Изложение.близкое к тексту в 9 классе Михайловские рощи

МБОУ СОШ2 Пузырева А.С.







Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:

«Изложение «Михайловские рощи»



















Тема: Изложение «Михайловские рощи»
Класс: 9

Цели:
Образовательная: закрепить умение передавать содержание текста;
Развивающая: развить письменную речь учащихся; развить умения составлять план текста;
Воспитательная: воспитать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Средства обучения: Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс / Авт.-сост. О.М. Александрова, И.В. Корнута. – М.: Дрофа, 2004.
Портреты пушкинской эпохи. Картины с изображением Михайловского.
Школьная доска.
Тип урока: Урок развития речи.


План урока:
Организационный момент.
Сообщение о цели урока.
Чтение текста учителем.
Словарная работа.
Составление плана текста.
Пересказ текста по плану учеником.
Чтение текста учителем второй раз.
Запись чернового варианта изложения.
Запись текста изложения в тетрадь.
Сбор тетрадей.
Подведение итогов урока.







Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует.
Ученик: Сегодня в классе все.

Сообщение о цели урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем писать изложение. Этой работой мы будем развивать письменную речь, закрепим умения передавать содержание текста. Поэтому откройте тетради, запишите число и название изложения «Михайловские рощи».

Чтение текста учителем.
Учитель: «Михайловские рощи»
Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в вековой лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебельки и прочёл почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».
Что это? спросил я возницу.
Он улыбнулся.
Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.
Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.
В высокой липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках маленькая весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.
В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.
С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.
(По К. Паустовскому. Михайловские рощи.) (320 слов.)

Словарная работа.
Учитель: Какие непонятные слова встретились вам в тексте. Давайте объясним их.
Вьюнок вьющееся растение (трава или кустарник) с бело-розовыми цветками.
Сень (стар,; ж. р.) защита, покровительство.
Возница (м. р.) тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер.
Вереск (м. р.) низкий вечнозелёный кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.

Составление плана текста.
Учитель: Составим план текста. (Учащиеся совместно с учителем составляют план). Прочитайте.
Ученик: План.
Дощечка, заросшая вьюнком.
Всюду звучали пушкинские строфы.
В липовой аллее часто сидела внучка Анны Керн.
Могила, известная всему человечеству.
С могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы.

Пересказ текста учеником.
Учитель: Пользуясь планом перескажите текст.
Ученик: Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебельки вьюнка и увидел почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я»
- Что это? – спросил я.
- Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.
Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.
В липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.
В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.
С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.

Чтение текста учителем второй раз.
Учитель читает текст второй раз.

Запись чернового варианта изложения.
Ученики пишут черновой вариант изложения.


Запись текста изложения в тетрадь.
Ученики переписывают изложение с черновика в тетрадь.

Сбор тетрадей.
Ученики собирают тетради с изложением.

Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня мы писали изложение. Что было сложного в этой работе?
Ученик: Сложности были в передаче содержания текста.






Љђ Заголовок 1Љђ Заголовок 2Љђ Заголовок 3Љђ Заголовок 4Љђ Заголовок 5Љђ Заголовок 6Љђ Заголовок 7Љђ Заголовок 8Љђ Заголовок 915