Классный час Предупреждение травматизма на дорогах


Классный час  "Предупреждение травматизма на дорогах»
Эпиграф : «Знай правила движения как таблицу умножения!»
Цели и задачи:Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
СтатистикаПо статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются: 
35–40 % - переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест ;25–30 % - неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору;
10–15 %- неподчинение сигналам светофора;
5–10 % - игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара;Ход мероприятия(вступительное слово классного руководителя).С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Немного из истории.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.Что такое ДТП? Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно». О «Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов.Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет. 
Правила для водителей скутеров.
Сразу же отмечу, что в рамках правил дорожного движения понятие мопед включает в себя и понятие скутер, т.е. правила дорожного движения для скутеров аналогичны правилам для мопедов.
Для того, чтобы еще раз подчеркнуть халатность водителей в отношении правил дорожного движения, опишу одну ситуацию. Кстати, попытайтесь сейчас определить, сколько пунктов пдд нарушено в этой ситуации.
Итак, ситуация. Движение на дороге достаточно плотное, и в нем спокойно так едет скутер. Скутер тот ехал прямо посередине 6 полосной дороги, причем прямо по двойной сплошной линии разметки. Водителю и пассажиру лет по 12-13.
Думаю, что Вы правильно оценили количество нарушенных пунктов правил дорожного движения. Теперь перейдем непосредственно к правилам для водителей скутеров.
Включение ближнего света на скутере
19.5. При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:
•на мотоциклах и мопедах.
Когда же нужно включать ближний свет фар на скутере? Все очень просто, это нужно сделать сразу же после того, как Вы удобно устроились на сиденье и хорошенько схватились за руль.
Правило это очень важное, т.к. позволяет водителям автомобилей заранее замечать движущийся скутер или мотоцикл. Отмечу, что такое же правило с 10 ноября 2010 года действует и для автомобилей.
Минимальный возраст для управления скутером
24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.
Все просто и понятно. На скутер можно садиться только с 16 лет и ни днем раньше.
Расположение скутера на проезжей части
24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Движение скутеров разрешено только по крайней правой полосе. А Вы такое когда-нибудь видели? Обычно скутеры едут где угодно только не по крайней правой полосе и уж тем более не у самого правого края проезжей части.
Итак, скутер соблюдающий правила дорожного движения в городе должен ехать у правого края проезжей части, останавливаться на остановках, где стоит общественный транспорт, т.к. в большинстве случаев обогнать его не нарушая правил дорожного движения не получится.
Что запрещается делать водителям скутеров?
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
•ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
•перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
•перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
•двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
•поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
•двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Рассмотрим все по порядку.
1. Необходимо держаться хотя бы одной рукой за руль при движении на скутере. Некоторые почему-то пренебрегают этим, а потом жалуются на то, что сильно ударились при падении на скорости всего лишь 40 км/ч.
2. Любой скутер - одноместное транспортное средство. И даже если на нем есть 2 места для сидения, то перевозить на втором месте можно только маленького ребенка.
Если такой пассажир упадет при движении и ушибется, то это будет ДТП, виноват в котором водитель.
3. Скутер - не грузотакси, перевозить на нем рулоны линолеума не получится. Это же касается и других длинных предметов, например, нескладывающихся удочек.
4. Есть такое понятие в правилах дорожного движения, как велосипедная дорожка. Встречаются такие дорожки нечасто (в основном в южных городах страны), но уж если такая дорожка Вам попалась, то придется ехать исключительно по ней, а не по проезжей части. На такой дорожке нет автомобилей, поэтому ездить по ней безопаснее.
5. Скутерам запрещается поворачивать налево и разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть 2 или более полос, или на дороге есть трамвайные пути. Причем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае.
 6. Водителю скутера в обязательном порядке нужен специальный шлем.
7. Скутер - не тягач, не должен участвовать в процессе буксировки.
Приоритет скутеров на дороге
24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Последний пункт правил для скутеров рассматривает ситуацию пересечения вне перекрестка велосипедной дорожки и автомобильной дороги. В данной ситуации водитель скутера должен ждать, пока по дороге не проедут все автомобили.
