Сатья Влияние современных двигательных оздоровительных систем на физическое состояние и умственную роботоспособность студентов
"Влияние современных двигательных оздоровительных систем на физическое состояние и умственную работоспособность студентов"
Успешность и эффективность образовательного процесса зависит от многих факторов, в том числе и от состояния здоровья студентов, их умственной работоспособности. Поэтому главной целью здоровье сберегающих технологий является пропаганда ведения здорового образа жизни и повышение физической активности молодежи.
Воистину - движение это жизнь. В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений, таких как АТФ, благодаря чему повышаются практически все возможности и способности. В том числе умственные и физические.
При возникновении гиподинамии появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху. В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше, что значительно укрепляется иммунитет.
Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие. Положительные эмоции наоборот способствуют нормализации многих функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и жизнерадостности. При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям и стрессам.
Таким образом, оздоровительный эффект занятий современными двигательными оздоровительными системами связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости, физической и умственной работоспособности.
Цель исследования – выяснитьи проанализироватьвлияние современных двигательных оздоровительных систем на физическое состояние и умственную работоспособность студентов.
Задачи исследования:
1. Выяснить уровень сформированности мотивации к ведению здорового образа жизни у студентов.
2. Проанализировать воздействие современных двигательных оздорови-тельных систем на:
- кардиореспираторную систему человека;
- коррекцию недостатков телосложения;
- оценку самочувствия, активности и настроения студентов;
- умственную работоспособность студентов в течении учебного года.
3. Сравнить полученные показатели с показателями лиц, ведущих мало- подвижный образ жизни.
Методы исследования:
- обзор литературы по данной теме,
- анкетирование,
- исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы (проба Мартине);
- исследование функционального состояния органов дыхания (пробы Штанге и Генчи);
- антропометрические измерения (вес, рост, индекс массы тела);
- оценка самочувствия, активности, настроения (тест САН);
- определение умственной работоспособности студентов «MWC» (Mental workinq capaciti) на основе использования буквенных таблиц В. Я. Анфимова в модификации С.М. Громбаха;
- статистическая обработка и анализ данных.
Методика исследования:
С целью выяснения уровня сформированности мотивации к ведению здорового образа жизни было проведено анкетирование 67 респондентов (студенты 1-2 курсов специальности Сестринское дело). В результате обработки полученных данных мы сделали следующие выводы:
- у 56% респондентов - уровень мотивации ЗОЖ низкий. Характерна пассивность в вопросах сохранения и поддержания своего здоровья.
- 27% респондентов - имеют средний уровень мотивации. У них появляется интерес к различным элементам ЗОЖ, которые используют в своей жизни друзья, сверстники.
- 13% респондентов - имеют относительно высокий уровень. Осознается значимость ЗОЖ для самосовершенствования и профессионального становления.
- 4% респондентов – имеют высокий уровень мотивации ЗОЖ. ЗОЖ осознается как потребность, как стиль жизни.
В результате нам удалось привлечь к участию в эксперименте студентов не только с высоким и относительно высоким уровнем мотивации ЗОЖ, но и со средним уровнем мотивации (29 девушек). В начале им было проведено исследование функционального состояния сердечно-сосудистой и дыха-тельной систем, антропометрические измерения, тест САН и определение умственной работоспособности. Полученные данные взяты за исходные. Затем, девушкам было предложено в течение года посещать групповые занятия в спортивном клубе по любой понравившейся им системе: степ-аэробика, тай-бо, зумба, пилатес, калланетика. Тренировки проводились регулярно: по понедельникам, средам и пятницам с сентября 2013 года по июнь 2014 года. Продолжительность занятия составляла 1час. Дозирование нагрузки осуществлялось с учетом анатомо-физиологических особенностей данной возрастной группы.
Результаты наших исследований выглядят следующим образом:
1. У студенток, занимавшихся фитнесом, функциональные состояние сердечно-сосудистой системы улучшилось на 29 %, функциональное состояние органов дыхания - в среднем на 37 % .
2. Первоначальная физиологическая убыль массы тела девушек составила 4-5 кг., после чего вес стабилизировался. Окружность талии уменьшилась в среднем на 3,5 - 4 см., окружность таза - на 2,5-3 см., окружность бедер – на 1,5 -2см.
3. Данные оценки самочувствия, активности, настроения (САН) на протяжении учебного года у участниц эксперимента оказались в 2 раза выше, чем у студентов, ведущих малоподвижный образ жизни.
Современные двигательные оздоровительные системы активно влияют и на умственную работоспособность студентов:
1. У лиц, не испытывающих регулярную физическую нагрузку, умственная работоспособность претерпевает колебания в течение года, увеличиваясь от сентября к марту, а затем падает. Пик ее приходится на период с октября по январь.
2. У студентов, занимающихся фитнесом, умственная работоспособность увеличивается к октябрю и остается на высоком уровне до конца учебного года, даже в период весеннего авитаминоза.
3. Показатели успеваемости и качества знаний студентов, ведущих активный образ жизни, гораздо выше, чем у нетренированных лиц: успеваемость – 100%, качество знаний - 90,5%, средний балл – 4,5.
Выводы:
Занятия современными двигательными оздоровительными системами:
1. улучшают функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
2. позволяют снизить и стабилизировать массу тела;
3. укрепляют и подтягивают мышечный корсет;
4. значительно улучшают самочувствие, активность, настроение;
5. увеличивают показатели умственной работоспособности.
Литература :
1. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. 5-е изд. М.: Физкультура и спорт, 2009 г., 206 стр.
2. Карташев Н.Н. Школьная валеология. Волгоград, Перемена, 2006 г. Ч 1,2,3, 4, 5. 136 с.109с.88 с. 118 с. 98 с.
3. Карташев Н.Н., Соломатин С.С., Трегубов Е.И. Руководство к учебно-исследовательской работе по возрастной физиологии в межсессионный период. М.: Просвещение, 2005 г. 38с.
4. Карташев Н.Н., Федоркина Н.А., Фролов В.И. Практикум по валеологии. Волгоград, 2009 г. Ч. 1, 2. 106 с.101 с.
5. Татарникова Л.Г., Глинякова И.Ю. Я и мое здоровье: Учеб. Пособие по валеологии. Ч. 1. Волгоград, Перемена, 2009 г. 142 с.
15