Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и бучению несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета
«_____»_________20 г.
Утверждаю
Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)
Приказ №____ от «____»_________20 г.
Программа
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах
2-в класс
Григорьевой Л.В., учителя начальных классов
Тюменцево, 2016 г.
Пояснительная записка
Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Отличительные особенности программы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди обучающихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа создана с учетом особенностей подросткового и юношеского возраста. Способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
В рамках программы разработаны мероприятия по методической работе с классными руководителями и учителями – предметниками. На уроках математики предлагаются учителям методические разработки для решения задач на основе статистики дорожно-транспортных происшествий. Сочинения на тему безопасного движения включаются в систему работы учителей русского языка и литературы. Конкурсы рисунков, плакатов проводятся в рамках уроков изобразительного искусства. Особое внимание изучению правил дорожного движения уделяется учителями начальных классов, благодаря им закладываются основы формирования культуры поведения на дорогах проводится совместно ОГИБДД ТОВД и родителями.
Совместно с учителями начальных классов разрабатываются безопасные маршруты «дом-школа-дом». «Уголок безопасности» - один из простых и доступных способов приобщения школьников к навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. На схемах безопасных маршрутов движения пешеходов стрелками показаны безопасные пути к школе, обозначены опасные места для движения пешеходов.
Внеклассная работа строится через проведение классных, общешкольных мероприятий (конкурсов, КВН, агидбригад), на которых учащиеся не только обучаются сами, они передают свои знания другим. Учащиеся школы участвуют в различных соревнованиях.
Внеклассные мероприятии направлены на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Таки образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Занятия по правилам дорожного движения проводятся во 2 классе 35 часов в год, во внеурочное время.
Цель: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи:
предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
воспитание грамотных участников дорожного движения,
формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Ожидаемый результат:
повышение правовой культуры участников дорожного движения
предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма
Ожидаемые трудности:
непонимание проблемы со стороны родителей;
не желание учеников принимать участие в профилактических мероприятиях.
Направление деятельности:
тематические классные часы;
лекции, познавательные игры;
конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;
совместная работа с учреждениями здравоохранения и ОГИБДД ТОВД
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Конституция РФ.
Конвенция «О правах ребенка».
Правила дорожного движения.
Устав образовательного учреждения.
Учебный план.
Учебные программы.
Научно – методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт.
Учебный план и учебные программы школы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Учебники по ОБЖ, ПДД.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
«Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу». В.И. Ковалько
Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
Информирование участников образовательного процесса о федеральных и региональных документах.
Создание банка данных – разработка уроков, лекций и бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий
Сбор текущей информации о результатах тестов, олимпиад, посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.
Работа школьных методических объединений.
Проведение родительского всеобуча по проблеме.
Взаимодействие с ОГИБДД ТОВД и другими общественными организациями
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
1-4-х классов.
Знать:
основные термины и понятия;
общие положения Правил дорожного движения;
правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;
правила посадки и высадки из общественного транспорта;
правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.
Уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
№
Темы занятий
кол. часов
Вводное занятие.
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.
1
Элементы улиц и дорог.
1
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
1
Правила перехода улиц и дорог.
1
Регулирование дорожного движения.
1
Дорожные знаки.
1
Обязанности пассажиров.
1
Обязанности пешеходов
1
Ответственность пешеходов за нарушение ПДД
1
Беседа по ПДД на тему «Безопасная дорога в школу».
1
Беседа «Правила движения пешеходов по улицам села»
1
Классный час «Мы за безопасность дорожного движения» - закрепление знаний ПДД.
1
Беседа по ПДД «Осторожно! Гололёд!»
1
Безопасный маршрут «Дом-Школа-Дом»
1
«Азбука дорожная – она совсем не сложная!» (викторина, инсценировка по ПДД)
1
«Азбука дорожная – она совсем не сложная!» (викторина, инсценировка по ПДД)
1
Общие правила перехода улиц и дорог.
1
Общие правила перехода улиц и дорог.
1
Сигналы (жесты) регулировщика.
1
Где можно играть?
1
А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал?
1
Железная дорога.
1
Предупредительные сигналы транспортных средств.
1
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.
1
Дорожная разметка и её предназначение.
1
Общие требования к водителям велосипедов.
1
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах.
1
Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.
1
Транспортные средства и дорожное движение.
1
Дорожная азбука.
1
Правила пользования пассажирским транспортом.
1
Наш друг светофор светит не только нам
1
Игра «Весёлый перекрёсток».
1
Беседы «Каникулы без травм» - профилактика дорожно – транспортного травматизма.
1
1
Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
1
Для успешного решения поставленных задач требуется:
Информационно-методическое сопровождение (пакет технолого-методических материалов);
Взаимодействие с районными отделениями ГИБДД;
Использование аудиовизуальных средств, сотрудничество со СМИ;
Наличие и использование наглядной агитации, оборудования;
Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода;
Умелое использование педагогами работы по развитию личности обучаемых;
Творческое отношение к образовательному процессу.
Направление предусматривает наблюдение и контроль над развитием личности ребенка, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкеты обучаемых позволяют лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу и нуждающимся людям.
Немаловажным условие оценки результативности является участие обучаемых в традиционных мероприятиях гимназии: смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках. Важная оценка – отзывы обучаемых, их родителей, педагогов.
В программе заложены воспитательные мероприятия. Воспитательная работа – это сфера наибольшего благоприятствования для развития работы с учащимися и воспитанниками. В процессе организованного воспитательного процесса дети овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогом, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают различные формы познавательной и коммуникативной деятельности, что приводит к более эффективной самореализации детей и сохранению их индивидуальности.
В воспитательной работе обеспечивается тесная связь трех компонентов: семья (родители и ребенок) – преподаватель. Повышение духовных запросов ребенка и родителей с помощью творчества. Вовлечение родителей в процесс обучения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 1992.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
«Методические рекомендации» по организации работы юных инспекторов движения в Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2001 .
«Методические рекомендации» по обучению учащихся 10,11 классов ПДД в Ростовской области. Ростов -на -Дону, 2002 .
Суковицин В.И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстрированная история службы. М.: Вариант, 2002.
Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. Сообщение. ВыпускЗ:.М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000.
Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М., 2000
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989. 23. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений. Под. ред. Кузнецово .- М.: школьная пресса, 2002.
Маслова Н.Ф. и др. Познай себя. Диагностические методики самопознания.- Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1995.
Спортивно-оздоровитеьная работа с детьми и учащейся молодежью. Методическое пособие.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001
Воспитание личности в коллективе/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 27. Логинова Л. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000
«О символах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации». Проблемы школьного воспитания № 2/2001 приложение к журналу «Педагогическое обозрение», с. 66
Богданова Т.Г., Корнилова Т. В Диагностика познавательной сферы ребенка.- .:Роспедагентство,1994.
В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 – 224 с.
Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
Лист внесения изменений в программу.
по__________________________________________________ в 2016 – 2017 учебном году
учителя _______________________________________________________________
№ п/п
Название материала
Основания для изменения
Дата
измененного
нового
аннулированного
замененного
13 PAGE 141215
15