Концептуальное положение ФГОС – переход на деятельностный подход в образовании.


Концептуальное положение ФГОС – переход на деятельностный подход в образовании, деятельностное построение образовательных стандартов, деятельностное обучение и воспитание учащихся Образовательный результат зависит от той парадигмы, в которой реализуется образование РМО учителей физики 1. Продуктивный деятельностный подход, предполагающий организацию деятельности воспитанников по самостоятельному освоению окружающей среды, в ходе чего и реализуются средства развития и саморазвития личности 2. Репродуктивный подход, в основе которого преподнесение учащимся готовой информации с последующим её применением по заданному образцу Существует два методологических подхода в образовании Почему подход называется репродуктивным?В его основе действия по образцу учителя или учебникаПересказ – по плану, решение задач по формуле, написание слов по выученному правилу и т.п. Методы репродуктивного обученияПросвещение учащихся, информирование в процессе трансляции учителем готового содержанияОбучение от частного к общему, на каждом последующем занятии предусматривается «капельное» дополнение новых сведений по отношению к предыдущемуНа занятии обеспечивается лишь поверхностное ознакомление учащихся с новым содержанием, а вся тяжесть по его освоению переносится на домашнюю работуСоответственно качество обученности учащихся во многом определяется уровнем их домашней подготовки Степень потери информации при её передачеТо, что я хочу сказатьТо, что я говорюТо, что слышатТо, что слушаютТо, что понимаютТо, что запоминаютТо, что передают дальше Степень потери информации в течение дня80 % информации, не подкреплённой осознанными практическими действиями учащегося по её освоению, стирается их памяти к вечеру того же дня 20 % - сохраняется несколько дольше, в зависимости от уровня её актуальности для ученика Освоение знаний в процессе информирования учащихся Проблема понимания учащимися информации учителя Основное свойство памяти – забывать информацию Педагогическая результативность применения репродуктивного обучения Забвение личностного развития Истинный путь развития учащихся может «пролегать» только через организацию их собственной учебной деятельности Процесс, организованный на репродуктивных действиях учащихся, становится тормозом в их развитии Подмена воспитания просвещением Воспитание обеспечивается в процессе совместной деятельности и общения, а не просвещения учащихсяКрайне низкий уровень обученности учащихся В ситуации «натаскивания» и жёсткого контроля до 80% учащихся не осваивают содержание основных учебных дисциплин Тревога, стресс, страх приводит учащихся к временной необучаемости, к психологической ситуации, в которой учащиеся учиться не могутПринуждение к выполнению репродуктивных действий вызывает у учащихся отторжение учебного процесса, создаёт ситуацию, когда они вынуждено идут в класс, но учиться не хотятПроцесс репродуктивного обучения отторгает учащихся от ценностей образования, затрудняет преодоление противоречий между темпами общественного и индивидуального развития Приговор репродуктивному методологическому подходу в образовании Обеспечивается ли при репродуктивном подходе учение школьников?Удаётся ли организовать учебный процесс учителю? Для достижения цели обновляющейся системы образования требуется кардинально изменить качество психологических условий в педагогических процессах, обеспечить ориентацию на развитие учащихся Изменение психологических условий повлечёт за собой реорганизацию организационно дидактических условий, которые представлены в требованиях к основной образовательной программе Что такое деятельность? 1. цель2. мотив3. действие4. средства5. результат6. оценка Основные этапы организации деятельности Деятельность – это система целенаправленных последовательных самостоятельных действий учащихся, вызывающих их внешнюю и внутреннюю активность, приводящую к достижению предметного и воспитательного результата В его основе лежит профессиональная организация деятельности Деятельностный подход в образовании – предполагает включённость учащихся в учебную деятельность 1. цель2. мотив3. действие4. средства5. результат6. оценка При организации учебной деятельности учащийся становится субъектом собственного развития Учитель организует совместную с учащимися деятельность, обеспечивая сервисное обслуживание учения школьников Мотивация учащихся, внутреннее принятие ими цели Выбор действий и средств обучения Достижение результата и его самооценка Основные этапы организации деятельности Реализация деятельностного обучения требует освоения учащимися УУД, универсальные действия – общекультурные компетенции формируются только в процессе активных самостоятельных действий учащихся Содержание обучения, в соответствии с требованиями ФГОС, определяется не освоением новых формулировок – правил и их применением при выполнении упражнений, а с пониманием условий и возможностей применения осваиваемых понятий в контексте учебного содержания и жизненной практики Как различить методологические подходы в образовании? По фундаментальным психологическим основаниям педагогических процессов Три базовых фундаментальных психологических основания в педагогических процессах: ДеятельностьОбщение Отношение Они по-разному организуются при разных педагогических подходах Репродуктивный подход Репродуктивные учебные действияМонологическое общениеСубъект – объектные манипулятивные отношения Деятельностный подход Учебная деятельность учащихсяДиалог в режиме «ученик – ученик»«учитель – ученик»«ученик-родные»Гуманные субъект- субъектные отношения Способ организации и средства репродуктивного и деятельностного подходов альтернативны, не совместимы Учитель включает учащихся в составленный им сценарий урока в свою деятельность Организует деятельность учащихся, сам включается в неё с целью стимулирования их развития Ученик не может в педагогическом процессе занимать одномоментно позицию ферзя и пешки Два альтернативных подхода – две стратегии обучения, две группы альтернативных педагогических технологий ЗУНыДвижение от частного к общемуОбъяснительно-иллюстративныйРепродуктивныйФронтальная Развитие личности (РЛ) От общего к частному Проблемный Исследовательский Парная, групповая, индивидуальная Репродуктивные объяснительно-иллюстративные Деятельностные развивающие Цели В предметном содержании Метод обучения Метод учения Форма учения Новые цели системы образования достигаются новыми средствами Результат применения альтернативных педагогических технологий При использовании репродуктивного подхода в обучении ЗУНы освоение знаний общеучебных умений общеучебных навыков При реализации деятельностного подхода в обучении продуктивное обучениекачественное воспитание интенсивное развитие личности Малопродуктивный уровень знаний Триединые дидактические задачи Принуждение учащихся к выполнению репродуктивных действий формирует послушного управляемого исполнителя Обучение учащихся самостоятель-ной организации деятельности формирует активно действующего и думающего человека Два методологических подхода в образовании:репродуктивный и деятельностный Две группы педагогических технологий: репродуктивные и деятельностные 1. Блочно-модульное построение учебного содержания 2. Деятельностное обучение 50х50 3. Главное не формулировка нового понятия, а условия его применения Реализация деятельностного подхода в учебном процессе Развитие системы общего образования связано с реализацией деятельностного подхода, деятельностных технологий, в которых активным субъектом развития становится сам ученик Вывод: Спасибо за внимание ! Надеемся на продолжение изучения путей реализации деятельностного подхода в образовании