Открытый урок в 9 классе Обучение сжатому изложению

Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Урок-практикум по русскому языку в 9 классе.
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Учитель Лобанова Светлана Николаевна.

Цели урока для учащихся:
1. Обобщить ранее полученные знания о технологии написания сжатого изложения.
2. Написать сжатое изложение.

Цели урока для учителя:
1. Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений.
2. Способствовать развитию навыков структурирования материала, сжатия текста.
3. Воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову.

Задачи:
1. Создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы.
2. Отработать умения:
вычленять главную информацию;
сокращать текст разными способами;
правильно, логично и кратко излагать свои мысли;
находить и уместно, точно использовать языковые средства для обобщённой передачи содержания.
3. Отработать алгоритм написания сжатого изложения.

Оборудование урока:
теоретический материал, с которым ранее работали (находится в папке для подготовки к ГИА);
таблица для работы с текстом;
чистые бланки для написания сжатого изложения.

ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Стимулирующее введение.
Тема нашего урока: подготовка к написанию сжатого изложения.
- Почему именно этот вид изложения интересует нас на уроке? /ГИА/
- Действительно, написание сжатого изложения – первое задание на экзамене в 9 классе.
- На предыдущих уроках вы познакомились со способами компрессии текста и начали отрабатывать технологию написания сжатого изложения. Поскольку у нас урок-практикум по развитию речи, какую цель мы перед собой поставим?
/написать сжатое изложение/
- Работать мы сегодня будем на листах в таблицах. Подпишите свои листы, поставьте дату.
- Чтобы хорошо написать сжатое изложение, какими умениями необходимо владеть?
вычленять главную информацию;
сокращать текст разными способами;
правильно, логично и кратко излагать свои мысли;

III. Актуализация ранее приобретённых знаний.
Со способами сжатия текста вы знакомы. Давайте обобщим: назовите основные языковые приёмы сжатия, можно воспользоваться справочными папками.
/называются исключения, замены, слияния, учитель записывает лингвистические термины на доске/
А теперь постараемся применить свои знания при работе с текстом.
IV. Работа с текстом.
- Почему, несмотря на уже немалый срок, прошедший со времён Вов, мы продолжаем вспоминать об этом тяжёлом времени?
/ответы учеников: нельзя об этом забывать, живы ветераны, чтобы не повторить ошибок прошлого/
-Перед вами текст, который написан очень интересным человеком, Евгением Алексеевичем Линдом. Это учитель физкультуры, создавший в школе, где работал, музей «А музы не молчали», посвящённый судьбам людей искусства (музыкантов, артистов, режиссёров) в осаждённом Ленинграде. Благодаря этому музею были восстановлены имена и судьбы музыкантов, исполнявших в первый раз в Ленинграде, во время блокады, Седьмую симфонию Шостаковича. Пока оркестр играл, 14-й контрударный полк вызывал на себя огонь фашистских батарей, чтобы они оставили на это время город в покое.

- Давайте обратимся к тексту.
Подготовьтесь к чтению текста вслух, даю вам на это минуту, кто будет готов, поднимите руку.
- Прочтите текст вслух. Во время чтения разделите текст на абзацы.
После чтения вопрос: все ли слова понятны?


Исходный текст
Микротема
Сж. т.

1
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.
Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее.


2
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека.


3
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.
Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне.



- Приступать к сжатию текста надо только после того, как будет выделена тема, идея, сформулированы микротемы.
- Для чего это необходимо сделать?
/чтобы изложить текст без смысловых потерь и определить, что важно сохранить, а что можно сжать/
2. Что такое тема текста? Определите тему текста. Для этого задайте вопрос: о чём этот текст? Запишите на листе.
/Дети и война/
3. Что такое идея, основная мысль текста? Определите идею теста. Найдите в тексте предложение, где формулируется основная мысль. Вот как примерно я сформулировала идею. (СЛАЙД) Запишите на листе.
/Идея такова: помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и для того, чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным./
-Скажите, эта мысль является ответом на вопрос: почему мы вновь и вновь возвращаемся к теме войны?
4. Разбейте текст на абзацы. Прочитайте первый абзац текста. (Один читает абзац и останавливается. Если остальные не согласны, поднимают руку и останавливают его)
- Объясните, почему граница абзаца именно здесь.
/заканчивается микротема/
- Что такое микротема?
5. Определение микротем.
- Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему первого абзаца. (СЛАЙД) Запишите на листе.
/Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее./
- Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему второго абзаца. (СЛАЙД) Запишите на листе.
/Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека./

- Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему третьего абзаца. (СЛАЙД) Запишите на листе.
/Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне./

Есть такой критерий правильности абзацного членения: если из первых предложений каждого абзаца можно составить новый связный текст, то абзацы выделены верно.
- Проверьте, прочтите первые предложения, получился текст?