Викторина о транспорте и ПДД
1.Кто издал Указ о правилах дорожного движения?
С какой целью строили первые дороги?
Какой был первый транспорт?
Ответы:
Пётр 1
Военная цель
Колёсные повозки
2. По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
Где должен двигаться пешеход в загородной зоне?
Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?
Ответы:
По правой
По обочине навстречу движущемуся транспорту
Сзади: посмотри налево, посмотри направо – иди!
3.С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам города?
Самый «смертоносный» вид транспорта
В каком городе появился первый автомобиль?
Ответы:
С 14 лет
Автотранспорт
Одесса
4. Кто создал 1-й автомобиль?
Какой был двигатель у 1-го автомобиля?
В какой стране появился автомобиль с двигателем внутреннего сгорания?
Ответы:
Ж. Кюньо, Франция
Паровой
Германия, Даймер и Бенц5. 1.В какой стране появился 1-й светофор?
Где изобрели электрический светофор?
Ответы:
Англия, Лондон
США
 ТЕСТ «Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте»
Организация работы. Возможна как коллективная, так и групповая форма работы. Проверка.
(Дети работают в группах, на группу - 2 теста.)
1).Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:
А) отсутствие разметки на дороге
Б) плохие погодные условия
В) невнимательность участников дорожного движения
Г) отсутствие светофоров на перекрёстках
Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов
Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств
Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрёстке
З) неправильное поведение пассажиров
Ответ: Б В Е З2).Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:
А) вентиляционные люки
Б) кабину водителя
В) двери и окна
Ответ: АВ
3).У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в этой ситуации?
А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь
Б) поспешите на помощь водителю
В) останетесь в своём кресле, положив перед собой мягкие вещи, упрётесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла
Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни
Д) ляжете на пол в проходе автобуса
Ответ: В
4).Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие действия и их очерёдность.
А) кричать, давать советы водителю
Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья
В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками
Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья
Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их
Е) при остановке покинуть машину 
Ответ: БЕ
5).Во время аварии загорелась машина, в которой люди. Обозначьте  последовательность правильных действий  в этой ситуации.
А) сообщить в дорожно-патрульную службу о  случившемся
Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям
В) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в мед. учреждение или вызвать скорую помощь
Г) принять меры по тушению пожара
Д) собрать свои вещи и продолжать поездку
Ответ: БВГАД
6).В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошёл обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус?
А) через окно
Б) будете выходить через двери по ступенькам
В) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током
Ответ: В
7).Где должен остановиться пешеход, если не успел закончить переход?
А) на том месте, где остановился
Б) на островке безопасности
В) вернуться на тротуар
Ответ:  Б
8). Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:
А) в два ряда
Б) только по одному, друг за другом
В) в три ряда
Ответ:  Б
9).Управлять велосипедом при движении по улицам городов, населённых пунктов, велосипедным дорожкам разрешается:
А) не моложе 14 лет
Б) не моложе 16 лет
Ответ:  А
10).При движении по шоссе велосипедист:
А) Может ехать, не держась за руль, лишь в том случае, если вблизи нет ни одного  транспортного средства.
Б) Ни в коем случае не имеет права ехать, не держась за руль.
В) Может не держаться за руль, но обе ноги должны быть всё время на педалях.
 Ответ:   Б
Ребята, соблюдайте правила дорожного движения!!!
1.Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2.Переходите улицу в местах, обозначенных специальной размёткой или информационно-указательными знаками «Пешеходный переход», а где их нет – на перекрёстках по линии тротуаров.
3.Переходя улицу, убедитесь в безопасности.
4.На улицах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зелёном сигнале светофора.
5.Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
6.При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка переходите дорогу под прямым углом к проезжей части и там, где она хорошо просматривается по обе стороны.
7.Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходить запрещено! Обходить транспорт спереди или сзади опасно!
8.Не устраивайте игры вблизи дороги. Не катайтесь на коньках, лыжах и санках рядом с проезжей частью.
9.Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве трамвая – это опасно для жизни!
10.Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается ребятам старше 14 лет, которые изучили ПДД.
3. Итог мероприятия. Сегодня мы с вами вспомнили, как вести себя за рулем велосипеда, скутера. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.