Занятия оригами в школьных лагерях в летнее время «Волшебный квадрат».


Занятия оригами в школьных лагерях в летнее время «Волшебный квадрат». Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребёнка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга! В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать фигурки оригами везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Это свойство оригами позволяет в полной мере привлекать его для работы в детских лагерях отдыха.
План занятия.
Необходимые материалы для занятия: для детей: листы бумаги квадратной формы, фломастеры, цветные карандаши; для педагога: фотографии, иллюстрации работ мастеров оригами, детские работы, схемы изготовления фигурок.
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
- История оригами. Оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в храмах. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, журавликом, рыбой. Сейчас оригами популярно во всём мире. Оно перестало быть просто искусством. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).
- Показ работ мастеров оригами (фотографии, иллюстрации).
- Показ работ детей, занимающихся оригами.
3. Практическая работа. Изготовление фигурок оригами по схемам и за педагогом. Фигурки могут быть разные в зависимости от возраста детей: пианино со стульчиком, лягушка, петух (1 – 3 кл.), журавлик, машущий крыльями, «журавлик счастья», бабочка (4 – 5 кл.). После изготовления фигурок можно подрисовать глаза, клюв фломастерами или цветными карандашами. В оставшееся время дети могут поиграть фигурками.
4. Уборка рабочего места.