Программа физкультурно-оздоровительных занятий в группе суточного пребывания детей с ОВЗ «Азбука здоровья»
1562107937500
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями
здоровья №2 городского округа Электросталь Московской области»
Программа
физкультурно-оздоровительных
занятий у младших школьников
«Азбука здоровья»
Составила воспитатель:
Огонькова А.С.
2016 – 2017
Спортивный час не повторяет содержание и методику уроков физической культуры. Спортивный час в режиме группы суточного пребывания проводится воспитателем ежедневно на свежем воздухе после уроков.
Целями проведения спортивного часа в группе продленного дня являются следующие:
повышение общей физической подготовки школьников;
снятие усталости от малоподвижной деятельности на уроках;
коррекция двигательных нарушений;
развитие навыков закаливания и ежедневных оздоровительных физических упражнений;
удовлетворение естественной потребности в движении.
Структура спортивного часа:
Первая часть – подготовительная (5 минут): построение, организационные указания воспитателя; ходьба и медленный бег по площадке в колонне по одному; общеразвивающие упражнения во время ходьбы или в круге, или в игре.
Вторая часть – основная (20 минут): коррекционные подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения или самостоятельные игры детей в парах, небольшими группами.
Третья часть – заключительная (5 минут): общее построение школьников, спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание, чтобы привести организм детей в относительно спокойное состояние.
Главное условие – все дети должны быть включены в активное движение.
Консультантами воспитателя при подготовке спортивных часов являются учитель физической культуры и школьный врач.
Обеспечение безопасности – главное условие проведения спортивного часа.
Перед началом спортивного часа воспитатель проводит инструктаж детей по правилам техники безопасности и правилам поведения.
Во время спортивного часа воспитатель обеспечивает соблюдение правил ТБ, контролирует действия учащихся, предотвращает любые действия, которые могут привести к травматизму.
Пояснительная записка.
Спортивные часы являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в МБОУ «Школа – интернат № 2». Программа содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях.
Настоящая программа составлена с учётом того, что у большинства учащихся имеются нарушения сердечно–сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из них отсутствует согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение, разные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стёртые двигательные нарушения.
Необходимо учесть, что позвоночник - физический центр тела, каркас его мягких тканей и органов. Неправильная осанка, зажатость позвоночника приводит к неравномерному распределению нагрузки на суставы, связки, мышцы, отчего страдает опорно-двигательная система. При определённом искривлении тела внутренние органы отклоняются от нормального положения и зажимаются другими органами и тканями. Позвоночник не только поддерживает тело, но из него выходят главные нити нервной системы, поэтому любое смещение позвонков или их деформация приводит к нарушению работы всего организма. Патология осанки происходит из-за слабой мышечной системы, особенно мышц спины и живота, неправильной походки, связанной с неразвитостью стоп, с плоскостопием.
У большинства учащихся с отклонением интеллекта наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.
У детей с ЗПР бывает недостаточно полный выдох, и это следует исправлять — обучать детей удлиненному выдоху. Полезно надувать игрушки, на выдохе надо произносить звуки: ух, эх, о, а, э и другие.
Программа составлена для учащихся начальных классов.
В основу данной программы положена " Программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе", утвержденной Министерством просвещения и комплексы занятий по ЛФК для детей ограничениями в здоровье.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю.
Цели программы:
активизация защитных сил организма ребёнка;
выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращение его деформации;
укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно–двигательного аппарата;
воспитание в детях чувства свободы, уверенности в своих силах и возможностях своего тела;
развитие общей организованности, внимания, фантазии, доброжелательности;
развитие координационных способностей учеников;
развитие мелкой и общей моторики у детей;
коррекция и компенсация недостатков физического развития;
коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия);
формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений:
упражнения для развития мелкой моторики рук;
комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 1, 2, 3;
комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1, 2, 3;
комплекс упражнений дыхательной гимнастики № 1, 2, 3;
комплекс упражнений для развития функции координации и вестибулярного аппарата № 1, 2, 3;
специальные упражнения для глаз;
комплекс кинезиологических упражнений.
Все занятия проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно - гигиенических требований.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
"Посмотри, кто спрятался в комочке?"
Разглаживание смятых комочков из бумаги (скомканных в шарики картинки).
"Чудесный мешочек"
Предметы определить на ощупь. Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
"Застегни одежду"
На пуговицы, липучки, молнии. Учить застегивать пуговицы, липучки, молнии; развивать мелкие движения рук. Развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
«Замок»Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
«Кольца» Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
«Крестики-нолики»Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
«Зеркальное рисование»
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.
«Рыбка»Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.
«Змейка»Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.
«Восьмерки»Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.
«Собака»
Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается .«Летит оса»
Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 1
Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.
Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.
