Обсуждение выразительных возможностей материалов, которыми работают художники.
Составлять композицию, последовательно её выполнять.
Слайды произведений архитектуры, фото макетов или макеты прошлых лет, выполненные учениками, методические таблицы. Бумага,
тонкий картон,
ножницы, клей. 16,23.10
9
(1ч.) Неожиданные материалы (обобщение темы). Праздничный город. Серпантин, конфетти. Приемы конструирования из бумаги; создание макетов;
Схемы для работы в технике «Оригами»-поиск и изучение дополнительной литературы Развиватие навыков работы в технике бумажной пластики; Слайды, фото украшенного города, аппликации из засушенных растений. Д. Шостакович. Праздничная увертюра. Клей, ножницы, серпантин, конфетти, сухие травы, песок, крупа и т. д. 30.10
Реальность и фантазия (7 ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
10
(1ч.) Изображение и реальность. Изображение животного. Рассматривание животных, умение видеть их красоту, обсуждение особенностей различных животных. Вглядываться в животных и видеть их красоту: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластику переходов одной части тела в другую и т.д. Обсуждение характерных осо-бенностей животных; Особенности животных, пропорциональные соотношения частей тела. Рисование по памяти или представлению животного Фото с изображениями животных, иллюстрации художников – анималистов.К. Сен-Санс. Карнавал животных. Гуашь, цветная бумага, для фона, кисти. 13.11
11
(1ч.) Изображение и фантазия. Сказочное несуществующее животное. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. (творческое сообщение) Творческие умения и навыки работы с гуашью. Фото и репродукции с изображениями реальных и фантастических животных. М. Глинка. Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила».Гуашь, кисти, большой лист бумаги. 20.11
12
(1ч.) Украшения и реальность. Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы. Видеть красоту в природе, учится у природы, развитие наблюдательности. Построение композиции и рассказ о замысле Изображение
паутинок, снежинок
при помощи
графических
элементов (линий,
точек, кружочков и т д.) по памяти. Слайды, фото объектов природы, ветки деревьев. С. Прокофьев. Утро. Вечер. Дождь и радуга. Уголь, тушь или гуашь (одного цвета), палочка, тонкая кисть, бумага
27.11
13
(1ч.) Украшения и фантазия. Кокошники.
Иметь представление, что такое кокошник, кто носил кокошники, как их укра-шали. Что такое орнамент? Преобразование природ-ных форм для создания различных узоров, орна-ментов, украшающих предметы быта. Творческое сообщение « История появления женского кокошника», значение слова «кокошник» Изготовление и украшение кокошника. Создание украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека. Фото пуховых платков, кружев, образцы кружев. Перо, палочка, гелевая ручка, бумага
04.12
14
(1ч.) Постройка и реальность. Морской аквариум. Природные сообщества и конструкции. Природные конструкции: соты, ракушки, домик улитки, подсолнух, головка мака, стручки гороха и т.д.
Природа сама, без участия человека создаёт свои конструкции, а человек учиться у природы, изучая её. Роль Постройки в быту человека; чувство композиции; навыки конструирования из бумаги. Творческая работа «Самые необычные постройки на земле»
Создание макетов аквариумных рыбок. Творческие умения и навыки работы с гуашью. Слайды различных природных построек; Бетховен. Менуэт (часть 2 Сонаты № 20); Моцарт. Турецкий марш; Кабалевский. Рондо-марш. Бумага, ножницы, клей.
11.12
15
(1ч.) Постройка и фантазия. Рисование фантастического здания. Создание рассказа о Природе, как образе мудрого учителя; увидеть в примерах архитектуры природные аналоги; Творческая работа (сообщение) «Самые необычные постройки на земле» Создание макета сказочного замка Слайды или фото зданий, построенных знаменитыми архитекторами; слайды или фото природных конструкций. Плотная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.
18.12
16
(1ч.) Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).Конструирование елочных игрушек.
Создание и украшение елочных игрушек из бумаги, салфеток, ниток, пластика и т.д.
Творческий рассказ о истории создания елочных игрушек
Рисование с натуры ёлочных украшений. Создание коллективного панно.
Детские работы за четверть, методические таблицы, пособия по бумажной пластике. Шостакович. Фрагмент «Праздничной увертюры».Бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь.
25.12
О чем говорит искусство (10 ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
17
(1ч.) Изображение природы в различных состояниях. Контрастные состояния моря. Формируем представление о природе. Природа тоже имеет характер. Она может быть, то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной – мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам. Индивидуальная работа. Творческая презентация, содержащая репродукции известных художников с морскими пейзажами Создание морского пейзажа Слайды с изображением различного состояния моря, репродукции картин Айвазовского, Ван-Гога, Моне. Римский-Корсаков. Окиян-Сине море. Шехерезада. Дебюсси. Сады под дождем. Акварель, кисти, большие листы бумаги.
15.01
18
(1ч.) Изображение характера животных. Любимая кошка. Всё живое имеет свой образ, характер, настроение.Чувствовать и выражать в изображении характер животных. Рассказ о строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши, и т.д.). Творческая работа-создание презентации с рисунками любимых животных. Создание рисунка кошки. Защита презентации Работы художников-анималистов, методические пособия, фото кошек. К.Сен- Санс. Карнавал животных. Бумага, карандаш.