V Компрессия текста.
- Имея перед собой микротемы, займёмся непосредственно сжатием текста.
Выделите в первом абзаце главную информацию, отбросив второстепенную. Прочтите сжатый текст. Постарайтесь применить разные способы сжатия.
Пока ученик читает свой вариант, остальные проследите, какие приёмы сжатия он применил. Второй ученик – свой вариант. Запишите полученный сжатый текст в третий столбик таблицы.
Выделите во втором абзаце главную информацию, отбросив второстепенную. Прочтите сжатый текст. Пока ученик читает свой вариант, остальные проследите, какие приёмы сжатия он применил. Второй ученик – свой вариант. Запишите полученный сжатый текст в третий столбик таблицы.
Выделите в третьем абзаце главную информацию, отбросив второстепенную. Прочтите сжатый текст. Пока ученик читает свой вариант, остальные проследите, какие приёмы сжатия он применил. Второй ученик – свой вариант. Запишите полученный сжатый текст в третий столбик таблицы.

Итоги урока: наша работа по сжатию данного текста должна быть завершена на следующем уроке. Итогом станет готовый вариант сжатого изложения.
– Главное – не исказить авторскую идею, не отойти от микротем, не нарушить логику текста.

V. Написание сжатого изложения в формате ГИА.

/Таблица напечатана на листах/

Абзац
Исходный текст
Микротема
Сжатый текст

1
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.




2
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.




3
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.




ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
Текст №1.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.
(Е. Линд)

2.
Текст №2.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.
(Е. Линд)

3. Таблица для работы по сжатию текста.
Абзац
Исходный текст
Микротема
Сжатый текст

1
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.




2
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.




3
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.





4. Примерные ответы к таблице.
Абзац
Исходный текст
Микротема
Сжатый текст

1
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.

Сближение понятий война и дети противоестественно, но память о войне должна жить, ибо, стерев прошлое, мы стираем будущее.


2
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и в других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

Пережившие войну никогда не смогут её забыть, потому что это перелом во всей судьбе человека.


3
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком.

Нужно помнить историю своего народа, чтобы видеть смысл своей жизни. Поэтому и через сто лет потомки будут помнить о войне.



5. Теоретический материал. 1
Особенности сжатого изложения
Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА
Чтение и понимание текста – это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.
Основные содержательные приемы компрессии текста:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Основные языковые приемы компрессии исходного текста:
1. Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения простым.
2. Исключения:
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких синонимов.
3. Слияния:
слияние нескольких предложений в одно.
Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.
Способы и приемы сжатия текста
Сжатое изложение требует специальной логической работы.
Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста:
1) исключение подробностей;
2) обобщение.
При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности).
При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Инструкция «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.
2
Основные средства связи между предложениями в тексте.

Название средства
Пример

1.
Слова-заместители
местоимения
наречия
синонимы
различные оценочные обозначения
родовидовые слова
имя собственное – имя нарицательное

девушка – она
в лесу – там
быстро – стремительно
храбрец – богатырь
деревья – берёзы
Л.Н. Толстой – писатель

2.
Лексические повторы
Дети и война – два несовместимых понятия. Но стоит ли детям, рождённым в послевоенные годы, рассказывать о войне?

3.
Соответствие видо-временных глагольных форм
Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность.

4.
Предлоги
Выражение «собака – друг человека» безнадёжно устарело. У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить те качества, какими обладает собака.

5.
Анафора (единоначатие) и эпифора (единая концовка)
Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

6.
Параллелизм
что знаешь в детстве – знаешь всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь всю жизнь (М. Цветаева).

7.
Противопоставление
Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов).

8.
Вопросно-ответная форма
Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начать.

9.
Союзы
Мать учила мальчика кроить и шить. Но он если что-либо и шил, то только пёстрые платья для своих театральных декораций.

10.
Порядок слов в предложении (прямой, обратный)
Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа (И. Тургенев)

11.
Последовательность в изложении мыслей
встал, умылся, позавтракал

12.
Слова-организаторы логических связей
вот, почему, из этого следует и др.

13.
Вводные слова, организующие порядок высказывания
итак, наконец, в заключение разговора

















13PAGE \* MERGEFORMAT14315








15