Проблемы и особенности преподавания истории и обществознания для глухих и слабослышащих обучающихся.
Проблемы и особенности преподавания истории и обществознания для глухих и слабослышащих обучающихся.Подготовила: преподаватель ГБПОУ ВО «НМТ»Вострикова Н.А.
Подлинно социальное государство не только обязано обеспечить инвалидам достойную жизнь и равные возможности, но крайне заинтересовано в их способностях и человеческих качествах. Люди с инвалидностью нужны России не меньше, чем Россия нужна им.
Качество образования учащихся с нарушением слуха всегда волновало учёных и педагогов, ибо от того, как оно поставлено, во многом зависят результаты обучения и воспитания.
Методы и технологии обучения, рассчитанные на «типичного» или «среднего» студента являются неподходящими для студентов с нарушением слуха.В педагогическом процессе должна обеспечиваться максимально комфортная и адаптированная программа обучения.
Проблемы:Большая наполняемость групп, затрудняет преподавателю в полной мере уделить внимание каждому студенту;проблема совмещения адаптированной программы с рабочей программой среднего образования для слышащих студентов;отсутствие учебно-методического обеспечения ориентированного на обучающихся с нарушением слуха совместно с обучением со слышащими студентами.
Письмо и чтение для слабослышащих являются самым полноценным средством овладения знаниями в отличие от остальных студентов. Возникает трудность в преподавании истории и обществознания, где устная речь является основой понимания этих предметов.Значительная роль в педагогической деятельности играют наглядные средства, которые должны раскрывать его содержание.Особое значение имеют наглядно- действенные средства и приёмы, помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлечённом уровне обобщений.
У учащихся с нарушением слуха нарушены процессы анализа и синтеза, отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, затруднено осмысленное запоминание материала.Суждения отличаются упрощённостью и конкретностью;слабослышащие студенты плохо овладевают умением устанавливать логические зависимости явлений и событий.
Образность- необходимая предпосылка научности и прочности исторических знаний, поэтому много внимания нужно уделять образному изложению и его приёмам.Образовательно-воспитательная эффективность, определяется сочетанием ярких зрительных впечатлений и действий.Процесс преподавания у слабослышащих строится на рисунке, макете, натуре и носит занимательный характер.
Чтобы удовлетворить стремление студентов видеть результаты своего труда, в познавательную деятельность необходимо включать больше действий и заданий практического характераРазнообразие методов и приёмов обучения-средство решения образовательно-воспитательных задач.Для эффективности обучения сам урок должен быть наглядным.Заполнение контурных карт и схем дают возможность запомнить историко-графические термины и наглядно объяснить историческое событие.
Важными средствами, помогающими добиваться сознательного усвоения исторического материала служат технические средства обучения.Теоретический материал по каждой изучаемой теме обязательно создаю в электронном виде.Для итоговой аттестации обязательно разработаны тесты разных уровней.
Позволяют снизить нагрузку при проведении занятий:Представление материала малыми дозами;Немногословность, чёткость изложения, отсутствие лишних слов;Обучение работе со зрительными образами;Тренировка умения выделить главное: составление конспектов, таблиц, схем.
Неотъемлемой частью работой со слабослышащими студентами является словарная работа.Раскрыть значение слов, терминов, выражений, фраз, необходимых для понимания материала;ввести новые понятия в активный фонд речи студентов;развить письменную речь.
Процесс инклюзивного обучения, является продуктивным:Повысился интерес к предмету в силу осознания его практической значимости для будущей жизни;качество знаний повышается за счет возможности учится друг у друга;осознанием себя частью общества.
Спасибо за внимание!