Статья. Роль классного руководителя в воспитательной системе класса

Роль классного руководителя в воспитательной системе класса
В современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Что такое воспитание? В педагогической деятельности можно исходить из нескольких определений воспитания:
Воспитание процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
Воспитание - это чувство, голос души и сердца.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье. Где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому педагогическая позиция должна заключатся в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых.
Задача классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Так как ценности в классе в первую очередь привносит учитель, то наиболее важным представляется определение тех черт, которые характеризуют как ученика, так и учителя:
образованность
целеустремленность
демократичность
интеллигентность
воспитанность
законопослушность
творческая направленность
Модель воспитательной системы класса
Воспитательная система класса - это целостный социальный организм, функционализирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.
Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволяет разработать своеобразную модель воспитательной системы класса. Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Также система воспитательной работы должна быть разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечать их интересам и увлечениям.
Цель воспитательной системы - создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Цель конкретизируется в задачах:
способствовать развитию познавательных интересов учащихся
создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении
способствовать формированию основ культуры общения
способствовать сплочению классного коллектива

Реализация цели и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностным самоопределением учеников. Полноценная же реализация возможна только при условии, что на нее ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.
Структура воспитательной системы класса





Субъекты воспитательной системы класса


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Классное самоуправление
На становление жизненных позиции школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Создание ученического самоуправления определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения.
Каждый учащийся это сложная, своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором. Форма ученического самоуправления должна включать вовлечение в работу всех учащихся класса; развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь; возможность реализации творческого потенциала; занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени.

При такой организации воспитательной деятельности повышается активность учащихся, их ответственность за порученное дело, а классный руководитель может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей.
Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.
Основные направления воспитательной работы
Важное место в работе классного руководителя отводится регулярным контактам с учителями-предметниками, ежедневному отслеживанию оценок учеников. Результаты учебной деятельности каждого ребенка должны графически отображаться по четвертям и по годам.
Каждую четверть может составляться подробный отчет об успеваемости каждого ребенка в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого:
усложнение учебного материала
завышенная самооценка (в начальной школе ребенок получал высокие оценки, благодаря общему высокому уровню развития, и не привык систематически работать)
заниженная самооценка, комплексы
ослабление контроля со стороны родителей
преобладание внешкольных интересов
После выявления причин неудач, с ребенком и его родителями проводиться индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждается вопрос, как помогать дома.
Также немаловажна реализация направления «Я-гражданин». Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, города, области, региона. Проводятся Уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной воины, воинами-интернационалистами), диспут «Патриотизм: знак вопроса». Работая по направлению «Я – гражданин», мы не забываем о направлении «Учеба», так как знания необходимы для молодого поколения страны. Могут быть проведены познавательные классные часы: «Учеба- наш главный труд», «Нужны ли знания?», диспут «Много знать - хорошо или плохо?».
Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
ЦЕЛИ
СУБЪЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОТНОШЕНИЯ
СРЕДА
УПРАВЛЕНИЕ


РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА

ЛИЧНОСТЬ, СПОСОБНАЯ К ПОЗИТИВНОМУ ПРЕОБРАЗОВАНИЮ МИРА

СОТРУДНИЧЕСТВО
СОУЧАСТИЕ
СОПЕРЕЖИВАНИЕ


КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ВОСПИТАННИКИ


ПЕДАГОГИ
РОДИТЕЛИ