Конспект урока подготовки к подробному изложению в 7 классе
Тема: Изложение с творческим заданием. Текст
Предмет: русский язык
Класс: 7
Количество часов: 2
Цель:
Образовательная:
Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.
Развивающие
Развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти,
Развитие устной и письменной речи.
Воспитательные
Воспитание нравственных качеств: памяти, жертвенности.
Развитие творческих способностей.
Этапы урока
Цель этапа
Методы и приемы
Цели методов и приемов
Вызов
Актуализация каждого ученика.
Актуализация знаний.
Развитие речи.
Развитие логического мышления.
Синквейн
Рассказ- предположение по ключевому слову синквейна.
Рассказ-предположение по ключевым словам текста
Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста.
Развитие логического мышления, связанной речи.
Осмысление
Организация активного восприятия текста.
Направление усилий на степень понимания текста.
Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.
Чтение с остановками.
Заполнение двухчастного дневника.
Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.
Активизация чтения.
Развитие умений выделять главное, систематизировать.
Формировать умения составления связанного текста.
Рефлексия
Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.
Выделение ключевых слов в эпиграфе.
Написание синквейна
Написание изложения с творческим заданием.
Развитие памяти.
Формирование нравственных понятий
Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.
Ход урока
1 стадия – Вызов
Слово учителя.
-Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту
На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения.
(Лебедь. Птица)
Раненый, спасенный
Привыкал, взлетел, вернулся
Отплатил за добро
Верность
-О ком могут быть эти строки? Почему вы так думаете? Что узнали о герое? Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.
2 стадия – Осмысление
Итак, тема текста, с которым мы будем работать, -братья наши меньшие и называется «Ленька-любимец ребят». С данными ключевыми словами попробуйте составить текст, используя их в предложенном порядке. (Варианты детей заслушиваются).
Птица, рана, мыли, весна, полетел, верность.
Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти минут. Затем идет обсуждение работ учащихся.
2 стадия – Осмысления
- Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. У вас у каждого лежит текст, прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть.
Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем?
Где происходит действие? Почему лебедь попал в беду?
Каково его состояние?
Какие вы выделили ключевые слова? Почему?
Как можно озаглавить эту часть?
Какие слова нужно поместить в рабочие материалы с точки зрения орфографии?
Каковы ваши предположения продолжения истории?
Чтение второго отрывка.
-Подтвердились ли ваши предположения о судьбе птицы?
-Назовите ключевое слово этой части текста. ЗАБОТА.
-Какие перемены мы видим в облике питомца?
-Интересно, чем закончится история?
Чтение третьего отрывка.
-Какое настроение у ребят и почему? ТРЕВОГА, РАЗЛУКА
-Почему вернулся Ленька?
Лёнька, любимец ребят.
Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза. Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.
К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.
- Доброе утро, Лёня! – приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.
По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё теплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.
Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся почернела, лоснилась на солнце.
Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу. Лёнька встревожено оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят.
Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них – трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.
Прослушивание текста еще раз. Написание изложения.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к тексту изложения.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315