22.01
29.01
19
(1ч.) Изображение характера человека. Женский образ. Мимика лица, движение рук, выражающих эмоции. Умение по выражению лица определять его отношение к окружающим, учиться отражать это в рисунке.
Творческая работа-создание презентации с рисунками женских лиц. Рассказ о авторах рисунков. Портрет мамы. (выставка рисунков) Репродукция картины Врубеля «Царевна-Лебедь».
Гуашь, пастель, бумага белая или тонированная. 05.02
20
(1ч.) Изображение характера человека .Мужской образ. Черты характера доброго и злого человека. Обмен мнениями Творческая работа-создание презентации с рисунками мужских лиц. Рассказ о авторах рисунков. Портрет папы, дедушки, брата. (выставка рисунков) Слайды произведений В. Васнецова, метод. Таблицы. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане. Гуашь, кисти, оберточная бумага или «левая» сторона обоев.
12.02
21
(1ч.) Образ человека в скульптуре. Сказочный образ. Характеры сказочных героев, отражение его на поведении, в одежде. Сообщение на тему « Как определить по рисунку сказочность изображенного героя» Портрет бабы Яги Слайды произведений Васнецова. Врубеля, И. Билибина, методические таблицы Гуашь, кисти, тонированная бумага.
19.02
22
(1ч.) Человек и его украшения. Украшение заготовок мужского оружия или женских украшений. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор, красавица или пугало, обвешанное побрякушками). Учимся выглядеть красиво. Творческая презентация, содержащая в рисунках историю женского и мужского костюма-наряда. Мальчики создают щит и расписывают его согласно правилам оформления. Девочки создают украшения для костюма Слайды кружев, старинного женского костюма, фрагментов деревянной резьбы, старинного оружия. Гуашь, тонкие кисти, заданные формы. 26.02
23
(1ч.) О чем говорят укра-шения. Украшение двух, противополож-ных по намерению флотов. Создание панно «Морские пираты» с использованием полученных знаний о оформлении пиратских кораблей Творческая презентация с иллюстрациями к рассказам о пиратах Защита проектов созданных панно Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина. Склеенные листы ватмана или обои, цветная бумага, гуашь, клей, булавки, кисти разные. 04.03
24-25
(2ч.) Образ здания. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Показать образы зданий в окружающей жизни. Индивидуальная работа. Развивать творческую фантазию. 11.03
26
(1ч.) В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обощение темы). Здание для сказочного героя. Понимание возможности выражения своих чувств через архитектуру; Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.
Показать, что образ здания напрямую связан с его назначением; Творческое сообщение на тему «Где живет змей Горыныч» Развивать творческую фантазию через создание домика для сказочного героя, развивать умение работать в коллективе; Фото старинных русских зданий, европейских соборов, современной архитектуры (например Гауди). Бумага, карандаш, гуашь, кисти или пастельные мелки. 18.03
Как говорит искусство (8 ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
27
(1ч.) Тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Угасаюший костер на фоне ночного неба или перо Жар-птицы. Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Представление о тёплом и холодном. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета. Смешение красок. Толкование слова «Контраст» в дополнительных источниках Выполнение по выбору. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, используя контрастные цвета. Методические пособия, слайды с изображением природы с цветовыми контрастами, репродукции картин Врубеля «Шестикрылый Серафим», «Сирень». Большие листы бумаги, гуашь, крупные кисти. 25.03
28
(1ч.) Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Понимать, что такое «глухие» и «звонкие» цвета Понятие «глухие» и «звонкие» цвета в дополнительных источниках знаний. Сообщение на уроке Создание весеннего пейзажа Слайды с изображением весенней земли, методические пособия по цветоведению. Э. Григ. Утро. Весна. Стихи о ранней весне. Гуашь, кисти, листы А-3. 08.04
29
(1ч.) Что такое ритм линий? Изображение весенних ручьев на фоне земли.
Понятие, что такое «ритм линий». Эмоциональное звучание линии. Как средства характеристики изображаемого. Ритмическая организация листа с помощью линий. Понятие ритма. Изменение ритма линий меняет содержание работы. Творческая презентация с рисунками листьев Изображение ритма стволов деревьев и травы, ручейков.
Слайды с изображением весенней земли, методические пособия по
цветоведению.
Э. Григ. Утро. Весна. Стихи о ранней весне. Гуашь, кисти, листы А-3.
15.04
30
(1ч.) Характер линий. Изображение нежных или молодых веток. Плачущая ива, кудрявая береза, колючая роза- применение линии, как средства выражения впечатления увиденного. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые и т. д. Творческая презентация с рисунками и фото деревьев и веток деревьев Рисунок березовой рощи Фото с изображением крупных веток березы, сосны, дуба. Сами ветки. Японские трехстишия-хокку. Гуашь, тонкие кисти, палочка, уголь, сангина, листыА3 22.04
31
(1ч.) Ритм пятен. Аппликация. Создание изображения ритмично летящих птиц. Знакомство с ритмом пятен, как со средством выразительности; сравнить ритм пятен с музыкальными ритмами; учить создавать ритм в изображении; Нахождение понятия «ритм пятен» в дополнительных источниках информации для дальнейшего сообщения на уроке. Создание изображения ритмично летящих птиц.
