Урок по русскому языку .Тема: Лингвостилистический анализ текста
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
«Политехнический техникум № 47 имени В.Г. Федорова»
(ГБПОУ ПТ № 47)
Методическая разработка открытого урока
по русскому языку
Тема урока: «Лингвостилистический анализ текста»
Группы:1ГС9,1ТП9
Преподаватель русского языка и литературы
Разумова Елена Евгеньевна
Москва
2017
Лингвостилистический анализ текста
Технология: Проблемно - диалогического обучения.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Цель: закрепить ОУУН при работе с текстом.
Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.
Вид работы: самостоятельная работа.
Задачи урока.
Образовательные:
провести подготовку к уроку-зачёту;
Воспитательные:
продолжить формирование навыков самостоятельной работы;
продолжить формирование навыков самооценки и оценки знаний других;
продолжить работу по проблеме сотрудничества (учитель–ученик, ученик – ученик).
Развивающие:
научить детей умению сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу.
Оборудование урока
Компьютер
Текст для творческой работы.
1 этап. Мотивация учащихся
2этап. Лингвостилистический анализ текста.
Задания:
1.Прочитать текст.
1) Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик.2) В сказке великого Андерсена про Снежную королеву все события начинаются с того, что злой тролль создал зеркало, в котором реальный мир искажался самым уродливым образом. 3)И вот когда ученики тролля, вдоволь нахохотавшись над поруганной землёй, решили посмеяться над небом, то зеркало выпало из их рук и разбилось на мелкие кусочки, которые разлетелись по всему свету, сражая людей, будто разрывные пули.4) Сразу два осколка попали в Кая: один в сердце, другой в глаза, и душа мальчика превратилась в ледяную глыбу, излучающую холодное презрение к свету, теплу, и красоте жизни.
5)Трогательная история о самоотверженной девочке, которая отправилась в царство Смерти и вызволила из ледяного саркофага похищенного друга, всегда оставляла в моей душе беспокойный вопрос! 6)Почему будто бы хаотично летающие по свету шальные осколки попали именно в Кая и не задели Герду, хотя она находилась в «зоне поражения»?7) Это случайность?8) Почему бы выдумщику Андерсену не придумать иной, более героический вариант: девочку, отравленную коварным уколом колдовства, похитили тёмные силы, а её друг, рыцарь без страха и упрёка, отправился на её поиски?..
9) Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. 10)Каждую зиму в стране начинается даже не эпидемия, а пандемия гриппа.11) Закрываются школы и детские садики, врачи надевают марлевые повязки, в аптеках выстраивается очередь за лекарством.12) Но ведь невидимый вирус косит не всех подряд, а тех, у кого ослабленное здоровье, кто предрасположен к простудным болезням. 13)Болеют многие, но далеко не все.14) Может, Андерсену хотелось сказать о том, что в нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям, у кого теплохладная душа очарована симметрией мёртвого льда, почитаемой ими за истинную красоту.
15)Путешествие Герды- это путешествие в духовных пространствах, сошествие света в адскую бесконечность умирающей души, где среди непроглядной тьмы грудой камней лежат заиндевелые чувства. 16)На эти холодные камни падают горячие слёзы, и в безмолвии вечной ночи звучит слабое биение воскрешённого сердца.17) Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости- его воскресила живая вода искренней и глубокой любви. 18)Помните момент, когда Герда узнает, что принцесса нашла себе жениха и этот жених как будто бы её Кай? 19)Что почувствовала бы обычная девушка? 20)Из тёмных щелей бесшумной гадюкой выползла бы ревность: как же так, я его любила, я всем ради него пожертвовала, а он…21) Но Герда только обрадовалась: значит он жив, он счастлив, она его скоро увидит! 22)Только такие, согретые любовью, слёзы способны растопить лёд, сковавший сердце.
