Внеурочная деятельность в образовательном учереждении в условиях реализации ФГОС
Воспитание эффективно, если оно системно. Эти слова одного из виднейших теоретиков системного подхода в воспитании, академика РАО Л.И. Новиковой давно доказали свою состоятельность. Сложившаяся воспитательная система гимназии предполагает: создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом. А как показывает практика, в одном образовательном учреждении сложно удовлетворить разнообразные образовательные потребности обучающихся, их интересы и запросы. В подавляющем большинстве случаев обучение определяется не потребностями обучающихся, а теми совокупными ресурсами, которыми располагает образовательная организация. Для этого в гимназии реализуется комплексный подход в организации общего и дополнительного образования, целью которого является расширение образовательного ресурса через сетевое взаимодействие, обеспечивающее достижение учащимися требований ФГОС (метапредметных и личностных результатов) посредством освоения различных видов развивающей деятельности. При построении модели сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, мы создали общее программно-методическое пространство внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, используя при этом не только собственные ресурсы, но и ресурсы городского дворца творчества детей и молодежи, центра развития творчества детей и юношества, Лаборатории Интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ резидента Сколково. Гимназия является экспериментальной площадкой федерального государственного автономного учреждения «Федерального института развития образования» и участником инновационной экспериментальной площадки ЛИНТЕХ (г. Москва, Сколково) по направлению «Образовательная робототехника. Лаборатория УМКИ».
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Особое внимание в ФГОС второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности гимназии, которая осуществляется через:
- дополнительные образовательные программы гимназии (внутришкольная система дополнительного образования);
- дополнительные образовательные программы МБОУ ДОД Дворца творчества детей и молодежи и центра развития творчества детей и юношества Ленинского района на основании договора;
- деятельность, организуемую классными руководителями (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.). А такие школьные проекты как «Школьная типография», «Газета с плюсом», телевизионный канал «Первый школьный», «Робототехника» наиболее наглядно показывают интеграцию общего и дополнительного образования.
В2013 году за средства гранта полученного по результатам конкурса «Лучшая школа Воронежской области» было приобретено оборудование для школьной типографии. Это послужило материальной основой для создания социального прокта «Школьная типография». Совместно с факультетом журналистики Воронежского государственного университета была разработана программа курса по направлениям: "Журналистика", «Основы полиграфии и бизнес-проектирование», «Компьютерная графика и дизайн газеты». Учащиеся 8-11 классов учатся писать и редактировать тексты, обучаются работе в графическом редакторе «CorelDraw», создают макеты рекламно-полиграфической продукции (визитки, календари, рекламные модули и т. д.) и учатся пользоваться типографским оборудованием. Кроме этого, ресурсы и оборудование школьной типографии активно используются для печати школьной газеты «Газета с плюсом», методических пособий, сборника тезисов научно-практических конференций учащихся и т.д.
Результатом работы пресс-центра является участие юных журналистов в конкурсах различного уровня таких как: всероссийский конкурс школьных изданий (2-ое место ), областной конкурс средств массовой информации "Чтобы услышали" (2-ое место ),областной конкурс «Медиа Лига» (2-ое место), фестиваль школьной студенческой прессы «Репортер- 2013» (2-ое место), конкурс факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова «Лучшее школьное издание».
Инновационный проект «Первый школьный» заключается в создании школьных репортажей (освещение различных событий связанных со школьной жизнью), документальных и игровых видеофильмов, трансляции видеоработ в образовательном учреждении и в сети Интернет. Проект позволяет учащимся гимназии активизировать свою познавательную мотивацию, стимулирует развитие творческих и исследовательских способностей. Юные тележурналисты канала «Первый школьный» задействованы в организации большой части общешкольных мероприятий, освещая на школьном телевидении все значимые события, готовят телепередачи такие как: «краеведческий альманах» под руковдством учителя истории, выпуски музыкальных новостей «топ-чарт» под руководством учителя музыки, "космос в искусстве" под руководством учителя физики. Материалы телеканала «Первый школьный» добавляются на сайт гимназии и на городской школьный канала КТВ- Воронеж.
Таким образом, школьный пресс-центр – это современное средство воспитания патриотизма, формирования гражданской позиции, а так же средство повышения интереса к учебе.
Новым направлением внеурочной деятельности гимназии стала образовательная робототехника. Оно предусматривает активное развитие технологической базы, разработку дидактических и методических материалов по изучению программирования и робототехники. На базе УМК «Лаборатории УМКИ» ЛИНТЕХа- резидента Сколково в гимназии организована работа творческого объединения «Робототехника» для учащихся 5-х классов. Педагоги, ведущие занятия, прошли дистанционные курсы по работе с данным комплексом, посетили фестиваль робототехники и биокибернетики «Киберфест – 2015» в городе Пятигорск. Учащиеся объединения «Робототехники» показали высокий результат, заняв призовое место в соревнованиях по УМКИ во Всероссийском фестивале «РоботоБум» в рамках «Дней робототехнике в Сочи 2014», приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всемирной олимпиады «Дней робототехнике в Сочи 2014», стали победителями в региональном фестивале робототехнике РобоАрт в номинации «Кибернетическое искусство» и призерами в номинации «Обслуживающие роботы». Научно-технический прогресс не может не оказывать влияние на образовательный процесс в школе, особенно с учетом того, что всеобщая доступность ИКТ- устройств и интернета позволяют индивидуализировать обучение. Поэтому в гимназии открывается сетевая «Лаборатория образовательной Робототехники РоботоБУМ», которая может быть использована в форме дополнительного образования, элективных курсов, программ занятий летней школы «Корпорация Google» При этом на передний план выходит продуктивная деятельность – исследовательская, проектная, творческая – ученика и учителя. Новое 3D оборудование, робототехнические комплексы позволят создать интерактивную среду и послужат тем инструментарием, посредством которого может быть сформирована целостная картина мира и реализовано обучение через проектную деятельность. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.