(от изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция) Репродукции картин, методические пособия. Э. Григ. Птичка. Цветная бумага, клей. 29.04
32
(1ч.) Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций. Знакомство со средством художественной выразительности-пропорцией; понимать, как от пропорций зависит образ предмета; Объяснять слово «пропорция»,разный характер пропорций (атлет – гимнастка, слон – жираф). Образы индюка с разными характерами пропорций. Фото или слайды животных (сказочных и реальных). Пластилин, стеки, дощечка; цветная бумага, впитыва-ющая бумага, клей, ножницы, салфетки. 06.05
33
(1ч.) Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Весна. Шум птиц. Обобщение темы четверти. Творческая презентация на тему «Весна» Создание коллективного панно. «Весна.Шум птиц» Слайды или фото видов весенней природы; детские работы прошлого года, выполненные на тему «Весна». Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. 13.05
34
(1ч.) Обобщающий урок года. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты. Понятие слова «монотопия» для сообщения на уроке Коллективные работы, выполненные в учебном году, репродукции картин художников. Музыка Чичкова «Шелковая кисточка». Бумага, гуашь, кисти. 20.05
Оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнуть лист пополам и плотно сжать. Развернуть, и мы увидим необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во Примечания
1 2 3 4
1. Книгопечатная продукция
1. Программы «Изобразительное искусство» Д 2. Авторские рабочие программы по изобразительному искусству Д Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2012 г
3.
Учебники Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Под редакцией Б.М. Неменского.- М.: «Просвещение», 2011 г.,
4.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) Д Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2012 г. http://school-russia.prosv.ru/
2. Печатные пособия
5. Репродукции Д Пейзажи: И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, И.Айвазовского, А. Саврасова, К. Юона, И. Грабаря, Н. Рериха, В. Поленова, Ф. Васильева, В. Ван Гога, А. Рылова, А. Пластова
Натюрморты: И. Хруцкого, И. Машкова, И. Грабаря, Т. Мавриной, К. Петрова-Водкина,
Портреты: О. Кипренского, М. Врубеля, И. Тропинина, В. Серова и др.
Бытовой жанр: Ф. Решетников, З. Серебрякова, В. Суриков и др.
Исторический жанр: В. Суриков
Произведения архитектуры;
скульптурные произведения С. Конёнкова;
изображения скульптурных работ анималиста В. Ватагина, графические рисунки животных В. Серова, Т. Мавриной
Репродукции В. Васнецова.
Таблицы (Гжель, Жостово, Дымково, Каргопольская, Филимоновская игрушка, Городец, Хохлома, Полхов-Майдан), костюм
6. Иллюстрационный материал (репродукции) Д 7. Схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, птиц, человека (таблицы, альбомы) Д 8. Альбомы и таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, одежде Западной Европы Д 3. Технические средства обучения (ТСО)
9. Мультимедийный компьютер Д 10. Мультимедиа проектор Д 11. Экран Д Минимальные размеры 1,25х 1,25
12.
13. Диски DVD, CD
Учебные фильмы Д - по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям
«Рисунок» 1-2 фильм
«Акварель»
«Гравюра» 1-2 фильм
«Пейзаж»
«Портрет»
«Рождение картин»
«Народное искусство»
4. Информационно-коммуникационные средства
14.
15. Сайты в помощь учителю
Сайты для школьников
Сайты музеев ИКТ и ЦОР:
http://fcior.edu.ru/http://school-collection.edu.ru/http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=34
http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о живописиwww.ellada.spb.ruhttp://www.vasnecov.ruhttp://www.tretyakovgallery.ru/http://www.hermitagemuseum.org/http://www.pushkinmuseum.ru/http://louvre.historic.ru/http://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/-видеоэкскурсии
5. Экранно-звуковые пособия
16. Аудиозаписи по музыке
Д Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса и на электронных носителях
6. Учебно-практическое оборудование (каб. 2)
17. Краски акварельные К 18. Краски гуашевые К 19. Тушь П 20. Бумага А3, А4 П 21. Бумага цветная К 22. Фломастеры К 23. Восковые мелки К 24. Пастель П 25. Кисти пони, коза № 10 К 26. Кисти синтетика,беличьи№5, 8 К 27. Кисти щетина № 6, 9-10 К 28. Емкости для воды К 29. Стеки (набор) К 30. Пластилин К 31. Клей К 32. Ножницы К 7.Модели и натурный фонд
33. Муляжи фруктов (комплект) Д 34. Муляжи овощей (комплект) Д 35. Гербарии Ф 36. Деревянные геометрические тела Д Лист внесения изменений
№ пп Дата урока по плану Дата проведения по факту Содержание корректировки
(тема урока) Обоснование проведения корректировки Реквизиты документа (дата и № приказа)