Поднимание согнутой в колено ноги.
Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.
Ходьба высоко поднимая ноги.
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 2
И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх- вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад- вдох, возвращение в и.п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)
И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
И.п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.
И.п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3
И.п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и.п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
И.п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
И.п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
И.п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)
И.п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)
И.п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
И.п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)
И.п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
И.п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1
Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)
Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)
Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)
Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2
Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)
Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)
Руки в стороны. Присесть на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)
Стойка, руки за спину. Подняться на носки, перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)
Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)
Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3
Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)
Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)
Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)
Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики № 1
Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)
Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)
Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)
Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики № 2
Встать прямо, руки вдоль туловища. Сделать полный глубокий вдох. Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой. Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 с. Медленно опуская руки - выдох. Проделать очистительное дыхание(глубокий вдох через нос, резкий выдох тремя - четырьмя выдохами через рот. 1 раз).
Встать прямо, вытянутые руки перед собой. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание. Быстро отвести руки как можно дальше назад, кисти в кулак, держать на уровне плеч, затем вернуться в и.п. (2-3 раза) С силой выдохнуть через рот. Проделать очистительное дыхание.
Встать прямо, вытянутые руки перед собой. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание. Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание. С силой выдохнуть через рот. Проделать очистительное дыхание.
Встать прямо перед стеной, приложив к ней ладони. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание. Приблизить грудь к стене, держа свой вес на руках. Медленно отодвигаться от стены. С силой выдохнуть через рот. Проделать очистительное дыхание.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики № 3
«Свеча» Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом» Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
«Шарик» Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
Комплекс упражнений для развития
функции координации и вестибулярного аппарата № 1.
Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)
Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки. (Повторить 8-10 раз.)
Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)
Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)
Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)
Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. (Повторить 8-10 раз.)
Комплекс упражнений для развития
функции координации и вестибулярного аппарата № 2.
Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)
Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)
Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)
Передвижение по скамейке вперед, назад. (Повторить 6-8 раз.)
Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)
Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для развития
функции координации и вестибулярного аппарата № 3.
И.п. — сидя на стуле. Взять с пола мяч, поднять над головой и опустить его на то же место. Повторить 3—5 раз.
И.п. — сидя на стуле, в вытянутых руках мяч. Отвести правую руку с мячом в сторону. То же — в другую сторону. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.
И.п. — сидя на стуле, руки с мячом над головой. Сначала опустить вперед руки с мячом, а затем — без мяча. После этого руку с мячом отвести в сторону, другую — вперед. Повторить 5—8 раз.
И.п. — сидя на стуле, ноги выпрямлены в коленных суставах. Согнуть правую ногу, левую руку поднять вверх. То же — другой ногой и рукой. Повторить 35 раз.
И.п. — стоя, руки перед собой. Ходьба с вытянутыми вперед руками. При шаге левой ногой правую руку согнуть к плечу. То же с правой ногой и левой рукой. Повторить 5—8 раз.
Специальные упражнения для глаз
Ниже в методической последовательности приводится перечень специальных упражнений для профилактики ухудшения зрения. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 11/2-2 мес, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.
И.п. – стоя.
1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).
2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).
3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).
4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.
И.п. – сидя.
8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.
10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
И.п. – стоя.
11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.
КОМПЛЕКС КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.
(позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий)
«Солнышко». 1 ч. Ночь. Пальцы обеих рук сплетены в замок. Наступает утро. Солнышко просыпается. Пальцы медленно распрямляются и раскрываются наподобие лучей солнца. 2 ч. Наступает вечер. Солнышко садится. Пальцы медленно сгибаются и сплетаются в замок. Наступает ночь.
«Гребешок». Пальцы обеих рук попеременно образуют гребешок петушка ( средний на указательный, безымянный на средний, мизинец на безымянный).
«Цветок». 1 ч. Пальцы обеих рук образуют бутон цветка. Затем он начинает раскрываться по лепесткам (сначала размыкаются мизинцы, затем безымянные, после этого средние, указательные и большие). Запястья на размыкаются. Кисти рук образуют цветок, напоминающий тюльпан. 2 ч. Все в обратной последовательности.
«Колечки». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу) , так и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке.
«Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу) , так и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке.
«Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому).
«Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки).
«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
«Волна». Делать волнообразные движения сначала левой рукой направо, затем правой рукой налево. Следующий этап – одновременно обеими руками навстречу друг другу.
«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.
«Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
«Отдаем честь» . Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «ВО». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
«Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.
«Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.
«Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.
«Фонарики». Читать стихотворение и на каждую фразу делать одновременно обеими кистями рук соответствующие движения: сжимаем и разжимаем пальцы.
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем.
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают.
Примерные комплексы упражнений для проведения спортивных часов.
