Тезис к презентации по русскому языку на тему: «Нетрадиционные приемы, способствующие восприятию, пониманию и воспроизведению учащимися исходного текста при подготовке к изложению»







ТЕЗИС К ПРЕЗЕНТАЦИИ

«Нетрадиционные приемы, способствующие восприятию, пониманию и воспроизведению учащимися исходного текста при подготовке к изложению»








Тезис к презентации
Коновалова Мария Егоровна
МОУ СОШ №10 имени Д.Г. Новопашина городского округа «Город Якутск». Учитель русского языка и литературы
Тема доклада: «Нетрадиционные приемы, способствующие восприятию, пониманию и воспроизведению учащимися исходного текста при подготовке к изложению».
Актуальность темы: В последние годы изложение – один из традиционных видов письменных работ переживает настоящий бум, оно стало самой распространенной формой выпускного экзамена. Достаточно сказать, что в двух вариантах итоговой аттестации в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы. По программе средней школы учащиеся пишут изложения с начальных классов, поэтому данный вид работы привычен и для девятиклассников, и для учителей.
Однако при кажущейся легкости экзамена многие ученики терпят неудачу.
Чаще всего девятиклассники жалуются на свою память, на неумение быстро писать, и на то, что тексты непонятные.
Т.е. что мы в данном случае имеем? Запоминание без понимания. Прежде всего, прослушанный текст нужно понять, а этим умением обладают лишь немногие выпускники.
В данной работе предпринята попытка установить какие приемы могут помочь избежать скуки и однообразия при подготовке к написанию изложения. В своей работе я опиралась на труды Г.Г. Граник, Л.В. Занкова, Е.С. Гобовой, Ю. С. Косарыгиной.
Цель: систематизировать нетрадиционные приемы и методы, которые помогут активизировать понимание исходного текста школьниками, способствуют развитию памяти, мышления, воображения и познавательного интереса к урокам развития речи, повысят учебную мотивацию.
Задачи: 1. изучить методическую литературу
2. определить на практике, какие приемы наиболее эффективны для
подготовки к написанию изложения.
Нами выявлены следующие приемы:
Приемы, развивающие воссоздающее воображение
Пиктографический план текста как прием подготовки к изложению
Прием игрового взаимодействия в группе

Приемы, способствующие восприятию, пониманию и воспроизведению исходного текста
Приемы, развивающие воссоздающее воображение.
Остановимся на тех приемах, с помощью которых можно развивать воссоздающее воображение у школьников разных классов. Большинство из этих приемов может быть использовано в практике работы любого учителя словесника. Само задание формулируется достаточно просто: «Представьте, что все, о чем вы читаете, вы видите на своем «мысленном экране». Включайте его при каждой встрече с текстом». Понятно, что такое задание дается только к определенному типу текстов (содержащих зрительные, слуховые, обонятельные и другие образы). Если же и после такой установки воображение не включается, могут помочь следующие советы. Ребенку предлагается закрыть глаза и мысленно представить описываемое. Удобнее всего «располагать» образы прямо перед собой на столе, на парте или на экране. После небольшой тренировки воображение, управляемое таким образом, начинает включаться уже самостоятельно, без внешнего подстегивания со стороны учителя. Определенные требования предъявляются и к отбору текстов. Вначале в них должны быть представлены только зрительные образы (пейзаж, портрет, конкретные действия). На следующем этапе к зрительным образам подключаются слуховые, обонятельные, осязательные и т. п. Постепенно объем текстов увеличивается; меняется и характер картин, возникающих на «мысленном экране». Но сама методика остается прежней. Задания на включение воображения являются также основой написания диктантов и мини-изложений. Воссоздающее воображение необходимая ступень к пониманию, а от него к запоминанию текста.
Пиктографический план текста как прием подготовки к изложению.
Метод пиктограмм, впервые реализованный Л. В. Занковым еще в начале 1930-х гг., широко используется при психологическом тестировании. С помощью этого метода специалисты успешно корректируют мышление и память школьников. Однако в процессе обучения языку рисунки-ассоциации применяют довольно редко.
Мы считаем, что возможности применение пиктограмм на уроке русского языка гораздо шире, и предлагаем использовать рисунки-ассоциации не только для запоминания отдельных слов, но и на уроках развития речи при подготовке учащихся V-VII классов к написанию изложения. Составление пиктографического плана способствует запоминанию структуры и содержания текста, предложенного для изложения, и позволяет школьнику более успешно справиться с поставленной перед ним учебной задачей.
Методика работы такова: школьники чертят на листе таблицу, количество горизонтальных строк в которой соответствует количеству абзацев в тексте. Слева выделяется узкая графа – в нее записывается словесный план.
Справа школьники не просто рисуют одну пиктограмму к каждому абзацу текста, а конкретизируют его содержание с помощью нескольких рисунков-ассоциаций. Это способствует не только тому, что при написание текста учащиеся сохранят авторский порядок изложения, но и тому, что у них быстрее сформируется навык составления сложного плана текста.
Процесс создания рисунков-ассоциаций позволяет включить каждого школьника в активную деятельность на уроке, создает положительный эмоциональный фон занятия и ситуацию успеха даже для слабо успевающего ученика.
Прием игрового взаимодействия в группе.
В рамках игровой педагогики изложение с учениками пятого класса можно провести следующим образом: учитель выбирает два текста (это могут быть две небольшие по объему сказки или стихотворения). Затем на уроке читает два текста подряд. А дальше делит класс на две группы, чтобы в каждой группе было одинаковым число участников. Каждая группа получает одну сказку, которую необходимо изложить на доске по определенным правилам:
Каждый ученик может написать только одно слово или слово с союзом.
Каждая команда получает по одному мелку, и процесс изложения движется как эстафета: первый ученик выходит к доске и пишет первое слово сказки. Потом он передает мел следующему ученику. Тот в свою очередь выходит к доске и пишет следующее слово сказки и т. д. Так продолжается до тех пор, пока на доске не окажется полностью сказка.
Обмениваться репликами и подсказывать запрещено. За нарушения - штрафные очки.
Победит та команда, которая быстрее и ближе всего к тексту изложит сказку.
В данном случае детям предстоит сложная, но интересная работа, связанная с четкой организацией действий, контролем за правописанием, выработкой единого стиля изложения.
Заключение.
В данной работе мы определили, что существуют нетрадиционные приемы подготовки к изложениям, которые позволяют активизировать понимание исходного текста и стимулируют учащихся к качественному выполнению задания. Приемы эти доступны и не требуют каких-либо затрат, и в то же время они эффективны. Научить писать изложение - задача сложная, но если учитель целенаправленно, системно, творчески будет работать с учениками, то в этой трудной и кропотливой деятельности добьется успехов. Об этом свидетельствуют следующие результаты, представленные на диаграмме.












13PAGE 15


13PAGE 14515



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry