Презентация по русскому языку Лингвостилистический анализ текста


Учитель русского языка и литературы : Волдаева Татьяна Анатольевна Научиться анализировать текст – воспринимать его во всех красках. ЦЕЛЬ: Анализировать текст не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь как в математике и физике. Самое главное – знать формулу.   Итак, заветная формула:  П – произведение.Т – тема (т.е. о чём?)И – идея (т.е. зачем? для чего?)Ф – форма (т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?) Тема – предмет повествования, изображения, исследования. Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения. Форма – совокупность предметов изобразительных (лексических и стилистических) средств произведения. П = Т + И + Ф Вспомним: что такое текст? Текст ( от лат. textum - «связь», «соединение»)- это цельное высказывание, связанное по смыслу и грамматически, результат речевой деятельности говорящего или пишущего. Текст Тематическое и композиционное единство всех его частей. Наличие грамматической связи между частями (цепной, параллельной).Смысловая цельность. При цепной связи предложения как бы "цепляются" друг за друга: каждое последующее предложение по смыслу является продолжением предыдущего. Основные признаки цепной связи: -употребление синонимов; -употребление местоимений; -повторы; -вводные слова; -самостоятельное предложение может начинаться с сочинительного союза и т. д. При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Основные признаки параллельной связи: -В предложении употребляются одинаковые формы глаголов-сказуемых; глаголы-сказуемые совпадают по виду; все глаголы-сказуемые либо совершенного, либо несовершенного вида; -предложения однотипны по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по составу, по порядку слов и т. д. Параллельная 1. Тема.2. Идея.3.Форма:- стиль текста;- тип текста;- композиция;- лексические средства выразительности; - стилистические фигуры речи;- морфологические средства выразительности.- синтаксический строй. Идея- главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении РазговорныйПублицистическийХудожественныйНаучныйОфициально-деловой ОписаниеПовествованиеРассуждение Композиция текста это соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения. Основной источник усиления выразительности - лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония. Значительными возможностями усилить выразительность речи обладают стилистические фигуры речи: антитеза, анафора, бессоюзие, градация, инверсия (обратный порядок слов), оксюморон, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, эпифора, умолчание, эллипсис. Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла: (говорящие фамилии, имена, преобладание одних частей речи над другими, многосоюзие, употребление междометий и др). Способ связей предложений в тексте, преобладание простых или сложных предложений. 1. Тема.2. Идея.3.Форма:- стиль текста;- тип текста;- композиция;- лексические средства выразительности; - стилистические фигуры речи;- морфологические средства выразительности;- синтаксический строй. 1.Прочитайте текст.2.О чем этот текст? Тема______________3.Какую картину хочет получить автор от художника? Идея__________4.Стиль текста______________5.Тип текста_______________6.Композиция? С каких слов начинается каждая строфа?7.Лексические средства выразительности:Синонимы, лексические повторы?8.Морфологические особенности: подчеркните глаголы, определите их время. Глаголы какого наклонения и какого времени преобладают? Какова роль глаголов? 9.Синтаксические особенности: Сколько предложений в тексте? Простые предложения или сложные? Какие предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные)? 1.Что нужно знать, чтобы выполнить лингвостилистический анализ текста?2. Расшифруйте формулу:П = Т + И + Ф