№ Названия упражнений
Назначение упражнения Вид
деятельности
Первая четверть
Сентябрь
1 Посмотри, кто спрятался в комочке?
Чудесный мешочек Развитие мелкой моторики рук Коррекция
2 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 1 Формирование правильной осанки Коррекция
3 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1 Профилактика плоскостопия Коррекция
4 Комплекс упражнений дыхательной гимнастики № 1 Формирование согласованности дыхания и двигательной нагрузки Коррекция
5 Специальные упражнения для глаз Профилактика ухудшения зрения Коррекция
Октябрь
1 Застегни одежду
Замок Развитие мелкой моторики рук Коррекция
2 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 2 Формирование правильной осанки Коррекция
3 Комплекс упражнений для развития
функции координации и вестибулярного аппарата № 1. Стимулирование развития координации движений Коррекция
4 Кинезиологические упражнения: Солнышко, Гребешок, Цветок, Колечки Активизация межполушарного взаимодействия Коррекция
5 Специальные упражнения для глаз Профилактика ухудшения зрения Коррекция
Вторая четверть
Ноябрь
1 Кольца
Крестики – нолики Развитие мелкой моторики рук Коррекция
2 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3 Формирование правильной осанки Коррекция
3 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2
Профилактика плоскостопия Коррекция
4 Комплекс упражнений дыхательной гимнастики № 2 Формирование согласованности дыхания и двигательной нагрузки Коррекция
5 Специальные упражнения для глаз Профилактика ухудшения зрения Коррекция
Декабрь
1 Зеркальное рисование
Рыбка Развитие мелкой моторики рук Коррекция
2 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 1 Формирование правильной осанки Коррекция
3 Комплекс упражнений для развития
функции координации и вестибулярного аппарата № 2. Стимулирование развития координации движений Коррекция
4 Кинезиологические упражнения: Крестики, Лошадки, Змейки, Лягушка Активизация межполушарного взаимодействия Коррекция
5 Специальные упражнения для глаз Профилактика ухудшения зрения Коррекция
Третья четверть
Январь
1 Змейка
Восьмерка Развитие мелкой моторики рук Коррекция
2 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 2 Формирование правильной осанки Коррекция
3 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3 Профилактика плоскостопия Коррекция
4 Комплекс упражнений дыхательной гимнастики № 3 Формирование согласованности дыхания и двигательной нагрузки Коррекция
5 Специальные упражнения для глаз Профилактика ухудшения зрения Коррекция
Февраль
1 Собака
Летит оса Развитие мелкой моторики рук Коррекция
2 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3 Формирование правильной осанки Коррекция
3 Комплекс упражнений для развития
функции координации и вестибулярного аппарата № 3. Стимулирование развития координации движений Коррекция
4 Кинезиологические упражнения: Ухо – нос, Волна, Кулак – ребро – ладонь, Лезгинка Активизация межполушарного взаимодействия Коррекция
5 Специальные упражнения для глаз Профилактика ухудшения зрения Коррекция
Март
1 Посмотри, кто спрятался в комочке?
Чудесный мешочек Развитие мелкой моторики рук Коррекция
2 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 1 Формирование правильной осанки Коррекция
3 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1 Профилактика плоскостопия Коррекция
4 Комплекс упражнений дыхательной гимнастики № 1 Формирование согласованности дыхания и двигательной нагрузки Коррекция
5 Специальные упражнения для глаз Профилактика ухудшения зрения Коррекция
Четвертая четверть
Апрель
1 Застегни одежду
Замок Развитие мелкой моторики рук Коррекция
2 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 2 Формирование правильной осанки Коррекция
3 Комплекс упражнений для развития
функции координации и вестибулярного аппарата № 1. Стимулирование развития координации движений Коррекция
4 Кинезиологические упражнения: Отдаем честь, Слоники, Котята, Каракатицы, Фонарики Активизация межполушарного взаимодействия Коррекция
5 Специальные упражнения для глаз Профилактика ухудшения зрения Коррекция
Май
1 Кольца
Крестики – нолики
Развитие мелкой моторики рук Коррекция
2 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3 Формирование правильной осанки Коррекция
3 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2 Профилактика плоскостопия Коррекция
4 Комплекс упражнений дыхательной гимнастики № 2 Формирование согласованности дыхания и двигательной нагрузки Коррекция
5 Специальные упражнения для глаз Профилактика ухудшения зрения Коррекция
Литература:
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: "Паритет", 2003.
Тимошина И. Н. Физкультурное образование учащихся специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений [Текст]: Монография / И.Н. Тимошина. – М.: Научно издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006.
Коданева Л.Н. Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А. – М., 2011.
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Страковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. – М., «Медицина», 1978.
Гербцова. Г. И. «Азбука здоровья», программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классы. С-Петербург. «Образование» 1994 г.