23)Вот скажите, что здесь фантастического? 24)Что придуманного, нереального в этой сказке?25) Разве не добром согревается наш мир?26) Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? 27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слёзы самоотверженной любви?! ( В.П. Захаров)
2.Определить стиль текста. Доказать.
Ключ. Публицистический стиль.
Цель стиля - привлечение интереса читателей, воздействие на читателя.
3.Определить коммуникативный тип речи.
Ключ. Рассуждение (передает развитие мыслей относительно предмета речи)
4.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1)Бывает так, что незатейливая сказка за своей простотой скрывает глубокий жизненный смысл.
2) Вирусы зла никого не щадят и поражают всех подряд.
3) Герда спасает Кая , потому что искренне и беззаветно любит его.
4)Сказка Андерсена, несмотря на свой фантастический сюжет, воплощает закономерности реальной жизни.
Ключ. 2
5. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1)Предложения 10-12 содержат пример, который позволяет глубже понять смысл сказки Андерсена.
2)Предложение 20 опровергает содержание предыдущего предложения.
3) В предложениях 6-8 содержится рассуждение.
4)Предложение 27 содержит утверждение, раскрывающее глубинный смысл сказки.
Ключ. 2
6. В каком предложении используются антонимы?
1) 2
2) 5
3) 16
4) 26
Ключ. 3
7. Укажите способ образования слова ПОВЯЗКИ (предложение 11).
Ключ. Суффиксальный.
8. Из предложения 12 выпишите все частицы.
Ключ. Ведь. не
9. Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
Ключ. Где лежат
10. Среди предложений 5-10 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
Ключ. 8
11.Среди предложений 2-6 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ключ. 4
12.Среди предложений 5-14 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого сложного предложения.
Ключ. 6
13.Среди предложений 14-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.
Ключ. 16
14. Анализ языковых особенностей исходного текста и роли средств выразительности, используемых для передачи идейного смысла текста и авторской позиции.
Автор текста с глубокой эмоциональной силой передаёт взволновавшую его мысль. Живое авторское чувство выражают разнообразные средства выразительности: лексические, например,
книжная лексика(Задание: найти в тексте и выписать)
Ключ. Поруганной, сошествие
Тропы, например, эпитеты
(Задание: найти в тексте и выписать)Ключ. Искренней и глубокой любви
и сравнения
(Задание: найти в тексте и выписать)
Ключ. «…сражая людей, будто разрывные пули…» в предложении 3, «…будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла…» 14.
Анафора - приём, который интонационно подчеркивают тот главный , по мнению автора текста, смысл, который содержится в сказке Андерсена».
(Задание: найти в тексте и написать номера предложений)
Ключ. Предложения 25-27
15.Определить ключевые слова в первом предложении каждого абзаца.
Ключ.
1 абзац- мудрость детских книжек…тупик
2 абзац- история оставляет в душе вопрос
3 абзац - умные книги разговаривают всю жизнь
4 абзац – путешествие в духовных пространствах
5 абзац – что здесь фантастического?
16.Опираясь на ключевые слова и анализ текста, можно выделить проблемы.
1 проблема, заявленная в тексте, проблема воздействия художественной литературы на духовное становление человека. Почему некоторые книги тревожат умы и сердца читателей? Какое важное знание о жизни заключено в книгах?
Есть книги, которые содержат в себе законы, управляющие нашей нравственной жизнью, и понимание этих законов позволяет человеку глубже понять смысл того, что происходит в действительности.
2 проблема извечного противостояния добра и зла. Почему же лёгкой добычей зла становятся нравственно нестойкие люди?
Зло быстрее и легче поражает тех, кто лишен глубокого нравственного чувства, кто не способен к самоотверженной любви.
3 проблема любви как главной силы жизни. Почему любовь оказывается сильнее смерти?
Самоотверженная любовь наделяет человека такой могучей нравственной силой, которая позволяет ему преодолевать любые испытания, пробуждать в холодном сердце живое чувство.
4 этап. Задание. Написать эссе по данному тексту
5 этап. Подведение итогов.